В начале ноября 2023 года красноярцы узнали о продаже легендарного и некогда популярного телеканала «Афонтово», который когда-то на равных конкурировал с другими каналами за долю на местном ТВ-рынке. В рамках сделки прошлый владелец канала в лице медиахолдинга «Юнитмедиа» бизнесмена Игоря Юсьмы передал актив предпринимателю и экс-депутату горсовета Геннадию Торгунакову. Журналист NGS24.RU Руслан Руденко пообщался с медиаменеджерами и поинтересовался их мнениями по поводу сделки и ее последствий.
«Мы были свободны»
Поздним вечером 31 октября 2023 года журналист и создатель телеграм-канала «Борус» Виктор Самусенко вспомнил серию проекта «Афонтово», которую приурочили к 20-летию телекомпании. Ностальгию красноярский медиаменеджер испытывал неспроста, ведь и сам он когда-то работал корреспондентом на этом канале.
— Торгунаков говорит, что не покупает «Афонтово», а я вспомнил, как мы веселились у Третьяковой. Хочется забыть все скандалы и снова кайфануть: мы были свободны, — писал Самусенко.
Как уже позже выяснилось во время разговора корреспондента NGS24.RU с президентом медиахолдинга «Юнитмедиа» (владелец «Афонтово» с 2011 по 2023 год) Игорем Юсьмой, сделка по продаже телеканала состоялась как раз в те дни, когда Самусенко вспоминал свою работу новостником на ТВ. Юсьма признавался, что продать «Афонтово» для него было морально непросто, и желал успехов новому владельцу телеканала. По сведениям осведомленных источников NGS24.RU, за канал Торгунаков заплатил 12 миллионов рублей. Бизнесмен анонсировал свои большие планы на «Афонтово», перезапуск которого запланирован на 2024 год.
— Мы уже приступили к созданию новой студии и открытию уникального радийного формата. Сегодня мы ставим перед собой задачу сохранить афонтовскую аполитичность и оптимистичность. После полной перезагрузки в холдинг будут входить еженедельник «Шанс» (тираж — 170 тысяч экземпляров), служба курьерской доставки «Зеленая почта», телекомпания «Афонтово», бизнес-журнал «Деловой Красноярск», централизованный сервис приема текстовой рекламы «Центр объявлений», радиостанция «Афонтово-подкаст». Также мы ведем переговоры по приобретению других региональных телекомпаний в городах края, — поделился планами предприниматель. Об этом же он сообщил и журналисту NGS24.RU.
Информация о сделке вызвала смешанную реакцию среди близких к медиатусовке персонажей. Авторы телеграм-канала «Алюминиевые огурцы» (руководство которым некоторые приписывают красноярскому политическому аналитику Александру Чернявскому) назвали телеканал «убыточным и низкорейтинговым проектом». Депутат краевого Законодательного собрания Денис Терехов сказал, что не верит «во все эти перезагрузки», и заявил, что «нужно строить новое», а «мертвые пусть хоронят своих мертвецов». Его коллега по работе в региональном парламенте и бывшая журналистка «Афонтово» Елена Пензина была куда жестче: депутат упомянула «Юсьму с его томскими девочками», который «убил детище Карпова» и «превратил когда-то любимое зрителями "Афонтово" в безликое СМИ».
«Афонтово» — частный красноярский телеканал, который основали 2 апреля 1992 года. Официально ЗАО «Афонтово» тогда зарегистрировал медиабизнесмен Александр Карпов, который возглавлял компанию до 2003 года. Вещание канала началось с 15 марта 1993 года, среди известных передач: «Утренний кофе», «Дела» и «Новости «Афонтово»». В 1993–1994 годах доля «Афонтово» по просмотрам среди красноярских телезрителей доходила, по разным источникам, до 60%. Главным конкурентом телеканала в 90-х и 2000-х считалась ТВК. 31 августа 2010 года «Афонтово» прекратило самостоятельное вещание. Позже в том же году владельцем бренда «Афонтово», его технической базы и других активов стал красноярский медиахолдинг «Юнитмедиа» Игоря Юсьмы. Осенью 2011 года телеканал «Афонтово-новости» заработал на частоте принадлежащего «Юнитмедиа» телеканала ОРТВ, а с сентября 2013-го телекомпания вернулась к самостоятельному вещанию. На канале в разные годы работали ряд узнаваемых красноярских тележурналистов: Сергей Ким, Ирина Третьякова, Владимир Перекотий, Андрей Стародым, Дмитрий Момот, Виктор Самусенко, Виталий Поляков, Алексей Вербицкий, Екатерина Пешкова, Светлана Нажалова и другие.
