Фотограф, путешественник и блогер Алексей Жирухин опубликовал фотографии магазинных полок в Хатанге, на севере Красноярского края. Этот населенный пункт он называет самым дорогим в России. Сделаны кадры были еще в апреле, но цифры на них всё равно впечатляют: макароны — 160 рублей, бананы — 510, свежие перцы — 740. Мужчина объехал всю Россию, 55 стран, называет себя амбассадором Арктики и готов объяснить в сравнении, откуда взялись такие суммы. Далее — его рассказ от первого лица.
— Если вы считаете, что дорого на Колыме, Чукотке и в Якутии, вы просто не были на Таймыре, в Хатанге на севере Красноярского края. Этот населенный пункт и окрестные поселки можно считать самыми дорогими во всей стране, и вот почему...
Летом в труднодоступные места России, куда нет дорог, продукты и иные товары завозят по СевМорПути. К востоку от Таймыра это делают со стороны Владивостока. В Хатангу же совсем иная и более сложная логистика, поставки сюда осуществляются с Красноярска — столицы региона.
Сначала груз идет по Енисею до Дудинки — морского порта, где с речного судна нужно перегрузить груз на судно ледового класса, которое потом выходит в море, огибает Таймыр с запада на восток, проходя через мыс Челюскина — самую северную точку России. В Хатангском заливе груз нужно опять перегрузить на речной корабль, т.к. морской просто не пройдет здесь, и уже этот корабль доставляет груз в Хатангу, где его разгружают в порту. За одну навигацию удается доставить такой груз только один раз.
Но это еще не всё, дальше нужно развезти этот груз по поселкам, которые тоже находятся на реках. Портов там нет, летом корабли с грузом проходят мимо поселков, не имея возможности там разгрузиться, поэтому приходится ждать зимы, когда лед окрепнет и можно будет загрузить грузовики-вездеходы. К примеру, один рейс в 300 км из Хатанги до Сындасско стоит 550 тысяч рублей (за 10 тонн груза, то есть один кг стоит 55 рублей).
Зимой также крупногабаритные грузы доставляются по зимникам. Из Красноярска на север края зимников нет, поэтому все грузовики идут, совершая огромный крюк через Якутию, через Мирный и Юрюнг-Хая. В Якутии зимники заканчиваются, и в Красноярском крае дальнобойщикам уже самим приходится бить целину. За зимний сезон получается сделать 1–2 таких рейса.
Есть еще вариант круглогодичной доставки по воздуху с помощью самолетов и вертолетов, но один кг груза из Красноярска в Хатангу стоит 260 рублей. Скоропортящиеся продукты, фрукты, овощи еще можно так привозить, но что-то крупное и тяжелое — невозможно.
Благодаря такой дорогой, сложной логистике мы видим те самые цены. Ну как вам?
Еще по этой теме: