Перевод названия фильма «Адреналин» весьма бледный и корявый. Слово crank сочетает целый букет значений, как нельзя более подходящих для кубометров трупов, девичьего мяса и амфетаминовой буффонады в новом кинокомиксе Марка Невелдайна и Брайана Тейлора — здесь тебе и «чудило», и «маньяк», а также сленговые обозначения пениса и амфетамина. Если сравнивать с первым «Адреналином», то с амфетаминами режиссеры перебрали не на шутку: полуторачасовое крошилово, местами уморительно смешное, с сюжетостроением не в ладах. Невнятность сюжета, впрочем, компенсируется драйвом перевода Гоблина (на любителя) и бешеной динамикой, в которой Тарантино, Родригес и Гай Ричи кажутся уже престарелыми черепахами.
Для того чтобы смотреть вторую серию «Адреналина», неплохо пересмотреть предыдущую, с десяток сюжетных нитей и ниточек тянутся оттуда. Ленивому же зрителю достаточно знать, что Чев Челиос — супергерой и наемный убийца, которому добрые дяди как-то вкололи ядовитую китайскую дрянь, справиться с которой помогает только подпитка адреналином. Для чего необходимо падать с домов, бить по мордасам, заниматься сексом на виду всего Лос-Анджелеса и так далее. Нынче Невелдайн и Тейлор пошли дальше — китайские ублюдки вырезали у Челиоса сердце, и чтобы зарядить аккумулятор, ему зайчиком-энерджайзером нужно подпитываться от электрических столбов.
За сердцем, собственно, Чев Челиос и гоняется весь фильм, на своем пути эффектно уничтожая хитрых китайских мафиози, пуэрториканских бандюганов, сутенеров, проституток и милых американских обывателей. На все это создатели потратили сравнительно немного, 20 млн долларов, однако этого хватило, чтобы зритель, хрустя попкорном, пришептывал: «Давай! Давай! Давай!». Траектория передвижения супермена задана концептом фильма: маленьким мальчиком Чев слишком много играл в двухмерные видеоигры, и теперь весь мир превратился в гигантскую детскую видеострелялку (кадры из «тыщ-тыщ» игры идут лейтмотивом по всему фильму), парадоксальную и абсурдную в своем идиотизме.
Карикатурно, несколькими штрихами обозначен тут и мировой финансовый кризис: догоняя ублюдков, Челиос врезается в толпу бастующих порноактеров. Безусловно, главным и решающим фактором, из-за которого фильм посмотреть стоит, является отменная игра Джейсона Стэтхема, любимца Гая Ричи (снимался в «Револьвере», «Большом куше» и «Карты, деньги, два ствола») и трехкратного «перевозчика».
Невелдайн и Тейлор превратили Стэтхема в комиксового Брюса Уиллиса, однако шик исподлобья глядящего маргинала-англичанина в потрепанном спортивном костюме остался. Кажется даже, что игра Стэтхема, а также формальные отсылки к приемам Гая Ричи и Дэнни Бойла (при всей непохожести историй) делают фильм больше английским, нежели американским: где-то в подкорке мясорубка «Адреналина» напоминает бойню английских футбольных фанатов.
Лютый трэш в обоих «Адреналинах» использует одни и те же формальные приемы (уходящие в гонконгскую историю перестрелки, смазанные стоп-кадры после динамичных сцен, раздвоение экрана, характерное для контркультурного кинематографа 60-х), вплоть до самоповторов.
Фирменной фишкой Невелдайна и Тейлора стала безумная эротическая сцена среди скопища народа.
Если ранее Чев и Ева бешено совокуплялись под одобрительные вопли китайских туристок, то в этот раз супермен с помощью любимой заряжает свой аккумулятор на поле ипподрома под рев многотысячной толпы, предварительно потеревшись о 70-летнюю старушку — тоже в целях обретения силы. Скакуны летят через неутомимых любовников, толпа орет во всю глотку — и сцена это, надо сказать, чудо как хороша.
Впрочем, не обошлось и без перегибов. В первом «Адреналине» чувствовалась какая-то недоделанность, динамика была слишком выверенная и потому не всегда цепляла, однообразие «упал-зарядился-выстрелил» под конец начинало утомлять, а последний кадр, где несчастный супермен, падая с вертолета, звонил подруге («Я опять тебя подвожу. Все время убегаю, убегаю, убегаю»), напоминал гламурную метафору о суматошной жизни офисного работника.
К свежему «Адреналину» таких претензий не предъявишь, никакого гламура здесь нет и в помине — это просто качественный и заводной абсурдный боевик, — однако после двух третей фильма сюжет начинает разваливаться, и картину уже скорее досматриваешь, чем смотришь. Ребята перестарались. Наверное, амфетаминов не хватило или же их было слишком много.
Владимир Иткин
Фото kinopoisk.ru