Еда Перебдели: из-за чего в крае начался мясной коллапс и что будет дальше с домашним забоем

Перебдели: из-за чего в крае начался мясной коллапс и что будет дальше с домашним забоем

Фермеры по всему краю сообщают, что им запрещают резать скотину дома

По словам специалистов Минсельхоза, никакого нового запрета не было

О бедах мясников корреспонденты NGS24.RU узнали на этой неделе. Люди сообщали журналистам, что резать скотину теперь можно только на лицензированных бойнях, а это чревато увеличением цены на мясо для всех жителей Красноярского края. Мы подняли документы, пообщались с мясниками и специалистами Минсельхоза, чтобы досконально разобраться в сложившейся ситуации.

С чего всё началось


Главный государственный ветеринарный инспектор Красноярского края Михаил Килин 26 ноября отправил письмо ветеринарам региона, в котором было сказано, что допускать мясо к продаже можно только в том случае, если скот забит в специализированных цехах. И ветеринары начали отказывать обычным фермерам в выдаче документов на туши, забитые на личном подворье.

В селах и деревнях Красноярского края началась паника. Жительница Минусинского района выложила в социальных сетях крик о помощи: теперь, чтобы забить скотину, нужно везти ее в специальный убойный пункт. Также женщина говорит, что решила забить быка, а на бойне запись на месяц вперед.

— Что будем делать, непонятно! Людям деньги нужны! Экстренные случаи бывают — похороны или заболел человек. Куда бежать? Звоним на бойню, они уже плачут, говорят, что не справятся. Сейчас праздники, нужны будут деньги. Люди будут кричать и плакать. Что делается у нас вообще? — бьет тревогу жительница юга края.

Житель Уярского района сообщил редакции NGS24.RU, что и его территории коснулась проблема:

— На ярмарке выходного дня в Уяре не было ни одной туши мяса. Люди из Красноярска приезжали к новому году закупиться, но уехали пустыми.

Мясник из Емельяновского района, который сам держит животных и торгует мясом на Центральном рынке Красноярска сказал корреспонденту NGS24.RU, что если обязательным станет убой в цехах, то это неизбежно приведет к повышению цены на мясо.

— Нам в ветнадзоре не будут ставить клеймо на мясо, если скотину забили дома. Теперь нужно везти бычка на бойню, а это дорого: за машину нужно будет заплатить, за убой заплатить. Конечно, это приведет к повышению цен. Сейчас килограмм мякоти говядины стоит 400–450 рублей, кости на суп — по 100 рублей, а будет еще дороже. А всё почему, скотину нужно будет везти на бойню на машине, не меньше пяти тысяч я отдам, чтобы увезти бычка и приехать обратно с мясом, за убой нужно будет заплатить, а еще там бывает так, что срезают неплохие куски мяса. Ты не понимаешь, что за мясо тебе вообще отдали, — поясняет мясник Денис.

Если частных фермеров заставить забивать скотину на бойнях, цены на мясо вырастут

Денису вторят жители Канского района — они рассказали о своей беде телеканалу «Енисей».

— Это теперь нужно увезти туда, заплатить за машину, заплатить за убой и еще обрежут на мясокомбинате. Нам не останется ничего. И стоит ли вообще тогда держать? Мы же на это всё рассчитывали. Почему нас раньше не предупредили? — возмущается житель Канского района Олег.

А заведующий ветеринарным пунктом Александр Люто признался, что и сам не понимает, как теперь быть:

— Сделаю запрос моему руководству — каким образом нам работать с бойней. Но, понимаете, обратного результата это постановление не имеет. Это идет от федерации. Это не выдумка района, это не край, — объясняет ветеринар.

Откуда взялся запрет


На самом деле правила убоя скота практически не менялись с 2011 года. Еще тогда в законах прописали, что домашний забой разрешен исключительно для личных нужд и пропитания семьи. Позже эти правила подтвердил и уточнил технический регламент Таможенного союза от 2014 года. При этом никто не запрещал хозяевам продавать излишки мяса на фермерских рынках или даже бизнесменам под реализацию.

