После страшной трагедии в Питере проверяем безопасность на остановках, в автобусах и на вокзале
Взрывы в северной столице прогремели в 18:40 по красноярскому времени. В растерзанных и задымленных вагонах погибло 14 человек, 6 десятков попали в больницы. На фото очевидцев пол метро устлан телами, вокруг толпятся окровавленные люди в изодранных куртках. Красноярцы в Питере рассказали нам о горящих заживо людях. Теракт уже назван приоритетной версией. Насколько красноярский транспорт защищен от атаки бомбистов? Проверяем это, оставляя «бомбу» на самых видных и важных местах.
«Сообщайте об оставленных предметах кондуктору и водителю. Не прикасайтесь к подозрительным вещам», — уже много лет разносится в общественном транспорте Красноярска. Слова звучат так же привычно, как и объявления остановок.
ФСБ чуть ли не каждый квартал рапортует о задержаниях террористов в Красноярске. Одни готовили взрывы отделов полиции. Вторая группа готовила теракты на 9 Мая как раз в общественном транспорте.
В Питере 3 апреля жизни людей оборвала бомба, пронесенная, предположительно, в сумке.
Второй заряд, замаскированный под огнетушитель, удалось обезвредить.
Легко ли подкинуть сумку со смертельной начинкой на остановки, в автобусы и на вокзал Красноярска? Как быстро она привлечет внимание полиции, простых горожан, и привлечет ли вообще? Захватив сумку с тикающим будильником, мы отправляемся на улицы Красноярска.
Первый пункт — оживленная остановка «Главпочтамт» (17 маршрутов автобусов и 3 — троллейбусов).
В 10:08 на остановке толкется свыше десятка пассажиров. Мужчина в очках спокойно оставляет спортивную сумку у лавки.
На лицах горожан ноль эмоций. Молодежь как ни в чем не бывало переминается у сумки с ноги на ногу, красноярцы постарше спокойно сидят на лавочке рядом с бесхозной вещью. Спустя 5 минут народ у остановки полностью поменялся. Подошедшие на «Главпочтамт» в упор не замечают нашей хитрушки.
В 10:20 мы подходим к парочке, которая уже минут 5 стоит у сумки, и рассказываем ей о нашем эксперименте. Реакция у парочки абсолютно разная. Она нервно смеется, отходит и с удивлением смотрит на сумку. Парень заявляет, что увидел ее с первых же секунд: «Сами видите, пенсионеров тут много, думал — чья-то».
В разговоре выясняется, что никакого страха после терактов молодой человек не испытывает: «Меня это, слава богу, все никак не затронуло. Где взрывы, а где я».
Вторая точка — многолюдная остановка «Театр оперы и балета».
В 10:50 сумку с тикающим будильником мы оставляем прямо на лавочке. Мимо нее раз 5 пробегает диспетчер-«кукушка», рядом сосредоточенно метет асфальт дворничиха с азиатской внешностью. Женщина так увлечена, что даже не отрывает глаз от метлы.
Спустя 8 минут вокруг сумки располагаются две пожилые женщины. Одна всматривается в номера маршруток, вторая сосредоточенно что-то ищет в сумочке.
— Здравствуйте, мы журналисты, проводим эксперимент, смотрим, как люди реагируют на бесхозные вещи.
— Ой, я даже и не заметила. Эта сумка, да? Знаю, что неправильно, что нельзя так, но все время некогда, вся в своих проблемах, по сторонам и не смотрю.
Забираем сумку, делаем несколько кругов по Театральной площади. На несколько минут оставляем сумку у будки охраны. Затем решаем еще раз оставить «бомбу» на остановке. На этот раз «террористы» действуют дерзко: в 11:14 человек в очках оставляет сумку прямо посреди остановки и отходит подальше.
