Из Центрального рынка Красноярска хотят сделать современный центр продажи фермерской продукции. И вообще придать ему статус «культового места» и достопримечательности. Для этого нынешний собственник рынка готов продать участок на Каче и здания под ним потенциальному инвестору. NGS24.RU рассказывает, что об этом известно и каковы перспективы проекта.
В конце мая в Красноярске прошла инвестиционная сессия клуба «Миллиард», где потенциальным инвесторам представляли проекты, которые могут их заинтересовать, писал DK.RU.
О планах на Центральный рынок Красноярска на сессии рассказал руководитель дирекции по инвестиционному развитию Корпорации развития Енисейской Сибири (КРЕС) Борис Харченко. Он начал с того, что в Красноярске сейчас «нет хорошего фермерского рынка с фудкортом», хотя опыт, например, Москвы и Санкт-Петербурга «показывает, что такие объекты пользуются большим спросом».
— В принципе, посещение больших торговых центров уже уходит в прошлое, — отметил тенденцию Харченко. — И поэтому нам кажется, что такой инвестиционный проект очень актуален для Красноярска. И понятно, что он может реализоваться только в хорошем месте, с большой проходимостью, в том месте, где хотелось бы проводить свое время и, тем более, что-то покупать.
Таким местом, по словам Бориса Харченко, может стать Центральный рынок. У собственников есть несколько рынков в России, и красноярский для них «крайний», самый отдаленный, «поэтому они проявили желание отказаться от этого актива», пояснил Харченко.
Борис Харченко заявил, что владельцы готовы продать инвестору землю и здания рынка на Каче за 160 миллионов рублей.
— Нам кажется, что [за недвижимость] в центре Красноярска это довольно-таки хорошая цена, — посчитал Харченко. — Территория в пределах набережной Качи довольно-таки хорошо развивается. Там сейчас есть офисные центры СГК, «Роснефти», бассейн «Нептун», который выкупила компания «Норникель» под свой офис, и я так понимаю, там идет реконструкция. Вокруг «Кванта» тоже сейчас прошла реновация территории, да и сам «Квант», скорее всего, в будущем изменится. То есть это такая хорошая, проходная точка притяжения.
Центральным рынком Красноярска владеет и управляет компания «Байкал-Ресурс-Финанс». Она принадлежит Мадине Каноковой — дочери бывшего президента Кабардино-Балкарской республики, члена Совета Федерации Арсена Канокова. В активах группы «Синдика» Канокова несколько гостиниц, рынков и торговых площадей в России. Forbes в 2021 году оценивал владения группы в 44 тысячи квадратных метров и поместил Арсена Канокова на 160-е место в списке богатейших бизнесменов России с состоянием 750 миллионов долларов.
Исполнительный директор «Байкал-Ресурс-Финанса» Евгений Сапрыкин подтвердил NGS24.RU, что компания сотрудничает с КРЕС. По его словам, корпорация хотела бы видеть рынок «более пятизвездочным» и предложила владельцам реконструировать его.
— Когда они обратились к нашему руководству, то там посчитали, что в проект нужно будет вложить очень много денег, — говорит Сапрыкин. — А у нас в последнее время то пандемия, то спецоперация, поэтому инвестировать в реконструкцию зданий огромные и заемные деньги нецелесообразно. Мы знаем, что окупаемости не последует, и проект привел бы к банкротству предприятия. Поэтому мы от идеи реконструкции отказались по объективным причинам.
Евгений Сапрыкин также говорит, что потребительская культура за последнее время изменилась и Центральный рынок стало посещать меньше людей:
— В Красноярске появилось очень много торговых площадок, торговых центров, магазинов шаговой доступности. Сейчас в каждом дворе есть мясной магазин, рыбный магазин, много уличных бесплатных ярмарок администрация города проводит возле оперного, возле музыкального театров и на других площадках. Из-за всего этого существенно снизился трафик покупателей и, соответственно, мы имеем отток арендаторов, а арендаторы — это экономика нашего торгового объекта. Мы смотрим на другие торговые центры — «Квант», «Комсомолл», «Июнь» — и тоже видим там низкую заполняемость.
По словам Сапрыкина, к низкой заполняемости рынка добавляются высокие расходы бизнеса, например выросшие налоги и коммуналка.
— Время для бизнеса сложное. НДС (налог на добавленную стоимость) сейчас 20%. Земельный налог с 2021 года вырос у нас в два раза. В правительстве края односторонне увеличили кадастровую стоимость земельных участков, [от которой высчитывается налог]. В общем, налоговое бремя серьезное. Коммунальные расходы тоже сильно выросли: тарифы на вывоз мусора, на тепло, на электричество. Мы ежемесячно оплачиваем коммунальные услуги более чем на 700 тысяч рублей, — перечислил он.