«Колоссально дорого»
Депутат краевого Законодательного собрания и медиаменеджер Денис Терехов с 1994 по 2001 год работал на телевидении Норильска и с 2018 года сотрудничает с федеральным телеканалом «МИР». За эти годы ему удалось побывать в ролях корреспондента, автора и ведущего информационных программ. В разговоре с NGS24.RU Терехов отмечает, что услышал о продаже «Афонтово» на медиафоруме «Енисей.РФ», который проводился 5–6 октября в конгресс-холе Сибирского федерального университета в Красноярске. Возрождение некогда популярного среди телезрителей канала он сравнивает с утопией.
— Делать развлекательный региональный канал по аналогии с «Пятницей», ТНТ или «Ю» нельзя. Не потому, что у нас нет веселых и находчивых красноярцев, а потому, что это колоссально дорого. Городской новостной канал делать можно, хотя, в принципе, у нас и так много таких каналов в Красноярске. Но это тоже деньги. И эти деньги превышают раза в два, может быть, даже в два с половиной или три ту сумму, которую, как мне кажется, заплатил Торгунаков за «Афонтово», — рассуждает Терехов.
По его мнению, попытаться по-настоящему перезапустить «Афонтово» было бы можно при наличии серьезных инвестиций у Торгунакова или наличия интереса со стороны другого, крупного внешнего инвестора. Не отрицая, что когда-то «Афонтово» был «великим брендом», Терехов упоминает пример телеграм-канала «Борус» экс-афонтовца Виктора Самусенко как «самого охватного и популярного» медиа в городе, которому не нужна специальная аппаратура и отдельное здание под редакцию, как у «Афонтово».
NGS24.RU поинтересовался у Терехова, не считает ли он, что Торгунаков пытается собрать местные медиаактивы для перепродажи кому-то другому с прицелом под использование СМИ для политики и выборов. Медиаменеджер считает, что спрогнозировать такой вариант сложно из-за быстро меняющейся обстановки в мире СМИ и PR.
— Ближайшие выборы у нас в 2024 году. А до выборов 2026 года... Что случится с телеканалами, что вообще случится с медиаландшафтом — сложно загадывать. К 2024 году Торгунаков не успеет раскрутить телеканал и «упаковать» его под продажу. А к 2026 году, быть может, вообще никакого телевидения не останется в принципе. Мы не знаем, что через полгода-то будет. Я в данном случае даже не про политическую ситуацию в стране, а про быстро меняющийся мир медиа и мир коммуникаций, — объясняет Терехов.
«Чемодан без ручки»
Основатель издания «Проспект Мира» и медиаменеджер Илья Лабунский в разговоре с NGS24.RU признаётся, что новости о сделке по продаже «Афонтово» экс-депутату горсовета его удивили. Лабунский предполагает, что прежний владелец телеканала хочет отойти от дел и избавиться от бесполезного для себя медиаактива.
— С моей точки зрения, Игорь Юсьма выходит на пенсию и избавляется от чемодана без ручки. Он давно уже перестал связывать свои планы с Россией, а с началом СВО и вовсе рисковал потерять активы. Поэтому для него продажа холдинга — хороший выход. Абсолютно понятно, зачем ему это нужно: холдинг стагнировал, серьезно потерял в деньгах и аудитории. Основные источники дохода, журнал «Шанс» и «Зеленая почта», значительно потеряли в деньгах. Были потеряны кадры, потеряна аудитория. Томские менеджеры не смогли или не захотели вписаться в красноярские реалии, битва за «№ 22 кнопку» была проиграна. Рекламные бюджеты от крупного бизнеса и властей серьезно упали, если вообще не исчезли. Тащить этот чемодан без ручки было тяжело, вот и нашлось решение, — объясняет медиаменеджер.
Лабунский напоминает NGS24.RU, что Юсьма пытался продать «Афонтово» и ранее. Основатель «ПМ» упоминает анонсированную в апреле 2020 года главой «Юнитмедиа» сделку с Александром Бровкиным. Бровкин был генеральным директором телеканала «Центр-Красноярск» с 2011 по 2020 год, а также сооснователем и первым техническим директором ТВК. В итоге, вспоминает Лабунский, сделка сорвалась то ли из-за падения рекламного рынка на фоне пандемии коронавируса, то ли из-за возможных связей Бровкина с авторитетным предпринимателем и политиком Анатолием Быковым (Быкова арестовали в мае 2020 года, в мае 2023 года его осудили на 17 лет и уже совсем скоро могут осудить на 21 год по еще одному уголовному делу).
— На мой взгляд, влияние канала на информационную повестку было окончательно утеряно в 2019 году. А по-хорошему канал закончил свое существование с уходом Ирины Третьяковой в 2013-м, — считает Лабунский.
Медиаменеджер говорит, что скептично настроен относительно перспектив почти всех телеканалов, которые «не смогли пройти процесс цифровизации и не смогли диверсифицировать каналы коммуникации с аудиторией». Лабунский также отмечает неясные условия сделки между Юсьмой и Торгунаковым, но предполагает, что сумма «вряд ли была большой» и что Торгунаков вряд ли заплатил за сделку своими личными деньгами. Другой стороной сделки, продолжает Лабунский, стало сохранение главой «Юнитмедиа» за собой помещения телеканала на Афонтовском переулке и Красноярского приемо-передающего центра (КППЦ), который обеспечивает вещание 9 телеканалов и 15 радиостанций. Оба этих актива продолжат приносить деньги своему владельцу.
Говоря о причинах приобретения «Афонтово» Торгунаковым, медиаменеджер вспоминает предыдущие попытки политика и бизнесмена развивать свои медиаактивы. На взгляд Лабунского, это у Торгунакова получалось с «переменным успехом». Вместе с этим, считает он, прошедшие выборы губернатора и депутатов городского совета Красноярска могли повлиять на решение Торгунакова купить «Афонтово».
— После работы на шарыповском телеканале «Шанс» он раз за разом возвращается к медиа, и каждый раз не совсем удачно. «Афонтово» — очередная попытка после того, как закончилась история с «Деловым кварталом», и вслед за этим не взлетел его бизнес-журнал. После смены губернатора и выборов в городской совет Красноярска неизбежно произошли изменения в политическом ландшафте, и Геннадий Торгунаков ищет свое место в новой конфигурации. Медиаактивы в таком случае явно не повредят, — рассуждает Лабунский.
Как и Терехов, медиаменеджер сомневается, что перезапуск «Афонтово» будет успешным. Он перечисляет целый ряд причин: отсутствие на рынке специалистов и больших денег у нынешнего хозяина телеканала. Новое «Афонтово», предполагает Лабунский, могло бы пойти по пути 8-го канала и «стать жестким критиком всего на свете», но из-за желания самого Торгунакова «быть частью системы и элит» шансов на это мало.
В ответ на вопрос NGS24.RU о том, не группирует ли Торгунаков различные медиаактивы под последующую перепродажу кому-то другому, Лабунский склоняется к мысли о, «скорее, импульсивном решении», а не о «реальной стратегии». Но медиаменеджер видит варианты ближе к предстоящим в 2026 году выборам в краевой парламент.
— В любом случае «Афонтово» в его текущей конфигурации работает в ноль, поэтому финансовый риск минимален. При условии, что в сделке могут финансово участвовать партнеры Торгунакова, нельзя сказать, что в случае провала это будут серьезные финансовые потери. Возможно, через пару лет к выборам в Законодательное собрание мы увидим какой-то холдинг, лояльность которого Торгунаков попытается разменять на место в том же ЗС, — заключает Лабунский.
Какие красноярские телеканалы вам наиболее интересны? (можно выбрать несколько)