Образование «Никому не советую брать две ставки». Откровенный рассказ учителя о работе в школе

«Никому не советую брать две ставки». Откровенный рассказ учителя о работе в школе

Почему дети сидят на уроках в телефонах, учителя моют полы и как зарабатывать 70 000 рублей?

Учитель одной из краснодарских школ рассказал о своей работе

Сейчас обсуждают конфликт в краснодарской гимназии, где 70-летний учитель математики Павел Григорьевич толкнул шестиклассницу на уроке. Педагог объяснил свой поступок тем, что школьница не сдала телефон и смотрела под партой видео. Позже пожилой учитель признался, что вообще-то давно хотел уйти на пенсию, но его уговаривали остаться из-за нехватки учителей в школе.

К слову, только, например, краснодарским школам не хватает около 850 (!) учителей. И хотя власти говорят, что делают всё возможное, чтобы привлечь новые кадры, и постоянно повышают зарплаты педагогам, сами учителя жалуются на нищенские зарплаты и ненужную бюрократическую работу.

Наши коллеги из 93.RU попросили учителя из Краснодара, 22-летнего Михаила, рассказать, почему он выбрал именно эту профессию, как обстоят дела в образовании и сколько же на самом деле зарабатывают учителя. Далее — от первого лица.

Нет проблем, кроме зарплаты

Зачем пошел в школу? Я фанат истории, и в шестом классе меня очень часто хвалил историк. Однажды он сказал, что вот, мол, так и так, ты очень хороший ученик, знаешь, как было бы прикольно, стань ты учителем. Я над этими словами думал каждый день. Прошел седьмой класс, восьмой, девятый начался. Встал выбор: а куда идти? На кого? Подумал, подумал и решил: может, в учителя пойти? Поступил в колледж и сразу же после его окончания пошел работать в школу.

Мне говорили, что будет трудно, что кому вы там нужны, в этой школе, что низкая зарплата и вообще ужас. Пугали, в общем, всякими страшилками. Ну ничего, я пришел и меня сразу приняли на работу. Какие основные проблемы школы? Блин, да у меня вообще, в принципе, каких-то проблем нет, кроме зарплаты и… всё!

Учебники есть. Родители у меня хорошие, слушаются, в три часа ночи не звонят. Они вообще со мной не общаются по телефону. Они, если что надо, лучше придут в школу и спросят лично. Потому что считают, что зачем меня тревожить.

Михаилу нравится работать в школе

На что жалуются другие учителя?

Могу на основе жалоб других коллег сказать, что, допустим, кому-то не нравится классное руководство, потому что оно постоянно просит какие-то бумажки.

Медицинское обслуживание в школах, оно на нулевом уровне. Ученик жалуется, что болит голова или живот. Он приходит в медкабинет, ему проверяют температуру. Фельдшер говорит: «Слушай, у тебя температуры нет, что ты пришел? Иди обратно». Это если голова болит. А если живот болит, она спрашивает: «А ты ел?» Ребеночек говорит: «Нет, не ел я сегодня». Она говорит: «Ну иди, поешь в столовой». И всё. На этом вся медицинская помощь и заканчивается.

Какие еще проблемы в образовании? Конечно же, недостаток учителей. Каждый день в чат учителей кидают лист замещения, и я вижу, что там очень много указано свободных вакансий, плюс постоянно учителя болеют. Прям на два листа этот лист замещения бывает. Представляете: взял ты больничный, и там еще 10 учителей с тобой попутно взяли больничный. И вот приходится другим учителям замещать.

«За замещение платят в два раза меньше»

При этом никто не спрашивает, хочешь ты или не хочешь, есть у тебя дела или нет дел. Будь добр, исполняй. При этом стоит сказать отдельно, что за замещение платят в два раза меньше, чем за один урок основной. То есть буквально ты работаешь почти за бесплатно. Ну, сами знаете, что такое замещение: когда ты приходишь, спрашиваешь у детей, что да как, а так как тебе вообще это замещение неинтересно, ты говоришь: «А, ну посидите в телефончиках, занимайтесь своими делами».

Нехватка учителей — огромная проблема

Из чего складывается зарплата учителя?

Сколько я зарабатываю? 42 000 рублей. Зарплата учителя складывается из очень многих параметров, таких как: ставка, краевая доплата молодым специалистам, доплата за стаж до трех лет, выплата за выслугу лет, за заведование кабинетом, за наполняемость классов выше нормы, за работу с учениками с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), ну и выплата за классное руководство.

Ставка — в районе 10 000 рублей. При этом МРОТ (минимальный размер оплаты труда) в Краснодарском крае — 17 000 рублей. Ставка учителя — это буквально часы, которые ты должен отработать, где-то 18–19 часов в неделю. То есть непосредственно уроки оцениваются властями в эти 10 000 рублей.

Краевая доплата молодым специалистам — 3000 рублей. Она выплачивается краевыми властями в течение трех лет после того, как пришел из колледжа/университета работать по своей специальности в школу. По ней ничего сказать негативного или позитивного не могу. Ну, 3000 есть 3000, как говорится. Конечно, честно говоря, такая себе доплата каждый месяц. Но что есть, то есть.

Доплата за стаж до трех лет — это 1000 рублей в месяц. Это поощрительная сумма, чтобы я не сбежал из школы. «Посмотрите, вот мы вам платим тысячу рублей. Пожалуйста, не сбегайте».

Выплата за заведование кабинетом — с этого года начали платить 1000 рублей. В прошлом учебном году сумма за кабинет была в районе 300 рублей. Но за эту тысячу с тебя всю шкуру сдерут: у тебя всё должно быть в кабинете в порядочке, классный уголок должен быть классным, его каждую неделю проверяет завуч по воспитательной работе.

