В Красноярском крае около 300 тысяч детей получают помощь от соцзащиты. Это различные выплаты и услуги специалистов: от нянечек до юристов. Сейчас органы соцзащиты помогают детям собраться к школе. Акцию «Помоги пойти учиться» проводят в Красноярске больше 10 лет. Собирают не только канцелярию и одежду, кому-то дают и игрушки, кому-то — деньги от жертвователей. Однако есть родители, которые умудряются пропить помощь школьнику, а есть семьи с хорошим доходом, которые могут все купить сами, но идут за «халявой». Корреспондент NGS24.RU Кадрия Катцина поговорила с двумя красноярками и узнала, насколько важно вовремя получить поддержку к школе и кто может воспользоваться такой помощью с корыстью.
На каждого нужно три пары обуви
Семьи, получающие помощь от соцзащиты, бывают разные: малообеспеченные, в социально опасном положении, многодетные. Мы пообщались с мамой четверых детей Евгенией, она рассказала о своем опыте обращения в соцзащиту.
— Я даже и не обращалась за помощью в соцзащиту, чтобы собрать детей в школу. Они сами нас нашли. Я обращалась за юридической консультацией, и, видимо, мы к ним «на карандаш» попали. Помощь пришла вовремя. В нашей семье четверо детей. Старшему 17 лет, он у нас учится в аэрокосмическом колледже, отличник, везде одни пятерки, парень серьезный. Есть двое школьников: средний сын — ему 14 лет — и дочь — ей 12 лет. Самому младшему ребенку три года, недавно мы получили место в садике, — рассказывает о семье Евгения.
Папа работает строителем и иногда уезжает на вахту. Ему частенько задерживают зарплату, вот и сейчас третий месяц семья живет на мамину зарплату — Евгения работает в клининге.
«Учителя пожаловались на меня в опеку, хотели лишить родительских прав»
— Никогда не думала, что буду зарабатывать на жизнь уборкой, но так случилось. Раньше мы жили в Железногорске, трое старших — мои дети от первого брака, их отец каждый день пил, я не смогла с ним жить и развелась. Учителям в школе запрещала отдавать детей отцу, если он приходил их забирать. Он вел детей в гараж, где они видели дурной пример — пьющую компанию. Бог знает, что у них там на уме, я посчитала это опасным, поэтому запретила. Работала я тогда продавщицей, это с утра и до позднего вечера, и учителя пожаловались на меня в опеку, хотели лишить родительских прав за то, что я не могу проводить с детьми достаточно времени, — делится Евгения.
В то время женщина подрабатывала в собесе уборщицей, за нее заступились, поскольку знали о непростой ситуации в семье. Бывший муж совсем не помогал.
— Я тогда на комиссии стояла и оправдывалась, что деньги на меня с неба не упадут, а дети не только должны быть нормально одеты, они еще и в парк хотят, и пиццу поесть, и развлекаться. Вот так поступили учителя моих детей... Я познакомилась с будущим мужем и мы решили уехать в Красноярск. Тут и с работой попроще, я устроилась в клининг, когда была еще в декрете. Работала по вечерам. Это, конечно, совсем небольшие деньги, но они хорошо нам помогали. Потом от работы была возможность устроить ребенка в садик бесплатно, и я стала получать уже около 30 тысяч в месяц, работая днем. Но сами понимаете, что на эти деньги троих школьников не собрать, — рассказывает Евгения.
В прошлом году семья получила канцелярию и одежду. Им позвонили специалисты соцзащиты и сами предложили такую помощь. Отказываться семья не стала, хоть и было неудобно.
— У меня сейчас две онкологии, они на первой стадии и пока неоперабельные, я раз в год прохожу обследование. К сожалению, не могу брать много подработок, как раньше. Если бы не этот звонок из соцзащиты, пришлось бы уже здоровье положить на сборы в школу. А вы можете себе представить, что значит собрать ребенка в школу? На каждого нужно купить три пары обуви: сменку, кроссовки и осеннюю обувь. Это помимо одежды и канцелярии. В прошлом году была неловкая ситуация: позвонил человек и попросил номер карты, он перевел нам 20 тысяч рублей. Я спросила: «Вы чего? Так много!», он говорит: «Берите!». Оказалось, что он в соцзащите мой номер телефона узнал. Эта помощь была так кстати! — делится женщина.
Наша няня — настоящий друг
Еще одна семья, с которой нам удалось пообщаться, получает помощь, как дополнительную услугу. Красноярцы воспитывают двоих детей: сына 11 лет и пятилетнюю дочь, у обоих ДЦП, оба они на колясках.
