Если ребенок стал замкнут и необщителен, начал хуже учиться или даже прогуливать уроки — это тревожный звонок, уверены психологи. Возможно, у него произошел конфликт в школе, и ребенок не спешит вам об этом рассказывать. Мы пообщались со специалистами и выяснили, что делать, если это всё-таки произошло и как помочь малышу справиться с трудностями.
Что-то не так
— Именно такой сигнал может «поймать» родитель, когда заметил изменения в поведении своего ребенка. То, что у школьника проблемы, может проявиться по-разному. Изменение самочувствия, резкое повышение температуры. Это могут быть прямые отказы от школы, нежелание туда ходить, изменения настроения ребенка — замкнутость, плаксивость, раздражительность. Проявления могут быть абсолютно разные, — рассказывает Дарья Величева, детский и подростковый психолог.
Специалист уверена — правильного сценария разговора не существует. Потому как если в семье принято говорить с детьми о том, что у них происходит за день, говорить о чувствах и переживаниях, проблемах, то сделать это будет очень просто.
— Говорить прямо, говорить честно, возможно, ребенок не с первого раза, но со второго или с третьего будет готов открыться, рассказать о том, что его беспокоит и тревожит, — уверена психолог.
Формировать здоровую самооценку
Психолог Оксана Анищенко советует обратить внимание на то, чем живет сейчас ваш сын или дочь, — скорее всего, у него присутствует проблема с ценностями и с самооценкой.
— Таких детей чувствуют, выбирают и подавляют. Самое неприятное, что такое давление происходит и со стороны учителей тоже — подсознательно они указывают остальным детям на слабого ребенка, — рассказала Оксана Анищенко.
Специалисты подтверждают — «само не пройдет». Вмешиваться точно нужно. «Не ябедничай, сам решай свои проблемы» — это старый стереотип. Если ребенок обратился за помощью или вы сами видите, что она нужна, — поддержите, уверены специалисты.
Если ребенок попросил перевести его в другую школу или класс, не нужно уговаривать его остаться. Доверьтесь ему — так просто он проситься не будет.
— Я работала психологом в школе, и мне нередко попадались такие случаи. Была ситуация, где девочку сильно травили. Мы проводили педсоветы, собирали детей на разговор. Но когда школьники оставались наедине с ней, они продолжали давление на этого ребенка, — поделилась опытом Оксана Анищенко.
Если родители уже обнаружили травлю, первое, что нужно сделать, — поговорить с учителем. Разговаривать с детьми-обидчиками бесполезно. Так как дети — это отражение родителей, собираться нужно со взрослыми.
Конфликт случился. Как решать?
— Реагировать максимально спокойно, максимально уверенно. Внимательно выслушиваем ребенка, не перебиваем, помогаем справиться с переживаниями и вместе составляем план действий, — советует подростковый психолог.
Обсудите все дальнейшие шаги. Здесь у школьника могут возникнуть страхи, переживания. Задача взрослого — убедить ребенка в том, что здесь нужно действовать. Проблему нужно решать.
Если ребенок младшего школьного возраста, можно проявить фантазию, взять игрушки и поиграть в «травлю». Через игру можно научить ребенка правильно игнорировать нападки сверстников. Научиться отвечать им — к примеру, «Я не такой», «Я не буду на это реагировать». Нужно показать ребенку, как блокировать эту агрессию в его отношении.
Игнорировать можно слабостью или силой. Важно говорить ему: «Что бы ни случилось — я на твоей стороне. Ты защищен. Всё будет хорошо». Ребенок должен чувствовать поддержку за своей спиной. Если ребенок чувствует эту силу, то будет отвечать на ситуацию тоже с силой — расправленные плечи, поднятая голова. А если ребенок не чувствует такой поддержки, то, скорее всего, будет реагировать слабостью — убегать и зажиматься. И тогда его будут догонять и травить.
— Ко мне на консультацию приходила мама с девочкой, — рассказывает психолог, — ребенок учится еще в младшей школе. Мама рассказала, что ребенок начала свой маленький бизнес, другие девочки обратили на это внимание и начали ее «дергать», претендовать на ее идею. И она начала в этот конфликт вступать.
На сеансе в форме игры психолог попробовала поднять ее самооценку — сказала, какая она молодец, что у нее крутая идея и что другие девочки злятся, что они сами такого не могут.
— На моих глазах у ребенка расправлялись плечи и она преображалась. На следующем сеансе мама рассказала, что всё наладилось. Девочка сказала остальным детям, что «это — моё, и я вас в свои дела не пускаю», — поделилась случаем из практики психолог. — Как только у ребенка появилась своя твердая позиция, дети сразу от нее отстали.
Чтобы больше не повторилось
Конфликты — это всегда проявление внутреннего мира ребенка. Если ребенок попадает в конфликт, то это результат какого-то его внутреннего напряжения. Поэтому если ссора случилась — значит, есть проблема.
— Однажды работала в группе с детьми, и там был малыш, у которого проявлялась агрессия к другим детям. Когда его отдали в спорт, он стал все свои эмоции проявлять там и перестал их проявлять по отношению к другим людям. Всегда нужно обращать внимание на то, что происходит внутри вашего ребенка, — советует специалист.
Контактные виды спорта действительно способны улучшить эмоциональное состояние школьника — так вы даете выход его энергии.
Работать с ребенком
Избежать конфликтов, к сожалению, не получится. Лучше всего обучать сына или дочь решать эти самые конфликты. Когда мы вмешиваемся в ситуацию, то показываем, каким образом это можно делать. Важно помогать своему малышу взращивать чувство собственного достоинства. Научить ценить свои собственные границы, видеть их. Самим родителям не нарушать границы ребенка и не унижать их. Выстраивайте доверительные отношения. Тогда в случае любой проблемы он сможет легко к вам обратиться. Это лучшая профилактика нежелательных ссор и проблем в школе.
Мы рассказывали о том, как изменится жизнь школьников с 1 сентября — в некоторых красноярских школах решили частично оставить удаленку.