Из-за санкций и проблем с поставками европейских товаров в России растет спрос на китайскую продукцию, в том числе и на автомобили. Но многие до сих пор опасаются брать «китайцев»: про их долговечность и надежность всё еще мало информации. Корреспондентка NGS24.RU поговорила с экспертом и водителем одной из таких машин и узнала, как они ценятся на авторынке в Красноярском крае.
Что с продажами китайских авто в Красноярске
По данным агентства «Автостат», продажи китайских автомобилей остались примерно на прошлогоднем уровне. Топ-5 популярных марок за июль этого года выглядит так:
Chery;
Geely;
Haval;
Exeed;
Great Wall.
Большой рост показали модели автомобилей Geely: Coolray, Tugella, Atlas Pro. Но в целом за июль машин продали меньше, чем за аналогичный период 2021 года.
Сервис «Авито Авто» опросил красноярцев, предпочтут ли они китайский автомобиль подержанной европейской машине. И результаты оказались не в пользу «китайцев»: 53% опрошенных лучше бы купили европейское авто с пробегом. К покупке нового чайнакара по цене подержанного «европейца» оказались готовы 24%. Многие отметили и преимущества китайских брендов: бюджетность и большой модельный ряд. Причем социологи отметили, что мужчины в России более лояльны к китайским брендам.
Опасение же у опрошенных автомобилистов вызывают такие потенциальные недостатки, как низкая ликвидность при последующей продаже (31%), низкое качество сборки (29%), недоступность запчастей (28%) и низкое качество материалов отделки (28%).
«Китайцы» на вторичном рынке. Можно ли их брать?
На портале Auto.ru в Красноярске продают около двух сотен автомобилей из Китая. Самые дорогие — внедорожники Exeed VX, они стоят более 5 миллионов рублей. Их выставил на продажу официальный дилер марки — автосалон «Агат». Цена на новые Chery, FAW и Haval колеблется в районе 2–3 миллионов рублей.
А вот ценник на подержанные авто сильно проседает. Машину Lifan X60 2014 года выпуска можно купить за 598 тысяч рублей, ее ровесника Chery Tiggo — за 800 тысяч. Есть автомобили середины 2010-х годов выпуска за 300–500 тысяч рублей. Самые старые китайские машины были выпущены в середине 2000-х годов, и ценник на них редко поднимается выше 300 тысяч.
Директор сервиса по подбору автомобилей Auto Check Алексей Гудков отмечает, что многие опасаются брать «китайцев» на вторичном рынке. Но много и тех, кто это делает.
— Люди активно берут такие авто, даже б/у. Но нельзя предсказать поведение автомобиля, что с ним будет через 5 лет. Китайская роботизированная коробка, турбодвигатель с тремя цилиндрами — это всё даже звучит сомнительно. К тому же «китайцы» быстро ржавеют. Иногда смотришь на машину 5–7 лет, и у нее уже коррозия на дверях, — говорит Алексей Гудков.
По словам Алексея, бороться со ржавчиной можно, но это затратно. Поэтому люди стараются брать китайские автомобили с пробегом не старше двух лет.
— У нас не заказывают китайские автомобили на подбор. И мы сами неохотно за них беремся, потому что они непредсказуемы. Люди спрашивают: «Как они ездят? Сколько она потеряет в цене относительно нового авто?» А еще непонятно, будет ли на нее вообще покупатель. Одно ясно: «китайцы» точно не такие ликвидные, как возрастные «японцы», — отмечает Алексей Гудков.
Директор сервиса не исключает, что Китай удержится на российском авторынке из-за санкций и займет такую же нишу, как Hyundai и KIA. Раньше китайским брендам не удавалось зайти в страну надолго. Компания Great Wall не получила популярности на отечественном рынке — но недавно вернулась под брендом Haval. Некогда относительно популярная марка Lifan сейчас сдала позиции — новые автомобили под этим брендом не продаются.
— Людям всё равно легче будет брать авто по параллельному импорту. Если кто-то не хочет китайский автомобиль — он его и не купит. Да даже на подержанные «Лады» спрос больше. Потому что их можно чинить подручными средствами, на них достаточно запчастей, и они всё еще простые, как три копейки, — считает Алексей.
Что говорят водители
NGS24.RU опросил нескольких водителей китайских автомобилей. Почти все они владеют относительно новыми машинами и претензий к ним в основном не имеют.
Например, житель Красноярского края Александр владеет автомобилем Chery 7 Pro. Ему почти два года, и, по словам водителя, его состояние очень хорошее: как будто только что купили в салоне. Александр рассказал, что пока его автомобиль работает без нареканий. Найти запчасти сейчас несложно, к тому же они недорогие.
Водитель отмечает, что китайские компании очень внимательно относятся к клиентам. Они быстро реагируют на жалобы — даже на самые мелкие. Но специалистами официального дилера в Ачинске он недоволен.
— У первой партии были проблемы с радиаторами. Китайцы за полгода обращений сменили поставщика радиаторов, а на всех проданных машинах их заменили. Некоторым даже после замены по гарантии еще раз меняли их по сервисной, что говорит о хорошем подходе к клиентам. Китайцы готовы менять почти всё, что попадает под гарантию. Но специалисты официального дилера после замены радиатора не закрутили болты на бампере. При техобслуживании тоже косячили: то заглушки не поставят на место, то что-то не докрутят, — говорит Александр.
В целом китайские автомобили дешевле и более навороченные, чем азиатские и европейские машины в таком же ценовом сегменте. Но, судя по отзывам, гарантировать долгосрочное качество чайнакаров до сих пор никто не может.
В начале лета мы рассказывали о ситуации на авторынке Красноярска. Тогда эксперты сообщали нам, что спрос на машины вырос по сравнению с весной, но появились новые проблемы.
А вы бы купили китайскую машину?