В свой очередной рейд — на этот раз вдоль «Красраба» — общественники отправились в 18:00. Первая же встреча с любителями дворовых застолий состоялась буквально через 10 минут. Неподалеку одного из дворов у ТЦ «Красноярье», всего в паре метров от детских качелей, комфортно расположились любители посидеть на свежем воздухе: стол, стулья, закуски, пиво. В ответ на просьбу убрать спиртное все закрывают лица и просят не снимать: «Знаем, знаем, не будем».
Движение «Трезвые дворы» появилось в Красноярске в начале июля. Абсолютно непьющие мужчины, вдохновившись роликами из Челябинска, вышли во дворы города с видеокамерами, убеждая горожан не пить во дворах. В воскресенье, 14 сентября, за пятым рейдом активистов вдоль пр. Красноярский рабочий решили понаблюдать корреспонденты НГС.НОВОСТИ. Застигнутые с пивом девушки кидались на них с кулаками, а подвыпившие парни прямо в парках убеждали трезвенников в безвредности алкоголя рассказами о половой жизни пенсионерок. Что заставляет одних бороться с распитием алкоголя во дворах города, а других — безмерно его поглощать у всех на виду, выясняли корреспонденты НГС.НОВОСТИ.
В пятый рейд по улицам города отправились 8 человек. Все участники — совершеннолетние крепко сложенные мужчины. О месте и времени проведения каждого мероприятия договариваются во «ВКонтакте». Есть среди сочувствующих и подростки, но их активисты предпочитают отправлять отдельно — работать со сверстниками. Активисты вооружены наклейками о вреде пьянства и выдержками из законов, которые поясняют: распитие алкоголя во дворах — правонарушение.
«Одна из наших целей — составить карту алкогольных дворов, где регулярно можно найти тех, кто распивает спиртное», — говорит лидер движения Вячеслав Богданкевич. Пока его товарищи высматривают лавочки во дворах, мужчина закрашивает баллончиком рекламу спайса.
Всем замеченным с алкоголем активисты предлагают убрать напиток. Происходящее снимается на видеокамеру. Запись нужна как доказательство того, что пьющих корректно просят перестать пить в общественном месте, поясняют общественники. В случае если человек согласен воздержаться от употребления алкоголя в общественном месте, запись удаляется.
По наблюдениям активистов, 60 % любителей выпить во дворах — молодые мамы. Пока дети играют на детской площадке, женщины наслаждаются пенным напитком. Через несколько шагов слова активистов подтверждаются: три девушки приютились неподалеку от качелей сразу с несколькими баллонами пива. «Что мы нарушаем? Кому мешаем? Все кругом пьют. Все в государство упирается. После работы каждый хочет отдохнуть. Никто тут не жалуется. Наркоманами лучше занимайтесь. И вообще, кто видел, что наше пиво?» — несется в ответ на просьбу или убрать пиво, или пить у себя дома.
Когда аргументы исчерпаны, одна из дам, с криком «камеру разобью», с кулаками кидается на активистов. Под напором подвыпившей девушки мужчина пятится, но продолжает снимать. Камер выпивающие боятся больше угроз вызвать полицию: старательно отворачиваются и как-то перестают рассказывать, что пиво на лавке — это нормально.
В итоге одна из девушек с силой швыряет стакан о землю. Активисты решают двигаться дальше. Бегающие рядом дети лет пяти кричат, что им тут никто не мешает, запаха сигарет не чувствуют и вообще все замечательно. Проходящая мимо пенсионерка жалуется, что «больше людям посидеть-то и негде, дорого».
Вооруженный камерой Игорь признается — выслушивать маты и ругань по выходным в незнакомых дворах он решился ради своих двух детей: «Сам ты можешь не пить. Но кто убережет их от того, что они видят все это во дворах?».
Подмогой полиции активисты пользуются редко. В первый рейд экипаж к месту распития прибыл спустя 30 минут после звонка; за это время человек может либо осушить бутылку, либо просто уйти, поясняют мужчины. Отсутствие масштабных рейдов по дворам Вячеслав Богданкевич объясняет нехваткой сотрудников правоохранительных органов и моральной стороной вопроса: «Чтобы иметь внутреннее право просить не пить на лавках и не курить, нужно не пить самому».
Весь маршрут рейда активисты украшают наклейками о вреде алкоголя, которые печатают за свой счет. Алексей помимо рейдов принимает активное участие в борьбе с распространением спайса. О методах борьбы с закладчиками наркотика во дворах парень предпочитает не распространяться.
22-летний менеджер по продажам Михаил Шеломанов признается: отказался употреблять алкоголь, «насмотревшись на всякое» за время работы проводником на РЖД и в сфере общепита. Мужчина, которого парень просит просто убрать пиво, смотрит впереди себя мутными глазами и не очень понимает, чего от него хотят. «Завтра так же сидеть будете?» — спрашивает трезвенник. Собеседник согласно кивает.
Вячеслав Богданкевич, отец 4 детей, полностью отказался от алкоголя больше года назад: из-за страха за будущее страны и чтобы не подавать плохой пример детям. Как утверждает мужчина, в итоге у него появилась масса свободного времени, которые он и тратит на рейды: «Очистить все дворы от пьянства силами активистов невозможно. Нужно, чтобы каждый знал, что можно пожаловаться в полицию на курение, распитие». Пенсионерки действия мужчин одобряют, но в успехах полиции на этом поприще сомневаются.
Очередная жертва рейда — девушка с сигаретой на детской площадке. Сигарета отправляется в урну, но в дело вмешивается супруг дамы — интересуется, по какому праву сделали замечание его второй половине. Услышав про запрет на курение на детских площадках, мужчина удивляется: «Где детская площадка? Вы это называете площадкой? Вот когда они появятся…».
Во дворе за бывшим кинотеатром «Родина» компания из трех мужчин, оккупировавших лавку под деревом, дружно смеется над предложением перейти в друге место: «Иди танцуй фокстрот, Вася! Я из дома такой вышел». Урна рядом с мужчинами плотно забита пивными бутылками, на лавке — нехитрая закуска из помидоров.
Лавка в сквере неподалеку от «Цветмета». Как и большинство любителей отдохнуть с пивом на лавке, молодые люди интересуются, кому они тут помешали, и советуют заняться другими делами: строить детские площадки. По наблюдениям авторов, большинство застигнутых с пивом винило в этом страну, разруху во дворах, отсутствие мест для культурного отдыха.
Ответы общественников тоже стандартны: страна спивается, вы подаете плохой пример детям, алкоголь убивает и вообще способствует импотенции. Последний аргумент вывел подвыпившего парня из себя (на фото в коричневой куртке. — А.П.). Прилично одетый и с виду не сильно пьяный парень возмущен: «Да у тебя секс-то хоть есть? Есть бабки столетние, всю жизнь пили, а у них…» — и принялся рассказывать на всю улицу о половых органах пожилых жительниц города.
Спор заканчивается на том, что все бутылки пива обклеиваются наклейками «Трезвых дворов». В предлагаемых наклейках алкоголь изображается как оружие против России. Эту же мысль — об алкоголе как орудии иностранного врага — можно услышать и в беседах активистов с выпивающими.
Временное затишье в алкогольной оккупации дворов Красноярска поставит осеннее похолодание. Воспользовавшись этим, Богданкевич с соратниками планирует просить власти инициировать проверку торговых павильонов: как точки соблюдают запрет на торговлю спиртным до 23:00, не продается ли алкоголь вблизи школ.
Антон Понарин
Фото Ольги Ярцевой