Почти год назад в Красноярске арестовали Евгения Генералова — печально известного землевладельца из Солнечного. Однако даже в СИЗО он остается верен себе. Сейчас Генералов через суд пытается выселить семью Артема и Ульяны Козьминых из дома в Нанжуль-Солнечном, за который они рассчитались несколько лет назад. Если землевладелец выиграет процесс, то это может негативно повлиять на одно из расследуемых сейчас уголовных дел против него, считает адвокат семьи. Подробности — в материале корреспондента NGS24.RU Александра Ибрагимова.
В начале декабря 2022 года Артему Козьмину на телефон позвонил незнакомец.
— На каком основании вы проживаете в моем доме? — после краткого вступления спросил звонивший.
Артем удивился, ведь последний платеж за частный дом в Нанжуль-Солнечном он перевел еще три года назад. Правда, не звонившему сейчас владельцу дома, а застройщику Алексею Ширкину, который одновременно был директором и соучредителем УК «Нанж», обслуживающей коттеджный поселок.
— Это вы, конечно, зря, — ответил собеседник Артема. — Деньги-то он мне не отдавал.
На вопрос, как теперь быть и что он вообще хочет, звонивший предложил встретиться и всё обсудить.
Звали владельца дома Евгений Генералов.
Продавец пылесосов
Артем и его жена Ульяна Козьмины решили переехать из квартиры в районе ТРЦ «Планета» в частный дом в 2018 году. Они увидели объявления о продаже домов в строящемся коттеджном поселке в Нанжуль-Солнечном. Семье приглянулся там один из коттеджей по цене 5,3 миллиона рублей, и в мае 2018-го они внесли первую предоплату в 100 тысяч рублей. А за следующие два месяца перевели застройщику 90% стоимости.
Деньги поступали Алексею Ширкину, руководителю УК «Нанж». Рассчитывались наличкой либо переводами на карту. Артему застройщик объяснял, что «так, мол, удобнее». За каждую плату Козьмин получал с Ширкина подтверждающие расписки.
По документам домом, где жили Козьмины, владел Андрей Лавринюк, электрик из Ленинского района. Алексей Ширкин действовал от его имени по доверенности. А Лавринюка называл номиналом, на котором числилось имущество, чтобы на самом Ширкине не было записано ничего. Артем описывает Алексея Ширкина как человека, «который должен всем и вся», и сравнивает с типичным «продавцом пылесосов».
— Он последние годы жил за счет того, что у всех занимал деньги и не отдавал. Все знали, что он не возвращает, но он умел к себе людей расположить. Как заставить человека совершить очевидно невыгодную для него сделку? Вот Ширкин из тех, кто это умеет, — говорит Козьмин.
По словам Артема, оформлять недвижимость на него и жену Ширкин не спешил — всегда находились какие-нибудь отговорки. Поэтому и они не торопились переводить ему оставшиеся 10% платежа — около 520 тысяч рублей.
В конце 2019-го Козьмин в очередной раз позвонил Ширкину насчет регистрации жилья на семью. Тот пошел по своей обычной схеме: «Артем, оборотки нет, очень нужны деньги. Если сейчас дашь, то до конца ноября зуб даю на сделку выйти», — вспоминает Козьмин.
По словам Артема, тогда он перевел застройщику 200 тысяч из оставшейся суммы.
— А остальное, говорю, Алексей, ты получишь, только когда мы уже будем в МФЦ [оформлять сделку в Росреестре], — рассказывает Артем. — Но как-то эти 320 тысяч он всё же у меня потом выпросил. Помню, он опять что-то долго рассказывал, нудел, жаловался на сложности, но что до Нового года «мы 100%, прям 100%» на сделку выйдем. Потом это переросло в январь, в февраль, а потом коронавирус и все учреждения на каникулы ушли и всё позакрывалось, и так далее. Теперь уже не упомнишь все отговорки и всего, что он мне врал.
Уже когда все деньги за дом перечислили застройщику, обнаружилась новая деталь. Оказалось, что электрик Лавринюк уже с 14 мая 2018-го, то есть еще в день первого платежа Козьминых, «продал» дом Евгению Генералову. Артему Ширкин пояснил, что «так даже лучше», ведь Лавринюк был лишь номиналом, «а вот Генералов-то настоящий, оно так даже надежнее».
Да, это тот самый Евгений Генералов — скандально известный землевладелец и ростовщик, которому принадлежат огромные территории в Солнечном и Нанжуль-Солнечном. Он прославился шантажом жителей микрорайона и городских властей. Например, переводил участки с дорогами под ИЖС и блокировал доступ к ним. Генералов — максимально непубличный человек, однако NGS24.RU выяснил, что до смены фамилии его звали Евгений Шевелёв, и как раз под этим именем он часто мелькал в СМИ: то как обладатель самого дорогого в городе унитаза, то — самой маленькой машины, то как заядлый путешественник. Подробнее почитать о нем можно здесь и здесь.
Артем говорит, что они о Генералове раньше не знали. До декабря 2022 года он в жизни Козьминых не появлялся.
Начальник и завхоз
На встречу домой к Козьминым 10 декабря того года пришли оба: и Алексей Ширкин, и Евгений Генералов. Они уверяли, что «конечно, очень плохо», что деньги отдали Ширкину, а не Генералову, который реально владел недвижимостью.
— На наше возражение, что, когда мы деньги переводили, никакого Генералова вообще еще не было, Евгений как-то скромно промолчал. Ну бывает, ну не было, ну сейчас же есть, — пересказывает Козьмин.
Генералов утверждал, что никаких денег от Ширкина за дом он не получал и поначалу даже говорил, что вообще с ним незнаком. Но тут же называл его своим «приемным сыном» в том смысле, что Ширкин постоянно творит разные глупости, как и его ребенок.
Евгений, по словам Артема, мог производить приятное впечатление, когда хотел. Хотя и выглядел довольно странно: одет неряшливо, вещи далеко не новые — «элементарные спортивные штаны с вытянутыми коленями».
— Он бравировал своим кнопочным телефоном, говорил, что ему такие нравятся и другие не нужны (хотя Ульяна вроде бы видела, как у него айфон из кармана выглядывал). На его фоне Ширкин с репутацией вечного должника выглядел гораздо богаче, опрятнее, — описывает Козьмин.
В какой-то момент беседы Генералов перешел к сути своих требований и спросил у Козьминых, смогут ли они заплатить ему за дом, в котором живут. Артем и Ульяна ответили, что таких денег у них уже нет, да и не логичнее ли требовать их с Алексея Ширкина, с которым они уже полностью рассчитались? Генералов обратился к Ширкину: может быть, он хочет отдать деньги? Тот сказал, не вопрос: он ведь как раз выполняет для Генералова разные работы, и для начала их стоимость можно зачесть в счет дома.
Вдобавок Евгений Генералов попросил Артема написать «гарантийное письмо» о том, что Козьмины проживают в его доме с января 2019-го, и обязуются заплатить за жилье до 1 февраля 2023-го, а если нет, то съехать до 1 марта. Артем ничего такого подписывать не собирался. Генералов, однако, успокаивал, что «гарантийное письмо» — чистая формальность, которая нужна ему, чтобы были доказательства, что в доме кто-то жил, если вдруг что-то случится, например, пожар.
Уже в самом марте, когда по «формальной» бумажке пора было съезжать, Генералов предложил подписать Артему еще и документ о том, что семья арендует дом за 100 тысяч рублей в месяц. С его слов, Генералов умеет убеждать, «постоянно меняя маски» и подстраиваясь под ситуацию, так что и в тот раз Артем уступил.
— Когда он к нам приезжал, то улыбался, смеялся, старался понравиться и втереться в доверие, чтобы получить нужные документы. Вот он заходит в дом, видит кучу детских игрушек, говорит: «У вас дети! А сколько? Какая прелесть, у меня тоже двое. Дети — это здорово, это главное в жизни», — вспоминает Артем. — У американцев есть подходящее понятие в отношении банкиров, банков и вообще финансовых организаций — «кальмар-вампир». Они вцепятся в человека и сосут, сосут, сосут его, пока не решат, что всё из него выжали. Или вот когда цыганка на улице подходит, и ты сначала отнекиваешься от нее, а в какой-то момент отдаешь все деньги.
Получив документы, Евгений Генералов показал, по мнению Артема, уже истинное лицо, стал вести себя достаточно жестко и прямым текстом велел платить или выметаться из его дома.
В то же время Алексей Ширкин, который вроде как пообещал вернуть Генералову деньги, действовал «как наркоз» и привычно убеждал Козьминых, что всё будет нормально и надо только немного подождать:
— «Вот сейчас еще чуть-чуть, в следующем месяце точно у меня сдвинется и деньги отдам». Сначала он Генералову якобы работы какие-то делал, потом сети оформлял, потом какую-то базу продавал, потом землю.
Артем признается, что сейчас это кажется странным, но тогда он не воспринимал Генералова и Ширкина как «организованную группу». Всё «походило на отношения начальника и завхоза, который накосячил, и начальник теперь на него ругается».
Правда, завхоз постепенно отстранился, и семья Козьминых осталась с «начальником» один на один — и ругался он уже на них.
Суд да дело
В апреле 2023 года Евгений Генералов подал на Артема и Ульяну гражданский иск в суд. В заявлении (копия этого и других упоминаемых документов есть в распоряжении редакции) Генералов пишет, что Козьмины сняли у него в аренду дом 1 января 2019 года и не оплачивали ее вплоть до марта 2023-го. Он требовал с семьи 8,6 миллиона, а заодно выселить их из дома.
Сумму своих требований Генералов посчитал следующим образом. За аренду натекло 4,9 миллиона рублей (по 100 тысяч за 49 месяцев к дате подачи иска). Еще 696 тысяч — проценты. Моральный ущерб — один миллион рублей. По 150 тысяч рублей — за каждый последующий после марта 2023-го месяц аренды, итого миллион.
Плюс еще два миллиона — убытки. Откуда они взялись — отдельный момент. Если верить иску, в феврале 2023-го Евгений Генералов договорился продать дом и участок, где жили Козьмины, Михаилу Маркову, местному ИП с автомойкой, — почти за 12,7 миллиона рублей.
Генералов якобы заключил с Марковым договор, по которому тот передал за дом задаток в два миллиона рублей. По условиям договора Марков должен был заселиться и полностью оплатить жилье до 1 апреля. Однако, раз Козьмины не съехали, то сделка не состоялась и Генералову якобы пришлось вернуть Маркову деньги в двойном размере — четыре миллиона рублей.
Об иске Генералова семья узнала лишь через несколько месяцев. По словам Артема, после подачи заявления Евгений общался с ним дважды или трижды, но ничего про суд ни разу не сказал.
А в конце сентября произошло внезапное. Евгения Генералова задержали вместе с Алексеем Ширкиным и их предполагаемой сообщницей и заключили в СИЗО. На них возбудили уголовное дело по заявлению еще одних жильцов Нанжуль-Солнечного, которые оказались в похожей с Козьмиными ситуации: по версии следствия, Генералов с Ширкиным дважды продали один и тот же дом разным людям. Затем заявление подали еще и из мэрии Красноярска: Генералов, как утверждается, сначала продал участок физлицу, а потом получил компенсацию от города за изъятие этой же земли для муниципальных нужд.
Узнав новости, Козьмины также обратились в полицию с заявлением о хищении у них 5,3 миллиона рублей. По нему возбудили третье дело. Подробнее о задержании и деле Генералова можно почитать здесь.
Мантия-невидимка
Однако гражданский иск Евгения Генералова к Козьминым никуда не делся — его продолжают рассматривать в Советском районном суде Красноярска. Более того, из СИЗО Генералов всячески старается ускорить процесс и вынесение решения по своему иску.
Так, он уточнил свои исковые требования и теперь не просит с Козьминых денег — а только выселить Артема, Ульяну и двоих их маленьких детей. Как поясняет адвокат семьи Александр Трофимик, по сути, это единственное из исковых требований Генералова, которое было обосновано законом. Ведь формально тот остается собственником дома, в котором живут Козьмины, и потому имеет право их выселить.
По словам Трофимика, Генералов хочет выиграть гражданское дело о выселении, чтобы затем повлиять на расследование и будущий судебный процесс по уголовному делу.
— Это своего рода прикрытие, такая мантия-невидимка, которая избавляет от всех признаков уголовного преступления. Решение суда в гражданском деле имеет значение и для уголовного дела, потому что есть такая вещь как преюдициальное значение решения суда, — объясняет Александр Трофимик.
По преюдиции все суды, рассматривающие дело, обязаны принять без проверки доказательств факты, которые ранее установили в суде по другому делу с теми же участниками (если решение уже вступило в силу).
— То есть решение по нашему гражданскому делу может быть использовано в уголовном, несмотря на то, что стандарт доказывания по гражданским делам и по уголовным совершенно различный, — говорит Трофимик. — И если Генералов выиграет наше дело, это негативно повлияет на расследование. Ведь он сможет сказать: «Смотрите, я в гражданском деле уже всё доказал. Это меня обманули, это я жертва, все деньги у Ширкина, а я ничего не брал».
Генералов, как говорит Трофимик, неплохо подкован в некоторых правовых аспектах: грубо говоря, знает, как работает система и за какие рычаги можно подергать, чтобы она делала что-то в твою пользу.
— Сам при этом делает вид, что не знает ничего: «Я же не юрист». В судебно-медицинской экспертизе так его и описали — что он подстраивается под социальные ожидания. Остро реагирует на общественное мнение, и если оно порицает какое-то его поведение, то он может поменяться, подстроиться под эти социальные нормы, чтобы казаться примерным гражданином, — пересказывает адвокат.
Параллельно суду Евгений и сам подал заявление в полицию на Козьминых: о том, что они незаконно живут в его доме, и он вынужден оплачивать электроэнергию. У Артема была беседа с участковым — идет проверка и пока оснований для возбуждения дела не нашли.
Ситуацию в суде, по словам Трофимика, усугубляет «довольно пассивная» позиция районной прокуратуры. Козьмины ходатайствовали о том, чтобы приостановить процесс по гражданскому иску до вынесения приговора по уголовному делу Генералова. Выяснилось, что районный прокурор и судья не в курсе расследования.
— Перед очередным судебным заседанием у нас спросили: «А что тут у вас за требование, почему вы оспариваете какую-то сделку об аренде, как это это связано с нашим процессом?» То есть прокурор не знает об уголовном деле. На самом заседании я объяснил, в чем обвиняют Генералова и причем тут наше дело о выселении, — говорит адвокат.
По словам Александра Трофимика, защита старается предоставить на заседания материалы уголовного дела, которые возможно получить на стадии расследования. Их в целом мало, «потому что только следователь вправе в полной мере руководить и царствовать над расследованием и распоряжаться материалами».
Среди материалов, к которым защите дали доступ, — часть показаний Алексея Ширкина. По словам Трофимика, Ширкин признался, что действовал в организованной преступной группе, был в ней исполнителем и по указанию Евгения Генералова обманом похитил у семьи Козьминых деньги.
Несмотря на всё это на заседании 27 мая ходатайство Козьминых отклонили и процесс продолжается. Артем и Ульяна написали обращение прокурору Красноярского края Роману Тютюнику с просьбой обратить внимание на их ситуацию. В ответе из ведомства объясняется, что уголовное дело не имеет юридического значения для гражданского:
«Поскольку установленные в рамках расследования уголовного дела обстоятельства хищения Генераловым Е.К. денежных средств не влияют на наличие (отсутствие) у вас права собственности на спорный земельный участок и дом… дано обоснование заключения об отсутствии оснований для приостановления производства по спору о выселении».
Со слов адвоката, есть неиллюзорные шансы, что суд примет решение в пользу Генералова прежде, чем следователи завершат расследование.
— И в конечном счете эта ситуация может привести к катастрофическим последствиям, — считает Александр Трофимик. — Не только потому что семью с маленькими детьми могут выселить из дома, за который они заплатили. Но и потому что Генералов, используя гражданское дело, прикрывает совершение преступлений, в которых его обвиняют.
Редакция обратилась в пресс-службу прокуратуры и опубликует ответ, когда он придет. Следующее заседание по делу Козьминых пройдет в Советском районном суде 20 августа. NGS24.RU будет следить за развитием событий.
Больше новостей в нашем телеграм-канале NGS24.RU — «Новости Красноярска» и в нашей группе во «ВКонтакте» «НГС.НОВОСТИ Красноярск». Подписывайтесь, чтобы первыми узнавать о важном.