Культура фоторепортаж

Как мозаика протащила запрещенный авангард в СССР. Пример Красноярска

В последние годы наблюдается всплеск интереса к советскому монументальному искусству

В Красноярске есть довольно много прекрасных мозаичных панно. К сожалению, большинство из них никак не защищены законом

Мозаичные панно — вид монументального искусства, занявший особенное место в истории СССР. Темы, которые изображали на фасадах зданий, отражают идеологию и стремления людей того времени: труд, спорт, семья, наука. Множество мозаичных панно раскиданы по всей стране, немало их осталось и в Красноярске. Мы отобрали несколько образцов и узнали, почему в последние годы к советскому искусству вырос интерес и почему оно этого достойно.

«Родина-мать», Евгений Кобытев, 1960 год

Здание бывшего кинотеатра «Родина» после реставрации

«Родина-мать» — панно, украшающее фасад бывшего кинотеатра «Родина», ныне — Дом дружбы народов. Реставраторы сохранили одну из самых оригинальных мозаик. О начале ремонта старого советского кинотеатра чиновники объявили в 2019 году. До этого 20 лет здание находилось в бесхозном аварийном состоянии. Проект предусматривал смету на ремонт в 167 миллионов рублей.

Так снимали старую вывеску со здания

Историческую вывеску сняли насовсем: по современным стандартам многие советские вывески не соответствуют требованиям. После этого красноярцы всерьез обеспокоились судьбой полотна: были опасения, что его также уничтожат. На счастье, ее не только не уничтожили, но и отреставрировали: отмыли от граффити и восстановили утерянные за 70 лет элементы.

«Родина» времен 70-х годов

Автор панно — Евгений Степанович Кобытев. Во время Великой Отечественной войны он был взят в плен и два года провел в лагере смерти «Хоральская яма» на территории оккупированной Украины.

Жуткая судьба, но насколько вдохновенным, патриотичным и жизнеутверждающим получилась его работа: красивая женщина, очевидно, и олицетворяющая Родину с ребенком в руках. На заднем плане — красноярские столбы с надписью «СВОБОДА». Лучи солнца пробиваются сквозь облака на голубом небе. Контуры фигур выполнены из черной смальты, но в основном для составления полотна использовался необычный для того времени материал — речная галька.

— Интересна история, он же со студентами это делал. Они ходили, собирали речную гальку разных оттенков вдоль Енисея. С трудом сейчас представляется: отправить студентов собирать камни еще и выбирать оттенки, — говорит Александра Ситникова, доцент кафедры культурологии и искусствоведения Гуманитарного института СФУ.

Панно выполнено из речной гальки
Общая площадь панно почти 169 метров. Автор панно Евгений Кобытев — крайний слева 

Высота полотна более 7 метров, общая площадь — почти 170 квадратных метров. Работа была проделана титаническая, и спустя десятилетия ее оценили по достоинству. Эта мозаика единственная в Красноярске обладает статусом объекта культурного наследия. Кроме того, это редкий позитивный пример сохранения мозаики при реставрации здания.

Мозаики неизвестного автора. Заброшенное здание ДК КрасТЭЦ

Уже несколько лет власти пытаются решить, что делать со зданием

Другой интересный пример советской мозаики также находится в Ленинском районе. Два больших панно украшают заброшенный ДК КрасТЭЦ, расположенный рядом с одноименным рынком. Некогда красивое здание построено, предположительно, в первой половине 50-х годов XX века.

Это один из самых поздних образцов сталинского неоклассицизма или сталинского ампира — архитектурного стиля, сочетающего элементы советской эстетики и аристократичную красоту старинных зданий. С одной стороны, колонны и лепнина, с другой — серп и молот, портреты вождей и другие символы социализма.

Уже в 1955 году вышло постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», которое положило конец эпохе «сталинок». А уже после этого наступила пора расцвета мозаик и других видов декоративного монументального искусства. Доподлинно уточнить, были ли мозаики изначально на здании ДК КрасТЭЦ, нам не удалось, но как бы то ни было, сейчас оно по сути представляет собой пример сочетания двух эстетических эпох СССР.

