Таиланд — прекрасная солнечная страна, в которую красноярцы предпочитают ездить в отпуск. Но каково там жить постоянно? Красноярка Яна (имя изменено. — Прим. ред.) переехала в Таиланд в сентябре. И рассказала об акклиматизации, новых знакомствах и тайской культуре.
«Переезд не казался чем-то страшным»
О переезде в другую страну Яна думала давно, ей хотелось отдохнуть после окончания университета и посмотреть мир. Выбор почти сразу же пал на Таиланд, там уже несколько лет живет сестра девушки.
— Переезд не казался чем-то страшным, потому что я знала, что рядом будет семья, всегда будет где жить. Я живу на острове Панган. Он находится достаточно далеко от цивилизации. Это деревня, где есть хорошие бары и рестораны. Я сначала полетела в Москву, где получила визу, из столицы на чартере добралась до Дубая и оттуда — в Бангкок. Затем мне надо было долететь еще до одного города, там сесть на лодку и плыть 4 часа. Попасть в Таиланд — не такая уж большая проблема, надо просто потратить 20 часов своей жизни, — рассказывает Яна.
Россияне в Таиланде могут свободно находиться 30 дней, но Яна изначально планировала прожить в стране минимум три месяца, поэтому необходимо было оформить визу. Чтобы избежать бюрократического ада, она обратилась в агентство. Сначала всё шло хорошо, но перед вылетом возникли проблемы.
— Таиланд — сложное место для людей, которые хотят остаться на долгий срок. Мне сказали, что виза будет готова через две недели, но вышло намного дольше. Грубо говоря, в последний день, на который назначен вылет в Таиланд, у меня не было с собой даже паспорта. Мне пришлось вылетать в Москву намного раньше, искать там паспорт. Всё не очень приятно получилось, учитывая, что я заплатила, чтобы сделать визу без проблем, но без проблем не вышло. В итоге я получила ее на два месяца.
У Яны был план прожить в Таиланде два месяца, на которые открыта виза, а после этого еще 30 дней, доступные для любого россиянина. Однако всё пошло не по плану с самого начала — в аэропорту ей по ошибке поставили штамп не там, где надо, из-за чего виза осталась неоткрытой. А выяснилось это случайно.
— Получилось так, что в начале ноября я попала в небольшую аварию, и мне пришлось обратиться в госпиталь. Там мне сказали: «Ой, девушка, а у вас overstay на 45 дней». То есть я нелегально пребывала в стране 45 дней. Оказывается, я не проверила свой паспорт в аэропорту и мне поставили только один штамп — не на визу, а на те самые 30 дней. В итоге я попала на деньги, ситуацию удалось решить, но стресс был нереальный. Потому что я боялась, что меня депортируют, — рассказывает Яна.
Сейчас, чтобы легально находиться в Таиланде, девушка «визаранит» — каждые 45 дней она приезжает на границу с Малайзией, там ей переставляют штампы, и она возвращается на свой остров. Но путь занимает примерно день: сначала три часа нужно плыть до материка, ночевать там, затем шесть часов до границы. А потом обратно. О том, чтобы оформить ВНЖ, речи не идет. По словам девушки, это почти невозможно.
— Можно получить студенческую визу, которая стоит в районе 100 тысяч рублей. В один момент она была вообще недоступна для россиян в связи с ситуацией в мире. Еще есть рабочая виза, это когда ты создаешь свой ИП и регистрируешься как рабочая персона в Таиланде. Эта виза на год. Но большинство моих друзей, которые в последнее время пытались ее получить, столкнулись с проблемой — они подали документы три месяца назад и до сих пор не получили. Обещают выдать визу через две недели после подачи документов, но в самый последний день документы не успевают сделать, — сетует Яна.
«В голове представляю, что у меня есть телепорт и я перемещаюсь в Красноярск хотя бы на пять минут»
Панган — не самое популярное место для отдыха у большинства туристов, однако каждое полнолуние на острове проходит одна из самых крупных вечеринок, на которую съезжаются люди со всего мира.
— Сюда съезжаются либо тусеры дикие, отвязные, либо — люди, которые приезжают на ретриты и занимаются йогой, медитацией. Я бы не сказала, что это прям крупное место, остров не туристический, но после мобилизации в России сюда хлынул огромный поток людей, — говорит она.