Хочется отдельно отметить, что нет уборщиц в школе, потому что за 20 000 рублей никто не идет работать. И в итоге получается, что большинство учителей у нас приходят рано утром, в 6:30, 6:45, 7:00. Они приходят и убирают сами свой кабинет, потому что они считают: «Ну, раз у нас уборщицы нет, полы помою я, потому что мне здесь работать. А работа с детьми, дети заболеют из-за того, что грязно». Это некоторые учителя с опытом так делают, к примеру.

Я молодой специалист, как-то так получилось, что у меня в кабинете есть уборщица, и она там каждые два дня моет полы. При этом дети тоже после уроков убираются, остаются дежурить — подмести, поправить парты, все столы протереть, потому что они грязные.

Михаилу не приходится мыть полы в кабинете, но другие учителя сталкиваются с этим

Доплата за наполняемость класса выше нормы — 3300 рублей. В нашей школе принято, что если в классе меньше 27 человек, то эта выплата не платится, если больше, то выплачивается в зависимости от количества человек. У нас в школе во всех классах, начиная от 1-го до 11-го, в районе 35–40 человек.

Доплата за работу с учениками с ОВЗ — это 2600 рублей. Работа с детьми с ОВЗ — это такая же большая проблема, как и переполняемость классов. Во всех классах, от 1-го до 11-го, есть дети с ОВЗ. Почему они учатся с обыкновенными детьми? Потому что у нас коррекционные школы, скажем так, отменены.

Конечно, дети с ОВЗ очень разные. Есть спокойные, а есть такие, которым реально нужно идти в специальную коррекционную школу. И вот, допустим, у тебя 38 человек в классе, ты должен за всеми следить, и из этих 38 у тебя, например, двое-трое — это такие бешеные ребята, которым нужен особый контроль. Ну, честно говоря, справиться и уследить за всеми невозможно. И получается такой выбор: либо ты сидишь с овэзэшником, но забиваешь на свой класс, либо ты сидишь с большинством класса, но ты забиваешь на овэзэшников.

Конечно, есть учителя опытные, которые могут всё вместе как-то совместить. Но, к сожалению, не у всех это получается. Допустим, у молодых специалистов такого не бывает. Было бы классно, если бы открывали не только обыкновенные школы, но и коррекционные либо коррекционный класс. У нас есть коррекционный класс, но там учатся дети прямо с очень сильными синдромами.

«Работа с детьми с ОВЗ — это такая же большая проблема, как и переполняемость классов»

Ну и, конечно, выплата за классное руководство. Она подразделяется на два вида: федеральная выплата и краевая. Федеральная выплата — это всем известные 5000 рублей. Но по факту приходит 4300 рублей, потому что налоги. Краевая выплата — это еще около 4000 рублей.

Ну, это такая мемасная ситуация. Вы получаете деньги за классное руководство, аж 8000 рублей, и за эти 8000 рублей вы должны следить за каждым ребенком, знать, кто где находится, быть постоянно на контакте с родителями плюс нести ответственность вне школы за детей. Допустим, ребенок украл что-нибудь из магазина — полиция приходит в школу, сразу вопросы к тебе: «Почему вы не проконтролировали?»

С учителей спрашивают за детей и вне школы

Можно зарабатывать и 70 тысяч, но...

В прошлом году я взял дополнительный класс. И получал в месяц в районе 70 000 рублей. Из плюсов: да, конечно, большая такая зарплата по меркам бюджетников. Из минусов — усталость постоянная, подготовка к урокам занимает еще больше времени. Очень сложно адаптироваться — начинаются проблемы со здоровьем. А ты не можешь обратиться в поликлинику, потому что в случае условного больничного, так как я молодой специалист, потеряешь очень много тысяч рублей. То есть придет не зарплата, а просто какие-то копейки.

К чему привело это двойное классное руководство и вот эта двойная ставка? Ну, вот проблемы со здоровьем начались. И я начал на один класс обращать внимания больше, чем на другой. Так получилось, что у меня в прошлом году основной класс был отсталым в плане успеваемости. И тут мне дают хороший, очень хороший класс, в котором все дети золотые и все задания выполняют. И я начал на один класс обращать внимания больше, а на второй подзабивать. Ну, в итоге началось недовольство родителей. Приходилось оправдываться по этому поводу.

Двойная ставка — возможность для учителя хорошо зарабатывать, но тогда у него просто не остается времени ни на что больше

В принципе, я никому не советую брать две ставки. У нас в школе несколько учителей, трое или четверо, у которых двойное классное руководство. Но и условия работы у них другие. Они работают в другом корпусе, где один урок длится 35 минут. Я работаю в основном корпусе. И если у меня все уроки занимают 5,5 часа, то в том корпусе одна смена — это 4 часа. Ну и отработать в основном корпусе 11 часов — это, конечно, совсем не то же самое, что отработать 8 часов.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
12
ТОП 5
Мнение
«Не надо было строить развязку на Дрокино»: общественник разнес организацию движения к Мясокомбинату
Мария Антюшева
Журналистка NGS24.ru
Мнение
«Кринжануть, так с рофлом»: журналист изучил язык современных подростков — личный опыт автора
Сергей Уланов
Видеопродюсер NGS.RU
Мнение
Жизнь без прописки и график уборки туалета. Эксперт — о главных рисках при покупке апартаментов и долей в квартирах
Анонимное мнение
Мнение
«Териберка впечатлила меньше всего». Колонка туристки о невероятном путешествии в Мурманскую область
Серафима Путиева
Мнение
«Придется снижать цены»: миллиардер — о том, что ждет рынок недвижимости в 2025 году
Анонимное мнение
Рекомендуем
Знакомства
Объявления