Город «С такими графиками жениться проблематично»

«С такими графиками жениться проблематично»

Как проходит уборка дорог: корреспонденты одну ночь понаблюдали за работой дорожников, которые рассказали о зарплатах в 40 тысяч и о самом сложном районе

Как рассказали в мэрии, уборкой улиц в городе занимаются 4 муниципальных предприятия, а первые машины вышли на дороги в ночь с 15 на 16 октября. На устранение последствий снегопадов и гололедицы этой зимой брошено 248 единиц техники, а в случае обильного снега на улицы города выведут еще 160 единиц.

Несмотря на то что на календаре еще осень, для красноярских дорожников официально начался зимний сезон. Каждую ночь на дороги города выходят десятки самосвалов, грейдеров и снегопогрузчиков. После дневного снегопада в среду, 25 ноября, корреспонденты НГС провели ночь с дорожниками и увидели, как очищаются городские улицы.

Специализированное автотранспортное предприятие (САТП) отвечает за чистоту главных магистралей города, а три ДРСП чистят второстепенные улицы и межквартальные проезды. Ровно в 21:00 из ворот САТП выезжает вереница разнообразной техники. По словам директора по эксплуатации САТП Игоря Цедрика, в ночь по всему городу будет работать 5 комплектов машин — один на правом берегу, остальные на левом. В ночь на дороги выходит до 100 машин, в сильный снегопад идет усиление.
В один комплект входят грейдер, снепогрузчик, тракторная щетка и от 5 до 10 самосвалов КамАЗ. Каждый из них сопровождают 2-3 рабочих с лопатами. Зона ответственности САТП поделена на 4 участка — на каждом из них по мастеру, который следит за ходом работ. «У них есть план-задание, на которое они должны четко ориентироваться. Утром мастера докладывают о проделанной работе», — говорит г-н Цедрик.
Днем мастера проезжают по улицам, оценивают состояние дорог, их загрязненность — смотрят, с чего начать. Однако упор делается на несколько десятков крупных магистральных улиц — например, центр, Тотмина, Шахтеров, Красраб — на них работает бóльшая часть техники. К вечеру идет разнарядка по бригадам.
25-летний Олег работает мастером участка 4-й год — пришел в САТП сразу после «политеха» СФУ. График, признается он, ненормированный, но в основном «3 через 3» и чаще всего по ночам. «Работа ответственная — после смены сразу спать. Жена не жалуется на ночные отлучки, так как ее нет. У многих дорожников нет семей — с такими графиками жениться проблематично», — смеется он. Зарабатывает Олег порядка 40 тыс. руб. в месяц.
Работа каждой бригады выстроена так. Сначала дороги посыпаются песко-соляной смесью, чтобы устранить гололед. Затем 5 дорожных машин, следуя друг за другом, прометают полотно и сдвигают снег к бордюру — формируют так называемый вал. Вслед за ними идет грейдер, отрезает вал — за ним все подчищает тракторная щетка.
Лишь после этого снегопогрузчик сгружает сформированную массу в самосвалы. Все, что собрано с дорог, КамАЗы везут на 4 снегоотвала — по два на каждом берегу. «В неположенном месте вываливать собранный снег запрещено, каждый водитель предупрежден: шаг влево, шаг вправо — расстрел. Штрафы у нас очень квадратные», — говорит Игорь Цедрик. Однако о суммах предпочел умолчать.
55-летний Владимир уже 2 года трудится рабочим «5 через 2» — чаще всего по ночам. В семье, говорит, реагируют понимающе — надо же деньги зарабатывать. «40 лет отработал на комбайновом, а сейчас сами знаете, что с заводами. Тут еще 40 лет отработаю, а там видно будет, — улыбается мужчина. — Настроение отличное! Работа нравится — свежий воздух и нагрузки физические позволяют держать себя в форме».
«Основная масса работ производится ночью, и для нас выгодно, и для города — мы больше успеваем сделать. Днем машин много — и чистить неудобно, и самосвал пока до снегоотвала доедет, все пробки соберет», — рассказывает мастер Олег.
Диспетчерская для дорожников — все равно что центр управления полетами для пилотов. Сюда стекаются заявки от службы «005», отсюда и координируется вся работа. Абсолютно все машины — и снегопогрузчики, и грейдеры, и самосвалы — оборудованы системой ГЛОНАСС, в диспетчерской отслеживается буквально каждый шаг.
«Где находится, сколько где простоял, с какой скоростью ездил, когда и какое включал оборудование, сколько потратил топлива… По каждому сотруднику можно сделать подробнейшую распечатку», — рассказывает диспетчер Маргарита.
Процесс уборки улиц в режиме реального времени выводится на монитор. «Вот, смотрите, на Октябрьском мосту комплект работает наш, вот грейдер, а вот на прометании еще комплект — он уже сейчас на Свердловскую пойдет. Вот комплект Елены Стасовой на прометании проходит», — указывая на карту, объясняет Олег.
И мастер Олег, и его начальник Игорь Цедрик, не сговариваясь, заявили: самым сложным для них районом является Октябрьский. С него начинается зима — благодаря розе ветров он первый встречает все осадки. Там нет производств, сводится к минимуму парниковый эффект. Изморозь и снег падает на дороги, но не тает, а превращается в снежный накат.
«Самое зло в нашей работе — это морозы за 30, — признается Олег. — Техника не всегда выдерживает: половина на гидравлике, на пневмосистемах — все это прихватывает, перемораживает. Спасает только срочный ремонт — поэтому и водители опытные, способные как можно быстрее устранить поломку, предусмотреть которую заранее практически невозможно».
Средний возраст мастеров, по словам Олега, — 27 лет, основной костяк рабочих составляют люди постарше. «Водители все — мужики возрастные, с большим опытом, умеющие совладать со спецтехникой», — говорит он.
«Больше 20 лет уже на этом предприятии работаю, график устоялся — 3 в день, 3 в ночь, 3 выходных», — заявил во время перекура улыбающийся 43-летний водитель КамАЗа Владимир. О своих заработках мужчина предпочел не распространяться, однако впоследствии Олег рассказал — у водителей система оплаты зависит от отработанных часов, в среднем до 40 тыс. руб. в месяц.
При сильном снегопаде с правого берега собирается и увозится до 600 кубометров снега. «Вчера был средний снег — 7 КамАЗов по 6 рейсов на снегоотвалы сделали, увезли в целом 430 кубометров», — сообщил мастер участка Олег.
Почти сотня машин курсирует по дорогам города до 8 часов утра. Стараются успеть как можно больше — чем больше сделают сегодня, тем меньше работы на завтра. «Люблю работать зимой — результат хорошо видно», — смеется мастер участка.
Максим Косов

Фото Ирины Якуниной
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Мнение
Почему лучше успеть оформить загранпаспорт до 1 июля и как это сделать — советует юрист
Дмитрий Дерен
адвокат
Мнение
«Цены на рынке зависят от того, как вы выглядите». Турист рассказал, чем Абхазия встречает гостей в этом сезоне
Алексей Петров
Внештатный корреспондент
Мнение
«Им без разницы, откуда прыгать»: ветеринар — о выпадении кошек из окон и стоимости их лечения
Алена Ситникова
Ветеринарный фельдшер
Мнение
По дороге чуть не задушила жаба: во сколько россиянам обойдется путь по платным трассам к Черному морю
Диана Храмцова
выпускающий редактор MSK1.RU
Мнение
«Орут, пристают и чуть ли за руку не хватают»: журналист — о громком скандале Грефа с бомбилами
Александра Бруня
Корреспондент
Рекомендуем
Знакомства