Девушка переехала в сентябре, как раз перед началом сезона дождей. Плохая погода не так сильно пугала ее, как экзотичная живность, с которой пришлось столкнуться.
— Сезон дождей в Таиланде — хаос, потому что топит всё, особенно на острове, где нет нормальных дорог. Первое, с чем ты сталкиваешься, когда приезжаешь сюда, — живность. А в сезон дождей она стремится к тебе в дом — я повидала ядовитых скорпионов, жаб и змей в своих кроссовках, — рассказывает красноярка.
После сезона дождей, пока в Красноярске свирепствовала зима, в Таиланде установилась комфортная летняя температура. А уже с апреля начался сезон жары, засухи. На острове дождя не было четыре недели, а температура каждый день держится в районе +35 градусов.
— Кондиционер спасает, но у меня работа такая, что нужно ездить по острову, и из-за этого очень тяжело. Я прям умираю от жары. В голове представляю, что у меня есть телепорт и я перемещаюсь в Красноярск хотя бы на пять минут. Когда ты работаешь целый день, то не можешь сходить на море, потому что нет на это времени. В жару едешь на этом мопедике, по всему лицу стекает пот, и ты думаешь: «Господи, пожалуйста, хотя бы душ», — говорит Яна.
«После мобилизации жилья просто не было»
Первые три месяца Яна жила с сестрой. А когда приняла решение остаться, стала искать отдельное жилье. Сейчас она снимает квартиру вместе с молодым человеком. За 14 тысяч рублей им удалось найти квартиру в центре острова, но при этом недалеко от моря. В доме есть две спальни с раздельными санузлами, но нет кухни, ее оборудовали самостоятельно в одной из комнат. Однако не всем так везет с жилплощадью — найти достойную квартиру за адекватную стоимость всё еще сложно.
— Раньше легко можно было снять дом, но после мобилизации жилья просто не было, потому что очень много народу приехало. Настолько много, что даже сейчас, после окончания сезона, когда все разъезжаются, тяжело найти жилье. Многие европейцы и русские приезжают, снимают дома, а затем пересдают дороже. Ранее тайская лачуга с кроватью, кухней и странным туалетом стоила в районе 12 тысяч рублей, сейчас это можно снять за 25 тысяч рублей, — сетует Яна.
В быту у красноярки не возникает особых проблем. За полгода она привыкла к местным обычаям и образу жизни. Но есть один нюанс — Яна не переносит острую пищу, а почти все национальные тайские блюда острые.
— В Таиланде, если ты спрашиваешь, не острая ли еда, тебе отвечают, что такое заказывают даже дети. Поверьте, это будет очень остро. Если вы не любитель острой еды, это будет вообще ужасно. В целом на острове развита гастрономия, здесь есть самые разные рестораны: есть хорошие итальянские, суши-бары. Здесь всегда можно найти что-то для себя, каждый вечер стоит вопрос, куда сходить, потому что вариантов очень много, — рассказывает Яна.
Изначально девушка работала фотографом сама на себя, организовывала фотосессии для местных и приезжих. Сейчас же Яна работает на двух девушек, русскую и украинку, у них свой бизнес на острове. Зарплату релокантка получает в местной валюте, поэтому падение курса рубля на ее жизни сильно не сказалось.
— Я помогаю им реализовываться в сфере маркетинга и SMM, но иногда делаю вещи по типу доставки. У одной девушки доставка цветов на острове. Бывало, что слетал заказ, надо было срочно найти где-то красные розы, я ехала и искала. Как фотограф я выезжаю делать съемки. Это интересная работа, потому что я могу реализовываться и делать креативный контент, — говорит девушка.
Еще один аспект жизни в Азии, к которому пришлось привыкать красноярке, — стиль вождения. И тайцы, и приезжие не соблюдают правила дорожного движения и пренебрегают безопасностью. Также Яна рассказывает, что на острове проблема с дорогами.
— Есть стереотип, что азиаты не умеют водить. В каком-то смысле это правда, потому что они забывают включать поворотники, например, а иногда семья из пяти человек без шлемов едет на байке 90 км/ч. Самая большая проблема, которая появилась после наплыва приезжих, что люди без прав просто снимают байк и едут, куда им хочется. Из-за этого происходит много аварий, в том числе серьезных. К тому же тут нет полицейских и гаишников, тебя никто не остановит. Дороги не очень хорошие, а после ливня их посыпают песком, который вымывается. Все дороги оказываются в мягких кочках, если заехать на них на скорости, байк просто перевернется, — делится наблюдениями Яна.
Попав после небольшой аварии в госпиталь, девушка оценила и особенности системы здравоохранения.
— Я обращалась в больницу с помощью страховой, у меня был шрам на ноге и рана на лопатке, надо было сделать рентген. Моя страховая в течение пяти дней отправляла меня в неработающие больницы. За эти пять дней у меня загноились раны, попала инфекция. Но когда я всё же добралась до больницы, я получила помощь. Тут хорошая медицина, но очень дорогая. Мне обработали две раны и сделали рентген. Это вышло в районе 30 тысяч рублей, а сделать тест на коронавирус — 10 тысяч рублей, — рассказывает Яна.
«Я завела друзей-музыкантов»
За полгода жизни в Таиланде россиянка еще ни разу не столкнулась с русофобией и негативным отношением. Почти всем местным жителям всё равно, откуда она приехала. Также девушка смогла завести друзей среди украинцев и европейцев, однако в начале были переживания.
— Когда я сюда ехала, то очень переживала. У меня есть определенная позиция касательно ситуации в мире, и поэтому я боялась в каком-то смысле. Но на самом деле всем плевать. Сюда приезжают люди в основном на ретриты, они очень дружелюбные, все относятся прекрасно. Я встретила замечательных певцов, музыкантов, артистов, и многие из них из Украины. Они в социальных сетях постят, что происходит с их родными городами, мне очень жаль, когда я это вижу. При этом, когда мы встречаемся, у нас прекрасные отношения, — говорит красноярка.
Панган — достаточно европеизированный остров, рассказывает Яна. Там живут израильтяне и русские, иногда можно встретить немцев и американцев. Благодаря этому не возникает трудностей с языком.
— Изначально у меня не было транспорта (а на острове нет общественного), и я была в небольшой изоляции, потому что не могла передвигаться самостоятельно. Особо никуда не ходила, но с тех пор как у меня появился свой транспорт, я завела друзей в компании музыкантов. Мы могли с ними собираться на пляже, петь, играть на разных инструментах. Это какая-то магическая атмосфера. С друзьями моей сестры мы часто ездим на дикие пляжи, устраиваем пикники. Почти никто не говорит по-тайски, тут живут местные, всё отлично, но остров оккупировали европейцы, поэтому либо по-английски, либо по-русски. Других вариантов не дано, — говорит Яна.
«Здесь очень много "возвышенных" людей»
Яна рассказывает, что в жизни на острове ее больше всего привлекает изучение чужой культуры, но говорить за всю страну она не может из-за того, что Таиланд разный. В стране сосуществуют многоэтажки Бангкока и девственно чистые пляжи на островах.
— Неподалеку от моего острова есть остров Самуи с торговыми центрами и хорошими дорогами. Когда ты после трех месяцев жизни на Пангане приезжаешь туда, то у тебя шок. Была в Бангкоке, Сураттхани. Очень классная природа, водопады. До сих пор есть пляжи, на которые невозможно попасть, туда не ступала нога человека, поэтому они девственно чисты. Но я очень устала уже, надоело немного, если честно. В планах вернуться в Россию ненадолго, а потом переехать в другую страну, — говорит Яна.
Также девушка благодарна судьбе за возможность познакомиться с самыми разными людьми и перенять их опыт:
— Я живу в своем маленьком мирке, без доступа ко всей стране. Здесь очень много «возвышенных» людей, которые увлекаются духовными практиками, медитацией. Мне это нравится, это классно. Здорово, что здесь я увидела много замечательных людей, с самыми разными судьбами: можешь здесь встретить парня из Нидерландов, который написал свою книгу, а теперь медитирует на пляже. Можешь познакомиться с популярной певицей из Израиля или встретить блогеров с миллионами подписчиков.
Многие красноярцы в последнее время уезжают из России. Мы рассказывали истории людей, переехавших в Японию, Сербию, Грузию, Казахстан, Марокко, Узбекистан и Армению.