В Красноярске состоялся суд над 71-летним врачом-терапевтом Алевтиной Хориняк. Женщина облегчила страдания больного раком половых органов и через 3 года попала под суд за сбыт сильнодействующих препаратов — больной не был ее пациентом. Женщина уверяет, что выписать рецепт не своему пациенту ее заставил долг — больной кричал от боли, и несколько дней без лекарств были для него невыносимы. Медики признают, что врачи и так боятся выписывать обезболивающее, а прокуратура требует осудить престарелого врача, чтобы не допустить роста наркомании. Подробности дела — в материале НГС.НОВОСТИ.
В пятницу, 17 мая, в Красноярске начался процесс по делу 71-летнего врача Алевтины Хориняк, обвиняемой в сбыте сильнодействующих веществ и подделке документов. В апреле 2009 года терапевт поликлиники № 4 на ул. Курчатова выписала обезболивающий препарат трамадол не своему пациенту — 57-летнему знакомому Виктору С., умиравшему от рака половых органов.
Женщина обвиняется в преступлениях по двум статьям УК РФ — 234 «Незаконный оборот сильнодействующих веществ» и 327 «Подделка документов». В этом же обвиняется и знакомая больного Лидия Табаринцева, выкупившая по его просьбе препарат. В пятницу, 17 мая, заседание стало уже 15-м по счету в уголовном деле врача, предыдущие заседания откладывались из-за неявки свидетелей.
На само заседание автору попасть не удалось, поскольку судья Нонна Маркова решила не пускать в зал представителей СМИ. В закрытом режиме прения длились около 6 часов. «Сторона обвинения потребовала для обвиняемых штрафа в размере 20 тыс. руб.», — подвели итог заседания в пресс-службе Октябрьского суда.
Адвокат обвиняемых Вячеслав Богданов настаивает на полной невиновности своих подопечных. «У Виктора С. рак был обнаружен еще в 2006 году. Мужчина находился под наблюдением врача и на льготных основаниях в качестве обезболивающего получал от него трамадол. В апреле 2009 года в городе начались перебои с поставками трамадола для льготников. Мужчина обращался к лечащему врачу, но та не могла ему выписать лекарства. Тогда он и обратился к Алевтине Петровне».
Подделку документов адвокат оспаривает решением Верховного суда, который расценивает так только выписку лекарства заведомо здоровому человеку.
Алевтина Хориняк говорит, что с семьей Виктора С. ее связывает 20-летняя дружба. Она бесплатно ухаживала и за отцом мужчины, скончавшегося от рака, и за Виктором, страдавшим недоразвитостью мышц и повышенной ломкостью костей. По словам врача, она добилась осмотра Виктора онкологом, который и выявил рак. Решение выписать сильный препарат женщина объясняет жалостью и долгом врача. «Витя не мог сомкнуть глаз. От чудовищных болей не мог ни сидеть, ни лежать. Он буквально метался на своей железной кровати и постоянно кричал. Было непонятно, как он переживет без лекарств майские праздники. Как врач я не могла оставить его без лекарств», — вспоминает Алевтина Петровна.
По ее словам, выписать другой — свободно продающийся — препарат было невозможно: рак половых органов сопровождается обильным кровотечением, и все лекарства кроме трамадола кровотечение только усиливают.
Главный врач поликлиники № 4 хотя и признал в Алевтине Хориняк высококлассного специалиста, комментировать ее историю наотрез отказался: «Дело находится в правовой плоскости. Зачем бежать впереди паровоза, давайте дождемся решения суда».
История 71-летнего врача, попавшего под суд за оказание помощи больному человеку, облетела десятки СМИ. Официальный обвинитель на процессе, старший помощник прокурора Октябрьского района Оксана Лихачева посетовала автору на то, что «ситуация преподносится так, что милосердие наказуемо».
Правильную схему действий представитель прокуратуры описала так. Больной должен был требовать лекарств у врача больницы № 2, где проходил лечение. В случае отсутствия лекарства препарат мог быть за сутки выкуплен в другом месте, а если бы врач отказался помочь больному, тот должен был жаловаться в Минздрав.
«Если уж Алевтина Петровна действительно хотела помочь, она могла бы прикрепить больного к себе, к своей больнице. В итоге же вышло так, что человека лечит один врач, а лекарства выписывает другой, не зная ни дозировки, ни истории болезни. Если допустить ситуацию, что врачи будут бесконтрольно выписывать сильнодействующие препараты своим знакомым, это приведет к росту наркомании», — возмущается Оксана Лихачева.
Однако, учитывая преклонный возраст обвиняемых (врача и подруги больного) и то, что они неоднократно помогали больному деньгами, обвинение запросило наказание в 20 тыс. руб. штрафа вместо 8 лет лишения свободы.
Главный специалист крайздрава по организации онкологической службы Андрей Модестов признал проблемы с обеспечением раковых больных лекарствами, однако усомнился, что никто из врачей не мог найти законного обезболивающего. «Очень часто врачи Красноярска из-за страха перед надзорными органами отказываются давать обезболивающие лекарства онкобольным. Буквально неделю назад родственники одного больного пожаловались, что боль посоветовали снимать водкой. Но терапевт обязан перекрывать все болевые синдромы хоть на праздники, хоть на выходные. Обезболивающие лекарства могла поставить и «скорая», — утверждает специалист.
Алевтина Хориняк поведала автору, что не жалеет о случившемся: «Если бы все повторилось, я снова поступила бы так же, чтобы облегчить страдания человека. Если меня признают виновной, это только испугает врачей, и те будут бояться выписывать даже пенталгин».
Чьи доводы примет суд — врача или обвинения, станет известно сегодня, в понедельник, 20 мая.
Антон Понарин
Фото thinkstockphotos.com (1), Максима Мельникова (2)