По данным сервиса «Контур.Фокус», финансовые показатели компании «Байкал-Ресурс-Финанс» в последние годы и правда ухудшились. В 2020–2022 годы выручка держалась в пределах 71–72 миллионов рублей, в 2019-м превышала 96 миллионов. Чистый убыток вырос с 921 тысячи рублей четыре года назад до 12–14 миллионов в 2020-м и 2021-м. В прошлом году дела чуть выровнялись и убыток сократился до 6 миллионов.
— И когда Борис Харченко [из КРЕС] сказал, что они могут найти нам инвестора, который приобретет рынок и готов вложить большие деньги, сделать здесь действительно такой хороший объект, привлекательный, с фудкортами, зонами отдыха — в общем, чтобы всё красиво было, то мы, конечно, согласились, — говорит Евгений Сапрыкин.
В краткой презентации (есть в распоряжении редакции) проект называют «Центральным рынком 2.0». Там перечислены три миссии: сделать рынок «культовым местом» и достопримечательностью Красноярска, а также создать из него крупнейшую площадку, где будет продаваться продукция местных фермеров.
Реновацию Центрального рынка в презентации КРЕС оценили в 210 миллионов рублей: 160 — на выкуп участка со зданиями и еще 50 — на реконструкцию. В КРЕС, по словам Сапрыкина, собственникам заявили, что потенциальный инвестор, с которым идут переговоры, есть — но кто это, он не в курсе.
— Кто-то из красноярских миллионеров, миллиардеров, — предположил директор рынка.
Какой-то конечной даты, к которой нужно найти покупателя на актив, нет.
— Нет такой истории, что если в течение трех месяцев мы рынок не продаем, то значит, всё, расстаемся. Нет, пусть ищут, пожалуйста. Рынок работает в штатном режиме, всё хорошо, — поясняет Евгений Сапрыкин.
В пресс-службе самой КРЕС корреспонденту NGS24.RU ответили, что инвестора на модернизацию пока ищут.
— Специалисты корпорации проводят предварительные консультации со всеми заинтересованными. После того как инвестор будет найден, начнется разработка концепции проекта. Также будут определены сроки реализации и объём инвестиций, — кратко поведали в организации.
Источник NGS24.RU на рынке ритейла, знающий о проекте модернизации Центрального рынка, слышал, что дизайн-проект с эскизами уже готовится. При этом сейчас поблизости, возле «Кванта», строится многоуровневая парковка, на первом этаже которой хотят запустить гастрорынок с помощью рестогруппы Bellini.
По мнению источника, проект Bellini сосредоточится именно на гастросоставляющей, а концепция Центрального рынка — больше на продаже продукции фермеров. Так что если оба проекта состоятся, то, возможно, будут не мешать, а дополнять друг друга, размышляет собеседник NGS24.RU.
По его данным, курирует проект обновления Центрального рынка «Енисейский стандарт» — ассоциация, объединяющая красноярских сельхозпроизводителей, переработчиков и продавцов (NGS24.RU к моменту публикации материала связаться с ассоциацией не удалось). В целом ритейлеру проект кажется интересным, но пока ему непонятно, как на обновленный рынок можно будет привлечь местных фермеров. Сейчас работа с ними — это «история не совсем про бизнес», считает собеседник:
— Почему это не бизнес? У каждого фермера, во-первых, очень крафтовое, маленькое производство. Во-вторых, они, как правило, находятся где-нибудь далеко от Красноярска. Условно говоря, какая-нибудь фермерша в Балахте или в Большой Мурте делает колбасу или молочку. Классную, вкусную — но объемы, конечно, маленькие, выглядит непрезентабельно, не соответствует маркировкам и нет сертификатов, нужных для продажи. Сроки годности тоже маленькие, потому что продукция действительно хорошая. Ну и самое главное — логистика, которая съедает вообще любую целесообразность поставок этих фермерских продуктов до Красноярска.
В итоге, говорит источник, всё это сложится в гигантский ценник. В условном красноярском супермаркете 800 миллилитров молока стоят 56 рублей, приводит он пример, и покупателям сейчас и эта цена кажется высокой.
— А фермерское, крафтовое молоко в принципе не может столько стоить, там цена будет рублей 250 за литр, — прикидывает собеседник.
С его слов, недавно ритейлеров и производителей собирали в краевом правительстве. Там представитель сети «Магнит» рассказывал, что в Калужской области к ним заявляются 200 фермеров, а на полку попадает продукция только 10 из них.
— И это очень хороший процент, — говорит ритейлер NGS24.RU. — Потому что только 10 могут всю эту чехарду с требованиями, логистикой и прочим пережить. Соответственно, по идее нужен оператор, платформа, которая, во-первых, даст фермерам логистические возможности. Условно — все фермеры смогут пользоваться одним логистическим такси, который будет по графику объезжать их всех два раза в неделю и доставлять на полку, на тот же рынок их продукцию. Во-вторых, нужно юридическое сопровождение, которое помогало бы с оформлением документов, получением сертификатов и так далее.
Ранее NGS24.RU рассказывал об истории Центрального рынка и о том, что с ним происходит сейчас.