В Красноярске, кажется, развернулась битва за Асфальтобетонный завод, который два года назад реконструировал площади, обновил оборудование на полмиллиарда рублей и поднял выручку на 555%. Главным интересантом называют известного красноярского застройщика Владимира Егорова из «Сибиряка». Рассказываем подробнее.
Спустили указание
В конце августа депутат горсовета Вячеслав Дюков, поставлявший в то время в медиаполе скандал за скандалом, сообщил у себя «ВКонтакте» о кризисе на красноярском Асфальтобетонном заводе (АБЗ). Якобы чиновники мэрии Красноярска «препятствуют законной деятельности» завода в интересах «определенного круга частных лиц». В результате летом и случился коллапс дорожного ремонта в Красноярске, сообщал депутат.
В доказательство Дюков приложил письменные ответы завода, где ему описали ситуацию на предприятии. Если верить изложенному, то мэрия, владеющая пакетом в 48,99% акций АБЗ, «искусственно создает ситуацию по блокировке экономической деятельности» предприятия. Якобы город «спустил указание» всем подконтрольным организациям и даже частным компаниям не работать с АБЗ в этом сезоне и не закупать у него асфальт.
«Практически весь асфальтобетон приобретается в двух частных организациях по прямой наводке (по договоренности) заказчиков», — говорится в документе АБЗ.
Таким образом, как уверяют в письмах Дюкову, администрация добивается банкротства завода, после чего его активы выкупит тот самый «определенный круг лиц».
NGS24.RU направил вопросы в АБЗ по поводу описанной ситуации. К моменту написания материала ответов еще не было, но их пообещали прислать в «ближайшее время». Мы опубликуем их, когда они придут. Ранее «Проспекту Мира» в пресс-службе завода повторяли тезисы, изложенные в письме Дюкову.
Кому принадлежит АБЗ
У завода два собственника. Как уже сказано, почти 49% акций АО «Асфальтобетонный завод» принадлежат городу Красноярску. Остальное находится в частной собственности. До 2022 года 51% акций владел «КрасКом». Затем он продал свою долю компании «Красноярский Нерудно-Промышленный Комплекс» (КНПК), рассказал NGS24.RU близкий к компании источник. Эта информация подтверждается, например, протоколом одного из собраний совета директоров АБЗ, в котором КНПК упоминается как акционер предприятия.
До недавнего времени АБЗ был глубоко убыточным предприятием с устаревшим оборудованием. Но в 2022-м компания заняла 490 миллионов рублей, провела модернизацию и обновила технику и оборудование. В том же году выручка взлетела сразу на 555% — до 638,7 миллиона рублей, и завод впервые за много лет стал прибыльным (4,2 миллиона). В 2023 году АБЗ выручил чуть меньше — 548,5 миллиона рублей и получил 2,7 миллиона рублей чистой прибыли. В департаменте горимущества NGS24.RU объясняли, что показатели завода выросли так стремительно из-за масштабного ремонта мостов, автодорог и благоустройства прилегающих территорий в Красноярске. Плюс завод в 2022–2023 годы нарастил продажи асфальтобетонных смесей и дорожной битумной эмульсии.
Что отвечают в мэрии
В пресс-службе мэрии Красноярска отрицают, что как-то мешали работе АБЗ. По уставу предприятия «производственные вопросы не относятся к полномочиям акционеров», ответили там.
— Закупку асфальта мэрия не организует, — пояснили в пресс-службе администрации. — Заказчик [организатор торгов] закупает услугу по ремонту. Согласно муниципальным контрактам на выполнение дорожных работ, подрядчики имеют право приобретать асфальт на любом из производств. Таких заводов в Красноярске несколько. Заказчик не имеет законных оснований диктовать исполнителям, где именно приобретать материал. Со своей стороны заказчик контролирует качество асфальтобетонной смеси, которое должно соответствовать действующему ГОСТу.
В мэрии добавили, что в отчетах, которые предоставляли представители города в совете директоров и общем собрании акционеров, «содержалась информация о положительных результатах предприятия, о перспективных планах его развития». И, например, в 2024 году завод планировал продолжать выпускать продукцию.
А что за «определенный круг лиц»
Депутат Вячеслав Дюков сказал NGS24.RU, что по информации, которую ему передали руководители завода, под «определенным кругом лиц» имеются в виду структуры застройщика Владимира Егорова из «Сибиряка». Якобы, если завод доведут до банкротства или предбанкротного состояния, то компании Егорова выкупят сначала частную долю АБЗ, а уже затем приватизируют и муниципальную.
О тяге Егорова к АБЗ говорит NGS24.RU и источник, близкий к строительному рынку, пожелавший остаться анонимным.
— Зачем? Да просто Егоров стремится занять нишу на рынке дорожного ремонта и строительства, так как с рынка гражданского строительства его выдавливают, — полагает собеседник. — Отдать завод просто так — сложно. У города ведь не весь пакет.
Интерес к заводу не скрывали, в общем-то, и в самом «Сибиряке». В конце декабря 2022 года мэрия выставляла на приватизацию свою долю в АБЗ за 22,9 миллиона рублей. Единственным участником торгов была компания Егорова, правда, мэрия отклонила заявку, так как фирма донесла не все нужные документы. Застройщик обратился в суд, который даже удовлетворил иск, но до приватизации муниципальной доли дело так и не дошло. Более того, долю АБЗ в 2023-м исключили из списка объектов на приватизацию. «Сибиряк» подавал второй иск, где требовал признать бездействие мэрии незаконным и провести торги с компанией заново, но тут суд был уже на стороне города.
Депутат Вячеслав Дюков полагает, что если бы «Сибиряк» допустили до торгов на приватизацию доли АБЗ, то они прошли бы с нарушениями. Поэтому собственники частной доли легко бы оспорили их итоги, считает он.
В АБЗ в своем письме Дюкову, как пример палок в колеса, которые ставил город, приводили торги на покупку гаражей муниципальной управляющей компании (МУК) «Красноярская» на улице Технологическая. Завод купил их под производственные нужды, однако МУК так и не передала их предприятию. На АБЗ «Проспекту Мира» ответили, что МУК «Красноярская» в этом случае «злоупотребляет своими полномочиями в интересах третьих лиц». Сейчас организации судятся за эту недвижимость.
Соперником завода на тех торгах был «Сибиряк». В начале сентября в телеграм-канале «Сибирский гамбит» опубликовали аудио, на котором якобы Владимир Егоров и его сын Константин, скажем так, третируют директора АБЗ Павла Ляшка за победу на этом аукционе. Судя по записи, произошел следующий диалог:
Предположительно, Егоров-старший: Ты мне скажи, [зачем] ты пошел на тендер? Я тебя не видел. Не спросил меня [ничего]. Где-то взял денег. Расскажи.
Предположительно, Ляшок: Позвонил Антону [младшему сыну Владимира Егорова], чтобы спросить, он заявился или нет.
Предположительно, Егоров-старший: Заявились. Дальше что?
Предположительно, Ляшок: Он мне не ответил, поэтому я и пошел туда [на тендер].
Предположительно, Константин Егоров: Ты ему позвонил, ты не знал, что он в самолете летит?
Предположительно, Ляшок: Нет.
Предположительно, Егоров-старший: Мы просрали тендер, [зачем] это вы сделали?
Ляшок: Не могу ответить.
Предположительно, Егоров-старший: Я договаривался с Логиновым, со всеми. Нормально это, да? Я не буду делить власть, мне [всё равно], понимаешь? Если мне надо, я в две секунды заберу это всё. Всё имущество вместе с базой (по версии авторов телеграм-канала, имелось в виду имущество АБЗ).
Иск о банкротстве
В августе 2024 года к АБЗ и правда подали иск о банкротстве. Истец — компания «Красноярское карьероуправление» (ККУ), разрабатывающая карьер в поселке 13 Борцов и поставляющая оттуда щебень. Судя по карточке дела на сайте арбитражного суда, завод задолжал ККУ примерно 21,7 миллиона рублей.
У ККУ при этом прослеживается любопытная связь с КНПК — то есть частным совладельцем Асфальтобетонного завода. Контрольной долей в уставном капитале ККУ владеет Анатолий Парилов. Парилову, по данным сервиса «Контур.Фокус», с 2013-й по 2017 годы принадлежала и компания КНПК, в тот же период он был и ее директором. На звонки NGS24.RU Анатолий Парилов не ответил. В приемной «Красноярского карьероуправления» сохранили номер корреспондента, но к моменту публикации материала не перезвонили.
Источник NGS24.RU на строительном рынке полагает, что частная доля АБЗ контролируется сейчас «кланом Юсубовых»: Курбаном Юсубовым и его сыном, экс-депутатом горсовета Красноярска Самедом.
Собеседник аргументирует это тем, что директор завода Павел Ляшок — якобы человек Самеда Юсубова и работал главным инженером в КрайДЭО, когда тот был одним из топ-менеджеров организации. В 2023-м Юсубова задержали по подозрению в махинациях в КрайДЭО, но через год уголовное дело прекратили из-за истечения срока давности, а сам он стал ключевым свидетелем по делу депутата Александра Глискова.
Это не единственная связь завода с КрайДЭО. Нынешний директор и владелец КНПК Иван Вахрамеев также раньше работал в организации. Затем, с 2020-го по февраль 2023-го, Вахрамееву также принадлежала дорожная компания «Агат». С марта ей владеет и руководит Владимир Боровский.
По данным «Контур.Фокуса», Боровский несколько месяцев в 2022–2023 годы был директором хакасской компании «Республиканские дороги». Полтора месяца до него руководил компанией Курбан Юсубов. Ему же принадлежит половина фирмы. Второй половиной владеет Антон Егоров — младший сын Владимира Егорова. Судя по финансовой отчетности, последние два года «Республиканские дороги» неактивны.
Источник на строительном рынке в беседе с NGS24.RU размышляет, что, если компания ККУ и правда связана с КНПК, то, возможно, владельцы частной доли АБЗ хотят перехватить инициативу иском о банкротстве в этой истории.
Владимир Егоров не может общаться с журналистами, так как проходит по делу о хищении 391 миллиарда рублей на продаже краю школы в Иланском. Его сын Антон Егоров от комментариев отказался. В юридическом отделе «Сибиряка» сказали, что не дают комментарии журналистам. Дозвониться до приемной компании к моменту написания материала не удалось.
Больше новостей в нашем телеграм-канале NGS24.RU — «Новости Красноярска» и в нашей группе во «ВКонтакте» «НГС.НОВОСТИ Красноярск». Подписывайтесь, чтобы первыми узнавать о важном.