Первые минуты ничего не происходит. Парни, стоящие в двух шагах от бесхозной сумки, вообще ее не замечают. Девушка с маленьким ребенком стоит перед нашей заначкой, но на яркую сумку тоже не реагирует. Мимо сумки проходит и мужчина в форме полиции. Судя по какому-то здоровому целлофановому пакету в руках — явно не при исполнении.
Спустя пару минут «террориста» в черных очках трогает за рукав пожилая женщина: «Вы народ на бдительность проверяете?».
Тут уже удивляемся мы. 59-летняя Тамара наблюдала за нами с того самого момента, как мы оставили сумку посреди остановки: «Я смотрю — поставили, ушли на площадь, стояли, глядели, потом поближе подошли. А народ-то и не замечает. И мама с дочкой стоят, и милиционер прошел».
Женщина уверяет, что бдительность ее разбудили не теракты в Питере, это ее привычное состояние: «Понимаете, у меня у самой юридическое образование. Нет, в органах не работала». Договорить с бдительной гражданкой мы не успеваем. Спустя 9 минут после того, как мы оставили сумку, к ней подходит наряд полиции.
Вместе с сотрудниками отходим в сторону, рассказываем про эксперимент, показываем будильник, паспорт, удостоверение. Оказывается, тревогу забил парень на остановке: спокойно ждал девушку, заметил странную сумку и связался с полицией.
Сотрудники сетуют на большую территорию патрулирования — иначе сумку заметили бы сами, и намного раньше.
— Это после терактов в Питере люди стали обращать внимание.
— Да нет. Сигналы регулярно поступают. Недели три назад на остановке «Оперный» прохожий нас вызывал. Кто-то выпил «Ханкуль», завернул в пакет, бросил. Человеку сверток показался подозрительным.
Следующий пункт похода — поездка в маршрутке. В 12:08 садимся на «Локомотиве» в автобус № 77 и едем к ж/д больнице. В полупустом салоне оставляем сумку на сиденье и отходим подальше. Поездка длится 12 минут. Все это время сумку в упор не замечают минимум 6 человек: мама с ребенком на заднем сиденье, девушка по соседству, пара мужчин. Все они со спокойным видом идут на выход мимо тикающего устройства.
На конечной во время обхода нашу сумку находит кондуктор. Вопреки всем инструкциям, женщина хватает тикающее устройство, начинает его трясти. Мы заходим как раз в тот момент, когда женщина пытается приоткрыть сумку.
«Постоянно оставляют что-то — сумки, пакеты, кошельки. Я в кабину думала положить, человек бы вернулся за вещью — отдала бы», — бесхитростно говорит женщина.
Конечная точка путешествия — железнодорожный вокзал. Мы пытаемся войти в здание с бокового входа и уже у дверей встречаем мужчин с автоматами и овчаркой на поводке. Однако через рамку мы проходим спокойно. Утром 4 апреля особо большого числа сотрудников мы тут не встретили. В обед же число людей в погонах сразу бросается в глаза.
Мы аккуратно садимся в уголке зала ожидания рядом с парой мужчин. Дожидаемся, когда по залу проходит очередной наряд полиции, и тихонько отходим. Сумка лежит на скамейке, а мы выбираем пирожок в трех шагах от нее. «Ваша сумка, молодой человек?» — тут же окликает голос, как только мы пытаемся отойти подальше. Идем «сдаваться» в дежурную часть вокзала.
По пути сотрудники делятся мыслями о безопасности и бдительности горожан:
«Это вокзал. Здесь сумками никого не удивишь. Кто-то не обращает внимания на баулы. Кто-то вызывает полицию, когда люди оставляют сумки и идут в ларьки. А нам тут постоянные проверки по разным линиям устраивают. Как изменить отношение горожан? У людей денег не хватает. Все замороченные. Торопятся, ни на что не обращают внимание. Смотришь, один переходит дорогу по рельсам, а за ним следом все идут. Как это изменить? Наверное, благополучие людей повысить, социалку поднять».
Фото Артема Ленца