Вчера стало известно, что в Красноярске готовятся поднять цену за проезд с 1 июля. В автобусах — с 36 до 44 рублей, в электротранспорте — с 32 до 40 рублей. Жители возмутились и даже завели петицию против повышения тарифа.
Председатель Красноярской ассоциации пассажирских перевозчиков Михаил Омышев дал интервью изданию «Борус», где объяснил, что происходит с ценами на проезд и почему всё так плохо.
Почему цену подняли сразу на 25%?
— Во-первых, с февраля прошлого года цены на топливо и вообще ГСМ выросли на 25%. Второе — это запчасти. Отечественные выросли в цене на 15–20%, импортные — на 40–60%. Далее — рост коммунальных услуг составил 10–15%, а с 1 июля он для нас поднимется еще на 10%. Плюс зарплата: МРОТ повышается, налог с фонда оплаты труда повышается. С учетом всего этого мы и вышли на 25%, это тот минимум, с которым в принципе предприятия смогут выжить.
Почему проезд в Красноярске дороже, чем в соседних областных центрах?
— Если взять соседние миллионники, у них в среднем маршруты от 9 до 12 километров. А у нас вы хоть раз проезжали на 85-м маршруте от начала до конца? Это 37 километров. Он вообще должен считаться пригородным маршрутом с тарифом в 70–80 рублей. Таких маршрутов, которые 30 и больше километров, их у нас более половины в городе.
Если бы тариф был «по поясам», тут другое дело. Везешь семь километров — у тебя тариф 15 рублей, везешь 20 — уже 35 рублей. Но, к сожалению, существующая в нашем городе система не дает возможности скорректировать как-то этот момент.
А потом цену на билет опять повысят?
— Нынешний тариф мы рассчитывали в конце марта на основе экономических показателей за 2023 год и первого квартала 2024. С 1 июля этого года у нас на многие позиции цены еще дальше в рост уйдут. Потом опять МРОТ повысится, налоги с фонда оплаты труда увеличатся и далее по цепочке. Нам опять придется догонять и опять придется повышать тариф, чтобы хоть как-то выжить.
Может ли решить проблему оптимизация маршрутов?
— На данный момент оптимизировать маршруты в нашем городе практически невозможно из-за плотной застройки. Возможно, связь неочевидная, но я объясню. Наши строители к сегодняшнему дню изъяли все площадки, рассчитанные под транспортную логистику. Даже если мы завтра начнем оптимизировать маршрутную сеть и «разбивать» маршруты, чтобы и перевозчикам, и пассажирам было выгодно, то нам нужно что-то сносить и делать логистические пересадочные площадки.
Вот идет автобус с Черемушек, где ему сделать в середине разворотный круг и площадку отстоя и отдыха водителей? Нигде. За последние 7–12 лет даже то, что резервировалось под транспорт, все застроили. Теперь нам нужно либо под землю уходить, либо на эстакады, как в Петербурге. Единственный вариант сейчас — запретить уплотняющую застройку, но пока город движется в обратном направлении.