— Мозаика — это дорогой вид искусства, требующий навыков и компетенции художников. Но в 60-х и 70-х годах она стала очень востребована — это безусловно. Это связано с идеологическим подъемом послевоенных преобразований. Страна была на взлете и пыталась свои мысли и чувства запечатлеть на фасадах. Появились деньги. Появилась возможность платить за большое красивое искусство, — говорит Марина Москалюк, профессор, доктор искусствоведения, ректор СГИИ им. Хворостовского.

Мозаики на заброшенном здании прекрасно сохранились

Материал, который использовали тут, гораздо более типичен, чем в случае с «Родиной». Смальта — стекловидная масса, которая нарезается на кусочки и дает множество оттенков, каждый из них ложится под особым углом, благодаря игре света получаются красивые цветовые сочетания. Еще одно достоинство смальты — прочность: держится при любых температурах.

Панно изображает жизнь советских рабочих

Справа и слева от парадного входа в бело-голубой гамме изображена жизнь рабочих. Упрощенные фигуры мужчин и женщин, воплощающие в себе образы советского человека. Все это на фоне различных элементов завода.

К сожалению, неизвестно, кто выступил автором этих мозаик. Вообще исследования по этой теме только начинают быть актуальными в научной среде, и многие проблемы авторства и истории создания объектов советского монументального искусства остаются нерешенными.

— Мозаики существовали как декоративное дополнение к архитектуре. В советское время их исследованиям не придавали особого значения. В постсоветское время они расценивались как пропаганда. Вот как раз сейчас мы наблюдаем всплеск интереса к этой теме среди исследователей. Очень сложно найти информацию об авторах, их идеях, и только сейчас появились люди, которые пытаются эту информацию раскопать. Люди уже видят в этом не только советскую пропаганду, но и интересную эстетику, — говорит доцент кафедры культурологии и искусствоведения Гуманитарного института СФУ Александра Ситникова.

Мозаичное панно на Дворце водного спорта. Александр Приемышев, 1985 год

Одно из наиболее абстрактных мозаичных полотен в городе

Об этом мозаичном панно известно крайне мало. На нем мы видим условно изображенную воду в виде цветных лент и столбов, а также женскую фигуру. Судя по монохромности всех элементов, девушка в данном случае олицетворяет собой саму стихию.


Александр Приемышев — автор данной работы — выпускник Ленинградского высшего художественно-промышленного училища имени В. И. Мухиной. Вообще Красноярску повезло с мастерами, все они получали лучшее художественное образование в СССР.

Панно «Полет». Александр Лапко, 1976 год

Мозаика украшает одно из зданий в центре

Эту мозаику можно увидеть в самом центре города. Находится оно у касс «Аэрофлота» и в данном случае органично вписывается в обстановку. Собственно, выполняли эту работу по заказу Агентства Аэрофлота. Как и большинство авторов красноярских мозаик, Александр Лапко — выпускник одного из лучших художественных вузов СССР — Московского высшего художественно-промышленного училища. В Красноярске художник работал до конца 1980-х.

Панно разделено на две части: сверху — роза ветров, ниже — абстрактное изображение планеты Земля и какие-то люди в строгих костюмах: то ли сотрудники авиасферы, то ли люди светлого социалистического будущего. Футуристические мотивы — вообще отличительная черта монументальных произведений времен СССР.

В 2012 году мозаику перекрыли иллюминацией, потом по настоянию горожан конструкцию убрали

В 2012 году почему-то именно на этом торце здания установили светодиодную конструкцию. В 2018 году только после множества жалоб ее наконец убрали, к счастью, никаких повреждений, по крайней мере серьезных, из-за демонтажа не образовалось.

Мозаичное панно «Биожизнь». Бывший Дворец культуры завода медпрепаратов, 1978 год

Сейчас в этом здании базируется телекомпания «Афонтово»

Гигантское панно на фасаде бывшего ДК явственно демонстрирует стремление художников-монументалистов к абстракции. Что на нем можно точно распознать? Центральная фигура — обнаженный мужчина, рядом, судя по халатам, ученые или медики. Далее все расплывается в причудливом узоре без начала и конца. И популярность таких изображений кажется странным явлением, учитывая запрет на абстрактное искусство.

