На этой неделе завершилась масштабная операция по транспортировке шедевра русского художника Михаила Васильевича Нестерова «Святая Русь» из Русского музея в Санкт-Петербурге на выставку в Красноярск. Специальный транспорт в сопровождении вооруженной охраны 10 суток вез картину в наш город. А 29 октября ее представили в Красноярском художественном музее им. В. И. Сурикова. В один из первых дней редакция NGS24.RU сходила в музей полюбоваться картиной и поговорить с гостями музея. Читайте материал и идите на выставку — она продлится до 20 февраля 2022 года.
В музее немноголюдно: работники, экскурсоводы, охранники и несколько посетителей. На кассе покупаем билет, сдаем вещи в гардероб, проходим в самый последний зал и видим ее — «Святую Русь».
Известно, что она написана под впечатлением от русского севера, туда Михаил Нестеров ездил, чтобы изучить жизнь монахов в суровой реальности, именно поэтому на пейзаже всё белое, ведь, как говорил художник, зима за окном по полгода — удел русского народа.
Работа над картиной заняла 6 лет. Оно и понятно, полотно огромное — почти 3 на 4 метра. Удивляет, насколько точно прорисованы детали, им художник уделил много внимания. Вот ты вроде рассмотрел ее полностью, потому что стоишь возле полотна уже 10 минут, но тут отворачиваешься-поворачиваешься и видишь еще с десяток мелочей, которых не заметил до этого. В углу, оказывается, сидят синички на ветках, на заднем фоне — аж две церкви, а некоторые люди с полотна смотрят прямо тебе в глаза.
От посетителей выставки мы узнали еще один впечатляющий факт про картину. Среди женских и мужских образов Нестеров зашифровал дорогих ему людей: маму, сестру и няню. Причем мать разрешила ему писать свой портрет только перед смертью, поэтому на картине — лицо умирающего человека.
В музейном зале кроме этой картины висят несколько работ сибирских художников и стоит мольберт с «живым полотном». Закрепленный телевизор, на котором рассказывается о реставрации картины Нестерова. Ведущий рассказывает, что работа по восстановлению полотна длилась полгода и была достаточно дорогой, но без нее краска бы начала отшелушиваться, внешний вид был бы испорчен.
В этот раз всё внимание посетителей музея было приковано к одной картине. Когда у нее собралось приличное количество людей, мы спросили об их впечатлениях.
Две девушки рассматривали картину очень долго, подмечали мелкие детали, двигались от одного края полотна к другому, проводили почти доскональный анализ. Оказалось, что они пришли специально, чтобы увидеть «Святую Русь»:
— Мы вообще не очень часто ходим в музеи, но сегодня пришли и не пожалели ни на секунду. Картина грандиозная! Нас поразило количество персонажей, и ведь за каждым какая-то история, захотелось прийти домой и узнать про всех изображенных на ней людей, — объясняют они.
Парень лет 25 признался нам, что ради картины впервые пришел в музей Сурикова:
— Не очень разбираюсь в живописи, но для приобщения к искусству решил посмотреть на картину. Остался под впечатлением от габаритов и красоты, — поделился он, а затем отправился гулять по музею.
Были и те, кто посетил музей просто так и не ожидал увидеть здесь шедевр из Русского музея. Женщина с дочкой и внучкой просто решили провести выходной день вместе и были приятно удивлены:
— Смотрели картины Сурикова, а тут, оказывается, вот что привезли. Решили посмотреть заодно и фильм про реставрацию. Картина такая душевная, даже настроение поднялось, — улыбается мама и бабушка.
Были среди посетителей и приезжие.
— Последний раз был в Красноярске в 98-м году, очень хотелось посмотреть сам музей. Не знал, что сюда привезли «Святую Русь», но очень рад, что получилось увидеть ее воочию именно тут. Мне кажется, соприкосновение с рукой и душой великого мастера переводит тебя на другой уровень одухотворенности, — уверен гость города Максим.
При жизни сам Нестеров горестно замечал, что работа не удалась, но спустя 116 лет люди не могут оторвать от нее взгляд. Картина пробудет в Красноярске до февраля следующего года — успевайте!