Привет! Меня зовут Татьяна, и я новый корреспондент NGS24.RU. Весной этого года мы с мужем решились на переезд из Челябинска в Красноярск. «Направление не очень популярное для переезда — здесь холодно и грязно», — вот такие характеристики в основном давали мои знакомые и друзья, желая «удачи на новом месте» (хотя практически никто из них здесь не был), делая вывод, наверное, исключительно из экологических рейтингов. Еще есть мнение, что здесь жуткие морозы за -40 большую часть зимы. Забегая вперед: погода здесь мне показалась комфортнее, чем в Челябинске. Что до зимы — ее, конечно, надо еще пережить.
В первое время после переезда всё кажется новым и непонятным, ты путаешься в улицах и районах, а взгляд «цепляется» за то, что ты когда-то где-то видел. Я буду сравнивать с Челябинском.
Практически во всех российских городах одна из центральных улиц названа в честь Ленина, и странно, если бы на ней не было памятника вождю пролетариата. В Челябинске и Красноярске памятники Ленину очень похожи. Да и главная площадь в городе — тоже Революции.
Памятник Ленину на самом деле не самая яркая «схожесть» двух городов. В глаза любому челябинцу в Красноярске бросается первый городской небоскреб на улице Мира. В Челябинске в центре города точно такой же, построен около 10 лет назад. Как так вышло? Может быть, схожесть в менталитете архитекторов…они, кстати, до сих пор критикуют огромное здание, называя его «синей дурой», которую буквально за один год «впихнули» в историческую застройку центра.
Ни один челябинец не сможет спокойно пройти/проехать мимо красноярского автовокзала. Здание — точная копия главных воздушных ворот Южного Урала. В этом случае появление «двойника» имеет официальное объяснение: в 1950-х годах сразу в нескольких городах СССР построили здания аэровокзалов по очень схожим проектам. Только челябинское в данный момент используется по назначению, и то последние месяцы: к сдаче готовится новый терминал аэропорта в современном архитектурном стиле.
В Красноярске, как и в Челябинске, есть органный зал. При решении вопроса, куда установить инструмент (изготовленный по индивидуальному заказу), в обоих городах почему-то остановились на культовых сооружениях дореволюционной постройки: в Красноярске это костел 1911 года, а в Челябинске — храм в честь Александра Невского, основанный в тот же год. Оба здания выполнены из кирпича и прекрасно сохранились. Несколько лет назад храм в Челябинске вернули Православной церкви, а орган перенесли в здание бывшего кинотеатра «Родина». Красноярские католики о таком сценарии пока только мечтают.
Пожалуй, в любом современном городе есть новые большие микрорайоны, напоминающие муравейники или гетто. Обычно они появляются на окраинах, но бывают и другие варианты. Например, в Челябинске пять лет назад начали возводить новый район «Академ Риверсайд», окрестив его «новым центром города». Он мне напомнил микрорайон «Покровский» в Красноярске. В основном здесь живут молодые семьи с детьми, но для последних не хватает мест в детских садах и школах. Среди других проблем — нехватка парковочных мест и благоустроенных общественных пространств.
Не так давно СМИ писали о так называемых «колчаковских казармах» в Красноярске. Там может появиться исторический центр — старинные дома отреставрируют, а территорию благоустроят. В Челябинске есть очень похожий военный городок с дореволюционными казармами, который когда-то выполнял роль переселенческого пункта. Территория принадлежит Минобороны, но хозяйствуют в ней пока чаще всего бомжи. Нередко здесь случаются пожары. Местные краеведы уже устали бить тревогу.
Еще одна схожесть Красноярска с Челябинском (и ее сложно как-то обозначить изображением) — это настроения вроде «пора валить». Из-за плохой экологии, некомфортного климата, сравнительно неинтересной культурной жизни люди выбирают другие места для жизни: Краснодар и Сочи, Москву и Санкт-Петербург. Есть ощущение, что вот таких «сваливших» уже набрался небольшой автобус из твоих близких друзей, знакомых, коллег.
Когда я приехала в Красноярск в марте, он превзошел мои ожидания. Сначала я думала, что дело в Универсиаде, и с ее окончанием всё сойдет на нет. Каждый вечер в 23 часа за окном я слышала непонятный звук — дорожники мыли дорогу с шампунем (!). Это продолжается и сейчас. Продолжается реставрация исторических зданий, продолжается благоустройство общественных пространств. Мне здесь очень нравится. Правда, когда я задаю вопрос красноярцам, нравится ли им здесь, я чаще получаю отрицательный ответ.
Согласны с автором?