В 1962 году Никита Хрущев посетил выставку художников-авангардистов в московском Манеже. Увиденное настолько поразило советского лидера, что критику свою он решил выразить в нецензурной форме со всей свойственной ему экспрессией. К абстрактному искусству он не был готов. На следующий же день был опубликован доклад, после которого и началась официальная борьба с абстракционизмом и другими течениями, якобы чуждыми советскому человеку.

— Существует точка зрения, что, так как мозаику не так тщательно проверяли, цензурировали, некоторым художникам представлялась возможность свободно себя реализовать, — объясняет доцент Александра Ситникова.

Однако не все искусствоведы согласны с этой гипотезой. По мнению доктора искусствоведения Москалюк, абстракция — заслуга материала.

— В мозаике невозможно выложить реалистичный портрет, пейзаж. Он требует обобщения, лаконизма, пятен, линий, соотношение плоскостей. Если современный художник будет работать с мозаикой, он будет пользоваться теми же художественными и композиционными законами. Материал диктует — это абсолютно точно, — считает Москалюк.


Также свою роль сыграла недостаточная компетентность советских чиновников в вопросах искусства. Именно они в конце концов утверждали эскизы. Что такое авангард, они не знали. Видит такой чиновник: призывов против власти нет, красный флаг реет — красиво, люди явно здоровые и довольные — одобряем. Специфический язык нового искусства знали сами художники, но они не могли этим не пользоваться.

— На выставках искусства конструктивизма и супрематизма Малевича не появлялись. Но художник — это всегда поиск выражения мыслей и эмоций. При всем официальном запрете художники-то знали язык авангарда. И он подходит для монументального искусства и для такого материала. От официального запрета до реальной художественной жизни — очень большое расстояние, — говорит Москалюк.

Триптих на Железнодорожном вокзале Красноярска. Степан Орлов и Владимир Башмаков, 1976 год

С этого панно на прохожих до сих пор взирает вождь революции

Такой огромный мозаичный триптих украшает здание Красноярского железнодорожного вокзала. И это как раз ярчайший и довольно очевидный пример идеологической пропаганды.

С центрального панно на людей смотрит Владимир Ленин. За ним стоят его соратники. Все это на фоне красного знамени, рядом с лидерами революции — восстание рабочих в красноярских железнодорожных мастерских.

Серия мозаик в Политехническом институте СФУ, 1981 год

Пролеты главного корпуса Политеха СФУ украсили мозаикой не сразу. Эти причудливые панно выполнены на Красноярском творческо-производственном объединении художественного фонда РСФСР к 25-летнему юбилею Красноярского политехнического института.

На глаз определить, что конкретно изображено на этих мозаиках, сложно. Абстрактные фоны и весьма условные человеческие фигуры
К сожалению, о конкретных авторах и их идеях информации нет

На одном из панно изображены три женские фигуры в белых платьях. Они разительно отличаются от фигур, на мозаике выше: более очеловеченные, подчеркнуто женственные, на фоне — цветы и округлые плавные линии. Примечательно, что, несмотря на всю женственность, у каждой девушки есть книга. Логичный посыл для украшения в вузе.

Разглядывать причудливые фигуры можно практически бесконечно
Мозаика, призванная навсегда увековечить юбилейный год. Надпись: «1956-КПИ-1981»
Сграффито украшает один из фасадов института

Кстати, один из фасадов Политехнического института СФУ украшен другим видом монументальной живописи, популярной в СССР, — сграффито. Конкретно эта работа называется подобающе заведению — «Наука», на нем художник Георгий Никифоров изобразил молодых людей, покоряющих различные дисциплины. Подробнее об этом виде советского монументального искусства мы расскажем в одном из наших будущих материалов.

Серия мозаик на стадионе «Енисей». Валентин Жекалов и Александр Лапко, 1989 год


В течение трех лет художники Жекалов и Лапко создавали эскизы украшения правобережного стадиона и воплощали их в жизнь. Мозаику из смальты собрали на бетонных плитах, которые уже вмонтировали в готовые стены стадиона. Проект выполнялся по заказу «Красмаша». Серия мозаик демонстрирует спортсменов, выступающих в разных дисциплинах: футболе, акробатике, гандболе, борьбе.

В 2017 году перед Универсиадой-2019 мозаики со здания убрали на время реставрации старого стадиона. После многочисленных протестов красноярцев мозаику решили сохранить как историческую ценность. Однако будущее этих мозаик пока не определено.

Мозаика украшала весь фасад стадиона с разных сторон 
На старой мозаике стадиона изображались разные виды спорта

Во время открытия стадиона заявили, что мозаика из-за бетонного основания слишком тяжелая и ее нельзя просто примонтировать к новому фасаду. Как рассказал NGS24.RU Михаил Чечеткин, директор АНО «Профессиональный клуб по хоккею с мячом «Енисей»», сейчас мозаика находится у реставраторов, которые приводили ее в порядок. Летом планируется перевезти их на склад стадиона. Вопрос о возвращении панно красноярцам будут рассматривать позже.

— Был вариант установки ее на территории стадиона, но это вопрос не одного миллиона. А сейчас не то время, чтобы тратиться на мозаику. Сохранен не полный объем мозаики, некоторые фрагменты были сильно разрушены, выбраны были ключевые элементы, которые объективно можно было восстановить, — говорит Чечеткин.

Фото сделано весной 2020 года

Как растаскивают уникальные предметы искусства

Как уже было сказано, советские мозаики раскиданы по всей стране, а значит, и проблема сохранения, исследования и популяризации этого искусства актуальна для всей России. В Красноярском крае нет организаций, озабоченных сохранением этих объектов культуры, поэтому по этой проблеме мы обратились в московскую организацию «Архнадзор».

— Сохранение объектов монументального искусства — пожалуй, одна из самых сложных вещей и в Москве, и в вашем городе. Советское монументальное искусство попало в щель между законами. Во-первых, должно пройти по закону 40 лет с момента создания, чтобы объект рассматривали как предмет культурного наследия. Какие-то объекты даже не прошли этот рубеж. А те, что прошли, очень сложно поставить на охрану: они или дошли в плохом состоянии, или разрушены.

Советское монументальное искусство не защищено: объекты приписаны собственникам зданий, и те могут ими как угодно распоряжаться. Есть еще живые авторы этих вещей. Понимание авторского права в этой сфере отсутствует полностью. Я считаю, что нужно менять законы, в том числе об авторском праве. Сохранить эти вещи предельно сложно. Если мы говорим о мозаике — существуют успешные технологии сохранения, — говорит Анастасия Соловьева, искусствовед, представитель общественного движения «Архнадзор».

Удивительная история вскрылась в Москве благодаря неравнодушным энтузиастам. Фрагмент одной из мозаик нашли в баре, который недавно открылся. Откуда у них мозаика? — Купили на «Авито».

— Есть люди, которые ездят по городам и весям и, так как это все в ужасном состоянии и не охраняется, просто разрезают и продают по кускам. В итоге мы договорились с баром, нашли мозаику, с которой сняли элемент, — говорит Соловьева.

Создать музей таких объектов почти невозможно, это огромные деньги и пространства, ведь речь идет фактически о сохранении облика городской среды. А между тем это мировое достояние, очень специфическое искусство, которому нет аналогов в мире.

— Советское монументальное искусство — признанный факт мирового искусства. Оно очень яркое, красивое, правильно построенное по художественным законом. Оно несло идеологию, конечно же, но в идеологии было много человеческого: красота молодости, красота труда, человеческих отношений, патриотизм. Это великое искусство. Есть и образцы, которые вошли в мировое искусство XX века. Безусловно, одна из интереснейших историй художественного наследия СССР, — говорит профессор, доктор искусствоведения, ректор СГИИ им. Хворостовского Марина Москалюк.

Ранее мы писали о других советских артефактах, которые остались в Красноярске после развала СССР, — советских вывесках. О том, что за ними скрывается и чем они ценны, можно прочитать в нашем материале по ссылке. Также год назад мы пообщались с тремя поклонниками советского искусства. Все они стараются запечатлеть ускользающие достояния прошлого века.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства