В конце октября 2017 года Владимир Путин назначил бессменного председателя краевого парламента Александра Усса главой региона. Новый начальник края сразу взял с места в карьер.
Прошлой зимой на встрече с Уссом крупнейшие олигархи объявили о желании вложить в развитие края 580 миллиардов — примерно по 200 тысяч на каждого жителя.
Позднее Усс подписал схему газификации, а во время приезда Путина в Красноярск в феврале глава региона очень настойчиво просил у главы государства построить метро. Рассказываем, сдвинулось ли дело с мертвой точки.
Деньги от олигархов
В декабре прошлого года Александр Усс впервые заговорил про «Енисейскую Сибирь». Владельцы «Норникеля», En+ и городских ТЭЦ подписали с чиновником соглашение, пообещав инвестировать в край 584 миллиарда рублей.
Кроме инвестиций в бизнес энергетики, к примеру, обещали поменять трубу на ТЭЦ-1, EN+, пакет акций которой принадлежит Олегу Дерипаске, — вложить средства в экологическую программу на КрАЗе и построить железнодорожный маршрут от станции Бугач до аэропорта.
Что вышло в итоге? За первое полугодие 2018 года все красноярские компании инвестировали в основной капитал 158 млрд рублей. По сравнению с прошлым годом наблюдается рост, но совсем небольшой. Сумма инвестиций выросла на 3,7%. Сбор налогов за тот же период в Красноярском вырос на 2,7% — до 96 млрд. На прошедшей сессии краевого парламента министр финансов Красноярского края объявил, что долг Красноярского края перевалил за 100 миллиардов, но сумма не является критичной для бюджета: «Есть запас прочности»
Из обещанных проектов крупные компании скинулись на благоустройство центра. СУЭК начала строить новую трубу на ТЭЦ. Как уточнили NGS24 в пресс-службе РУСАЛа в экологическую модернизацию КрАЗа компания тратит ежегодно до миллиарда рублей. Накануне Универсиады РУСАЛ взял на себя обязательства по благоустройству сквера Сурикова, Площади Революции. В рамках подписанного соглашения с губернатором, РУСАЛ строит новую экотропу в заповеднике «Столбы» длиной свыше 2 км. Сумма инвестиций свыше 7 млн рублей. Ведется ренновация 6 зданий Исторического центра на улице Горького
Однако с некоторыми затеями возникла заминка. В начале 2018 года Александр Усс признал, что построить железную дорогу от аэропорта до станции Бугач к Универсиаде не выйдет.
1 ноября руководитель отдела авиаперевозок Михаил Киселев объявил, что решение о строительстве ветки может быть принято за 2 года. Но конкретику в проект не внес: «Мы находимся на стадии работы с государственными органами исполнительной власти и многое зависит от того, какие там будут приняты решения».
Метрополитен
Все, что связано с красноярской подземкой, давно стало походить на сериал. Строительство метро по проекту 80-х годов было заморожено при Александре Хлопонине.
Часть станций были законсервированы. На месте вентиляционных шахт в центре выросли гостиницы. Когда Красноярск только начал борьбу за право провести Универсиаду, губернатор Кузнецов говорил про расконсервацию метро. Его сменщик Виктор Толоконский запомнился тем, что, работая губернатором, так и не определился, нужно ли городу метро или новые развязки.
После отставки Толоконского тема метро неожиданно всплыла в феврале. Незадолго перед выборами в Красноярск с осмотром объектов Универсиады приехал Владимир Путин. После поездок по городу глава страны устроил совещание по экологии с Уссом и представителями крупнейших загрязнителей — РУСАЛом и энергетической компанией СУЭК. Тогда-то Усс и заговорил про метро, попросив Путина закончить уже главный мегапроект
Сегодня в Красноярске прорыто около 3 километров от Высотной до Копылова, то есть примерно 2/3 от общего объема выработок. Станции около железнодорожного вокзала законсервированы. На строительство ветки от Высотной до Площади Революции требуется 60 миллиардов.
Пока понимания, кто, как и что будет строить, нет
В проекте федерального бюджета правительство России согласилось выделить Красноярску миллиард рублей на строительство. Закон прошел только первое чтение, а значит, к моменту принятия сумма может измениться.
Руководитель управления по строительству Красноярского метрополитена Игорь Иванов говорит, что сумма может пойти на доработку проекта, исследование уже прорытых тоннелей, разработку нового проекта, расконсервирование некоторых участков: «Вышли новые нормы, правила. Произошло много изменений к требованиям, связанных с малоподвижными гражданами. Если вы были на новых станциях, например в Казани, то могли увидеть — для малоподвижных предусмотрены отдельные лифты».
Иванов полагает, что достроить метро при необходимом финансировании можно уже к 2023 году.
В проекте краевого бюджета о строительстве метро речи нет. Чиновники планируют потратить 76 млн на поддержание тоннелей в безопасном состоянии.
Более подробную информацию о подземке можно найти в схеме территориального планирования. Последние изменения там были утверждены в октябре. В документе сказано, что в Красноярске нужно развивать легкое метро. Таким термином специалисты называют отдельный вид транспорта, где линии подземного метро переходят в пути скоростного трамвая.
Судя по документам, в Красноярске планируется доделать уже прорытое метро и соединить его рельсами с СФУ, «Взлеткой». При этом система легкого метро должна соединяться и с городской электричкой.
Газификация
Разговоры о газификации Красноярска тянутся уже 11 лет. В соглашении от 2007 года администрация Красноярского края и «Газпром» договариваются от необходимости строить газопроводы, переходить на газомоторное топливо. В 2015 года газовый гигант отказался от этой идеи, сославшись на дороговизну работ.
В 2016–2017 годах в Красноярском крае шла газификация только некоторых районов. После бесконечных дней НМУ сотни красноярцев вышли на митинги против «черного неба». Одно из требований митингующих и заключалось в газификации Красноярска. В 2017 году разработкой схемы газификации начал заниматься Толоконский.
Вступив в должность главы региона, Александр Усс заявил, что газ может появиться в Красноярске к 2022 году. В марте 2018 года этот документ был подписан. В документе разработаны 3 сценария, откуда в Красноярск будет поступать газ: из Кемеровской или Томской областей или из Эвенкии.
На сегодня так и непонятно, как и откуда газ пойдет в Красноярск. Ответить на эти вопросы должна специальная программа. Ее разработку летом 2018 года краевое правительство заказало Сибирскому отделению наук за 4,5 млн рублей. Передать чиновникам ее должны только в декабре этого года. В контракте указано, что разработчики должны детально прописать, где пройдут системы транспортировки газа, появятся резервуары для его хранения.
Судя по схеме теплоснабжения, до 2030 года перевод красноярских ТЭЦ на газ не рассматривается и не планируется.
Новости и фото отправляйте 8–999–315–05–05 (WhatsApp, Viber, SMS)