Один день с дорожниками Красноярска
В ноябре Красноярск пережил несколько мощных снегопадов. Улицы мегаполиса превратились в одну сплошную пробку, в которой горожане с грустными шуточками играли в города. Дошло до того, что первый заместитель мэра лично взял в руки лопату и перед телекамерами стал показывать, как нужно разгребать снег.
В конце месяца погода наладилась, но горожане стали жаловаться на гололед. Только 28 ноября в диспетчерскую 005 поступило свыше полусотни жалоб от красноярцев. Мэрия рапортовала о выводе на улицы города дополнительных рабочих для расчистки тротуаров и уличных лестниц. Мы решили своими глазами посмотреть, кто и как чистит улицы вместе с рабочими.
Три ДРСП чистят второстепенные улицы и межквартальные проезды, а за уборку дорог и тротуаров центра в Красноярске отвечает Специальное автотранспортное предприятие. 8 декабря мы отправились. В мэрии нам предложили познакомиться с работой дорожников на примере САТП.
«На основе заявок жителей в диспетчерскую 005, пожеланий районных администраций к 14:00 формируется план-задание на следующий день. Затем его рассматривают и утверждают в управлении дорог и благоустройства. С утра планы корректируют и отдают бригадирам», — говорит заместитель директора САТП по эксплуатации Евгений Потылицин.
На уборку тротуаров в день выводится 100 человек, в снегопады число уборщиков увеличивается до 150. Работа идет в 2 смены: с 7 утра до 16:00 и с 21:00 до 7:00. В разгул стихии смена увеличивается до 12 часов.
«Роторная техника очень маневренная. Сейчас улицы в центре заборами заставили. Эта техника позволяет чистить около ограждений, у зданий, деревьев», — рассказывают в САТП.
Со стороны работа их выглядит очень монотонной. Колонной по одному мужчины идут к железнодорожному вокзалу. Снег из-под щеток летит на тротуар. Рядом образуются отвалы снега. Кому-то из рабочих приходится возвращаться назад.
После очистки тротуаров от снега остается довольно скользкая наледь. Но ее никто не убирает. «Лед на тротуарах убирают, когда днем наступает похолодание», — объясняет мастер участка САТП.
Руководство САТП таких работников называет «спецконтингентом». Осенью, когда стало понятно, что ремонт Мира затягивается, а выборы главы Красноярска приближаются, чиновники выводили заключенных разгребать завалы брусчатки.
«По одному их не принято выводить на улицы. Выводят группой туда, где требуется ударное усилие, убрать большой объем», — поясняет замдиректора САТП Евгений Потылицин.
Присматривающий за заключенными охранник просит нас не разговаривать с его подопечными и не фотографировать его самого. Но охотно рассказывает о подневольных уборщиках улиц. Оказалось, что за ними он присматривает уже 1,5 года.
«Осужденных за тяжкие преступления к таким работам не привлекают. Люди работать идут сами. Во-первых, это засчитывается, когда решается вопрос по досрочному освобождению. Во-вторых, какие-никакие, но деньги. Им же зарплаты платят. Ну и за счастье им это. Все равно сидят в камерах, как ужи в клетке. А тут воздух, смотрят по сторонам, на город. Мы же и стадионы убираем, и другие районы».
— Случаи побегов были?
— Да это же бессмысленно. Это же город, кругом камеры. Плюс по побегам нет сроков давности, ищут всю жизнь. А когда находят — миллион по суду. За использование техники, расходы на поиск.
В морозы каждые 45 минут заключенные греются в автобусе. Сейчас на улице тепло, уставшие просто периодически отходят на перекур. Сколько работники получают за свой труд, работник ГУФСИН не знает.
— Коля, иди сюда. Сколько в месяц на руки получаешь?
— На руки — 7800.
Следом за заключенными идут работники САТП — подбирают снег, выброшенный заключенными на проезжую часть. На фото слева лопатой орудует начальник бригады.
Для уборки больших завалов снега на тротуарах используются машины. Они же посыпают наледь песком. На зажатых заборами тротуарах водители демонстрируют чудеса ловкости.
«Устроился 3 дня назад. До этих работал в охране, нашел вакансию. Зарплата 18 тысяч, с работой по выходным, в вечернее время пообещали 25 тысяч. Я непьющий, планирую выйти на работу 1 января», — признается дорожник.
Примерно через 20 минут новичок Максим в одиночку загружает снегом половину грузовика. Двигаясь вслед за грузовиком, мы попадаем в конечную точку вывоза снега со всего города. Горки огромных снежных отвалов находятся на огромном пустыре на Подзолкова, недалеко от путепровода на Авиаторов. Двигаясь вслед за КамАЗом со снегом, мы видим, что чем дальше от центра, тем больше неубранных участков.
Критика на голову дорожников обрушивается почти после каждого снегопада. Ранее бывший глава департамента горхозяйства Игорь Титенков признавался: для уборки улиц не хватает техники и финансирования.
В 2018 году чиновники решили существенно увеличить затраты на уборку улиц. В 2017 году на содержание дорог городские власти потратили примерно 622 млн, а содержание центральных и магистральных улиц было заложено 429 млн рублей, на уборку и содержание дорог в районах — 134 млн.
В 2018 году мэрия решила потрать на расчистку улиц от снежных заносов 638,4 млн. Станут ли чище от этого не только центральные улицы, но и спальные районы, мы сможем понять после первого же снегопада в 2018 году.
Фото: Артема Ленца
Следите за новостями в нашей группе «ВКонтакте».
Новости и фото отправляйте 8-999-315-05-05 (WhatsApp, Viber, SMS)