Как сообщили корреспонденту NGS24.RU в Минсельхозе, никаких новых указов или постановлений не создавалось. Более подробно ответил заместитель министра сельского хозяйства и торговли края Александр Походин.

— На самом деле ничего не произошло. Нормативные документы не менялись. Семь лет Россия жила, выполняя эти акты, и никаких других документов, которые могли бы воспрепятствовать этому порядку, нет. Поэтому мы живем и работаем так, как жили все эти семь лет, — утверждает Походин.

Люди, как и прежде, могут продавать излишки мяса на рынках

Как пояснили нам в ведомстве, весь коллапс возник по сути из-за перегибов на местах. А дело было так.

Недавно в одном из соседних регионов возбудили уголовное дело: бизнесмены скупали мясо у мелких фермеров, а потом выдавали его за продукт собственного производства. Чтобы нечто подобное не случилось и у нас, краевые власти решили провести небольшую профилактику. Вот почему главный ветврач края разослал работникам ветпунктов письмо, где напомнил, что нельзя выдавать разрешения на продажу мяса тем, кто не показал документа с профессиональной бойни. Специалист имел в виду предпринимателей, а не рядовых владельцев скота. По сути он не сообщил ничего нового, просто напомнил о существующих правилах. А ветеринары уже восприняли это как ужесточение требований и стали отказывать в выдаче справок простым сельчанам. Что называется — перебдели.

Как сейчас действовать сельским мясникам


В Красноярском крае на 3–4 дня наступила некая пауза в выдаче ветеринарных документов, это подтверждают опрошенные нами владельцы скота. В это время специалисты министерства проясняли все обстоятельства ситуации.

— Мы разобрались, всё остается как прежде. Человек, ведущий личное подсобное хозяйство, зовет к себе ветеринара, тот проводит осмотр, животное забивают дома, потом отправляют мясо на экспертизу. Если продукция не представляет угрозу для людей, его выпускают на дальнейшую реализацию со всеми ветеринарно-сопроводительными документами, — уверяют в Минсельхозе.

Информацию о продукции вносят в систему «Меркурий», предварительно у человека уточнят, где он хочет сбыть мясо, например, на Центральном рынке Красноярска. В системе делается соответствующая отметка, человек приезжает на рынок, его приезд тоже отмечается. Потом мясо исследуют уже на рынке, и хозяин его спокойно продает. Факт продажи, опять же, отмечают в «Меркурии».

Федеральная государственная информационная система «Меркурий» — автоматизированная система для электронной сертификации грузов, за которыми установлен государственный ветеринарный контроль на территории РФ. ФГИС «Меркурий» позволяет создать единую информационную площадку для ветеринарных ведомств, производителей и продавцов подконтрольной продукции.

Возможен ли запрет на домашний убой в будущем?

На этот вопрос в Минсельхозе отвечают отрицательно.

— Специфика Красноярского края такова, что мы занимаем более 13% суши РФ, у нас очень обширная география, у нас логистика в связи с удаленностью населенных пунктов очень сложная, поэтому создавать для населения условия изначально невыполнимые никто не будет, — объяснил Александр Походин.

Он уточнил, что если весь скот в крае будут резать только на бойнях, то там произойдет серьезный перегруз. Сейчас на территории края 35 боен. Из них 4 — это крупные мясокомбинаты, остальные 31 — малые и средние. Этого не достаточно, чтобы переработать весь скот, который забивают в селах.

Животноводство и сейчас остается главным способом заработать на жизнь для жителей сел и деревень

— Закрыть всю территорию края такими пунктами достаточно сложно. Животинку держат буквально во всех деревнях. У большей части сельского населения это чуть ли не единственный источник доходов. И построить в каждой деревушке забойные пункты невозможно. А та же свинка может и не пережить дорогу во много километров. Поэтому та система, которая существует сегодня, она остается, — добавляет Походин.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства