
Федеральную программу «Чистый воздух» откорректируют. Из нее решено убрать финансирование мероприятий, на которые Красноярский край потратил значительное количество средств. Это строительство метро и замена подвижного состава общественного транспорта.
С предложением остановить финансирование метро за счет федеральной программы выступил заместитель Генерального прокурора страны Дмитрий Демешин. По мнению представителей надзорного ведомства, строительство подземки, покупка новых трамваев и троллейбусов никак не влияют на состояние атмосферы.
При этом, согласно отчету Счетной палаты региона, большая часть средств, которую потратили на якобы борьбу с выбросами, ушла впустую. Более 260 миллионов рублей направили на корректировку проектно-сметной документации строительства метро. Причем деньги ушли на погашение долгов перед «КрасТИСИЗ» — за проектную работу, которая в итоге не будет использоваться при строительстве подземки.
— Комплексный план в новой редакции от 16 ноября 2022 года утвержден правительством Российской Федерации. Из него исключены не оказывающие влияние на снижение уровня загрязнения воздуха в городе мероприятия по организации строительства метро, капремонту трамвайной и троллейбусной инфраструктуры, переселению граждан из аварийного жилья, — сообщают представители прокуратуры по Сибирскому федеральному округу.
Согласно решению прокуратуры выбросы квотировать придется не только «РУСАЛу», «СГК» и «Красноярскому цементу». В программу включили еще несколько предприятий, которым придется меньше дымить. Это Красноярский завод синтетического каучука, Красноярский завод цветных металлов, ЭВРЗ, литейно-прессовый завод «Сегал», АО «Сибагропромстрой» и Красноярский металлургический завод.
Модернизировать производства и снижать количество выбросов предприятиям придется за свой счет. Согласно целям федеральной программы, общий объем загрязняющих веществ, которые попадают в атмосферу, к 2026 году должен снизиться на 20% по сравнению с показателями 2017 года. Контролировать исполнение плана теперь будет прокуратура.
Ранее мы изучили отчет Счетной палаты края и выяснили, что реализация нацпроекта «Экология» в нашем регионе провалилась. Согласно информации аудиторов, большая часть проблем с воздухом не связана с частным сектором и дымящим транспортом.
Несмотря на это, по мнению экспертов, в ближайшей перспективе решить проблему «черного неба» в городе не выйдет. На состояние атмосферы влияет географическое расположение Красноярска, отсутствие газификации и использование угля как основного вида топлива.
Мы рассказывали, что краевые власти свернули пилотную программу перехода с угля на электричество. И с планами по газификации города четких сроков пока нет.
Об истинном состоянии экологии в городе не распространяются даже ученые. Например, доклад Сибирского отделения РАН решено было засекретить, чтобы не пугать местное население информацией о влиянии загрязнения на здоровье.