
Сегодня, 15 января, в суде Железнодорожного района прошло четвертое слушание по делу Наталии Подоляк, которая пнула полицейского во время митинга «Он нам не царь» 5 мая. Что было на прошлых слушаниях мы подробно рассказывали в наших предыдущих новостях и репортаже в специальной рубрике.
Уголовное дело было возбуждено в июне после того, как заявление на Подоляк написал потерпевший, полицейский Дмитрий Данилов.
— Мы сидели в служебном автобусе и наблюдали. Когда люди начали скапливаться на Красной площади, начали двигаться к Карла Маркса, не реагировали на требование разойтись, был отдан приказ руководством задерживать самых активных и отправлять в служебное авто, — рассказывал ранее потерпевший.
Со слов полицейского, когда задержанный упал, его начали поднимать, в это время подошла Наталия Подоляк и снимала все на телефон, подходила близко и подносила телефон к лицу. Данилов оттолкнул ее телефон и обозначил дистанцию. Но когда развернулся, почувствовал удар ниже икроножной мышцы.
Предыдущее заседание прошло 11 декабря. Тогда судья сразу запретила присутствие Тимофея Писаренко, которого в прошлый раз пытались скрутить четверо судебных приставов: судья заподозрила его в несанкционированной съемке на сотовый телефон и потребовала удалиться, но тот отказался.
Сегодня свидетель со стороны защиты рассказал, что участвовал в митинге, был с братом, был задержан полицией. Задерживали другого, попытался помочь, его завалили вместе с задерживаемым. Скрутили руки и отправили в автобус. Видел из автобуса, как задерживают других людей, снимал на телефон. При задержании получил травму грудной клетки. Потом познакомился с Подоляк и передал запись с телефона.
Прокурор возразил против просмотра видео очевидца, однако суд удовлетворил ходатайство адвоката — и было решено запись все-таки посмотреть. Адвокат Подоляк пытался показать то же видео, но замедленное, потерпевший заявил, что это монтаж, и в итоге суд отказал в просмотре записи. Когда адвокат распечатал стоп-кадр и попросил приобщить его к материалам дела, в этом ему тоже было отказано.
Слово на заседании дали обвиняемой, далее мы приводим ее речь:
«5 мая 2018 года я оказалась на Красной площади, где проводилось мероприятие от "Единой России", я была не одна — с одногруппниками, друзьями, с собакой, — там было назначено место встречи. Как оказалось, там также проводился митинг за соблюдение конституционных прав "Он нам не царь" — достаточно знаковое мероприятие, тем более что там собралось более тысячи человек. Мероприятие было мирное, полиция никакой активности к участникам до определенного времени не проявляла.
После люди начали расходиться, и большая часть двинулась по улице Карла Маркса. На зеленый сигнал светофора, не нарушая ПДД, не было никакой от них угрозы. Так как мы планировали дальше зайти в кафе в центре, мы стали двигаться в этом же направлении. На перекрестке Маркса — Декабристов полиция вдруг получила команду задерживать наиболее активных участников мероприятия.<...>
Дорога на Маркса была перекрыта полицией, в этот момент на перекрестке Декабристов начались задержания. Люди сопротивления не оказывали, но их достаточно жестко волокли по брусчатке, заталкивали в полицейский автобус, я тоже волею судеб оказалась в этом автобусе. Также я увидела задержание Федорова: человека достаточно интеллигентной внешности схватили, скрутили за руку, в какой-то момент он потерял сознание.
Я в состоянии оказать первую помощь и понимала, что она ему требуется. Инстинктивно я понимала, что нужно что-то делать. Полицейские были в полном обмундировании, нагрудных знаков не было, работали группой. Федоров был без сознания, полицейские продолжали его тащить, я видела, что человек обмяк, а ему выворачивают ключицу и предплечье, чего априори нельзя делать с человеком в таком состоянии — они создавали опасность его здоровью. В этот момент я подошла, собаку взяла в руки, потому что его могли затоптать в этом замесе. Планов нападать на полицию и устраивать беспорядки с собакой на руках у меня не было, Ваша честь. Неприязни к правоохранительным органам у меня нет в принципе.
Я видела, что ребята (полицейские) совершенно не знают, как в такой ситуации действовать. Я держала в одной руке собаку, в другой телефон, который, как оказалось, уже ничего не снимал. Все происходящее я старалась снимать, потому что в дальнейшем доказать, что было на самом деле, очень сложно, что мы сейчас в суде и наблюдаем. Я подошла к одному из полицейских (к Данилову), говорила, что мужчине нужно оказать помощь, — я не слышала, чтобы этот человек что-то говорил. Я стала требовать настойчивей, подошла ближе, реакции нет.
Данилов жестко толкнул меня, можно даже сказать ударил ладонью в грудь, после чего сымитировал замах резиновой дубинкой, я поняла, что близко я к этому человеку больше не подойду. Сделала шаг назад, но все равно меня не покидала мысль, что Федорову нужно помочь. В такой ситуации, честно, я была в первый раз, и алгоритма действий у меня не было. Руки у меня были заняты, и мне ничего больше не оставалось, как коснуться его ногой и привлечь внимание, попробовать объяснить, что человеку нужна помощь. Я подняла ногу, но хотела коснуться не ноги, а пятой точки Данилова, но никаким образом не голени. Когда я подняла ногу, полицейский, который вел съемку, уже начал кричать, что я напала. Честно скажу: в этот момент я смалодушничала и свое действие до конца не довела и просто коснулась штанов Данилова ногой, на что тот даже не повернулся. Он обернулся на повторный крик полицейского, который продолжал кричать: "Держите ее, она напала на полицейского". Он посмотрел на него, а потом четко развернулся и стал подходить ко мне. Вдвоем они меня уже задержали и отвели в автобус».
Прокурор: «Потерпевший утверждает, что испытал физическую боль. Как вы это можете объяснить?».
Наталия Подоляк: «Это ложь. Вариантов несколько, учитывая, что товарищ подал иск на 30 тысяч, он хочет заработать. Второй вариант — человек хочет остаться на своем рабочем месте, ему было дано задание завести на Подоляк уголовное дело. Другого логичного объяснения у меня нет».
На следующем заседании будут прения сторон и последнее слово обвиняемой. Заседание намечено на 6 февраля.
Новости и фото отправляйте 8–999–315–05–05 (Viber, WhatsApp, SMS)