— Наш Ваня ходит в общеобразовательную школу, в прошлом году нам помогли собрать его к новому учебному году. Он, конечно, не так быстро осваивает школьную программу, но старается по мере своих сил. Ему очень ценно общение, но из-за здоровья он часто пропускает школу. Ему необходимы массажи, лечение, на это уходит много времени, сил и средств. Я не работаю, ухаживаю за детьми, наш папа содержит нас всех, и мы стараемся обеспечить детей всем необходимым, чтобы у них было все то же, что и у остальных. В прошлом августе нам дали хороший набор канцелярии, и, конечно, это помогло сэкономить деньги, львиная доля семейного бюджета идет на реабилитацию детей, — рассказывает Евгения Любимова.
Самой большой поддержкой семье стала специалист соцзащиты, которая приходит к детям, чтобы погулять. Ребята ее нежно зовут няней, а Ваня считает ее настоящим другом.
— Это просто золотой человек, мне большая поддержка. У них с Ваней есть общие темы для разговоров, он сейчас увлекается компьютерами, они вместе ездят и в «Роев ручей», и на экскурсии в музеи. Конечно, мне одной не справиться — ребятишки на колясках и выйти погулять с ними я одна не могу. Но мы стараемся, возим детей в бассейн, зимой хотим отдать Ваню на специальные занятия лыжами. Мы не отказываемся от помощи, — резюмирует красноярка.
За помощью приходят и те, у кого по несколько машин
В Министерстве соцполитики Красноярского края говорят, что среди красноярцев много желающих помочь, они приносят вещи, канцелярию и игрушки в управления соцзащиты районов.
— Мы просим приносить новую одежду или в хорошем состоянии. Это должны быть чистые, не мятые вещи. Сами понимаете, если человек находится в тяжелой жизненной ситуации, еще видит мятую или дырявую одежду, от этого становится еще хуже морально. Нам помогают магазины, привозят прошлогодние модели школьной формы, обувь, портфели, игрушки. Да, не последний писк моды, но это новые вещи. Получить помощь в акции «Помоги пойти учиться» может каждый нуждающийся, для этого достаточно просто прийти в соцзащиту и предоставить пакет документов. В прошлом году мы помогли собраться 27 тысячам детей в регионе, — рассказывает представитель министерства Елена Злобина.
Но бывает, что за помощью приходят и вполне обеспеченные люди, у которых есть по несколько машин и квартир.
— Такие случаи встречаются, доход этих семей неофициальный, по документам они подходят под категорию малообеспеченных, им полагаются выплаты или другие виды помощи: субсидии, льготы. Так помощь уходит совсем не тем, кто в ней нуждается, — делится Елена Злобина.
Недавно мы сравнивали цены в красноярских магазинах и прикидывали, сколько будет стоить собрать ребенка в школу. Мы не уложились даже в 15 тысяч рублей, хотя в 2021 году можно было купить одежду и обувь для школьника в пределах 10 тысяч рублей. Зарплаты жителей Красноярского края не успевают за ростом цен и помощь от соцзащиты для некоторых семей становится спасительной.
Как получить помощь
Прийти в соцзащиту и сказать: «Дайте набор к школе» — недостаточно.
— Необходимо собрать пакет документов: паспорт родителя, свидетельство о рождении ребенка, СНИЛСы. Эти документы направляют в территориальный отдел управления соцзащиты, если подтверждается, что семья малообеспеченная, люди получают услуги от ведомства, — объясняет руководитель социального центра помощи семье и детям «Октябрьский» Дмитрий Осколков.
Это касается не только акции «Помоги пойти учиться». Малообеспеченная семья может получить и другие услуги: выплаты или помощь узких специалистов, в том числе и гуманитарную помощь.
— Помощь в сборах школу осуществляется в рамках договора о социальном обслуживании либо при оформлении срочной услуги. При этом мы не ставим семью на какой-то учет, они просто становятся получателями наших социальных услуг, например, мы зовем их на наши мероприятия: экскурсии, развивающие занятия, — добавляет Дмитрий.
На условиях анонимности мы поговорили еще с одним специалистом из сферы социальной помощи, он рассказал нам, что порой недобросовестные родители, у которых есть проблемы с алкоголем, могут пропить канцелярские наборы и одежду своих детей.
— Это крайне редкие случаи, но попадаются и такие родители, которые могут продать одежду от спонсоров, а деньги потратить на какие-то свои нужды или на алкоголь. Одежду и канцелярию могут пропить. Тут за руку никак не поймаешь. И, конечно, досадно, что такое происходит, — делится соцработник.
Еще один соцработник, работающий в другом районе Красноярска, подтверждает слова коллеги, но говорит, что сам никогда с такими семьями не работал.
В Министерстве социальной политики такие слухи опровергают.
— Да кто станет покупать канцелярию, зная, что в той семье есть ребенок, который собирается в школу?! Тем более, специалисты курируют каждую семью и видят, что ребенок к школе готов, все его потребности удовлетворены, — парирует Елена Злобина.
Если вы хотите помочь нуждающимся детям, можете приносить одежду, игрушки и канцелярию прямо в Министерство социальной политики на проспекте Мира, 34 или в свой районный отдел соцзащиты.