С января 2024 года в Красноярске обкатывают работу новых электробусов. Часть из них уже сейчас курсирует по троллейбусному маршруту № 6 «Студенческий городок» — «Утиный плёс». Пассажиры могут проехаться в новеньких ЛиАЗах и машинах из Белоруссии. Команда NGS24.RU словила электробус в середине его пути, прокатилась до конечной и поговорила с кондукторами, водителями и пассажирами о новом транспорте.
«Дураку непонятно»
Российский электробус от ЛиАЗа мы с фотокорреспондентом редакции Марией Ленц поджидаем на «Локомотиве» в центре города. Благодаря сайту слежения за движением машин ловить транспорт долго не пришлось: на остановку он приехал спустя пару минут после нашего прихода.
И вот мы в салоне. Внутри чисто и свежо, давки нет. Благо что до часа пик еще далеко. Сразу тестирую работу валидатора — карту он считывает успешно, проезд оплачен. Хорошо, что проблемы с ними в электробусах нет. Ранее наш корреспондент фиксировала неработающие валидаторы в красноярских автобусах.
Толпы пассажиров нет, заводим разговор с кондуктором и спрашиваем, как ей работается на новом виде электротранспорта. Женщина упоминает, что 30 лет трудится кондуктором. Электробусом она довольна: просторный, теплый и удобный, в машине много автоматики, которая облегчает пассажирам и работникам жизнь. Я предполагал, что в салоне будет немного потише, но уровень шума не критичный.
Спрашиваем у одного из пассажиров рядом с нами, которая готовится к выходу на остановку, как вам электробус?
— Намного уютнее! — говорит она и покидает машину.
Тем временем завязываем небольшой разговор с другим пассажиром. Тут уже кондуктор подключается к беседе и спрашивает у нее, какая из машин лучше — лиазовский электробус или «Авангард» из Вологды. Ответ однозначен.
— Ну а вы думаете как? И дураку понятно! — заявляет женщина. У выхода она замешкалась из-за какой-то кнопки, функция которой для пассажира пока что останется загадкой.
— Дураку непонятно… — кто-то добрый бросает фразу ей в спину. Двери закрываются.
Жары в салоне летом не будет
Подъезжаем к конечной на Студгородке. Там установлена зарядная станция для электробусов: большое устройство чем-то напоминает здоровенный магнит. Оказалось, что российским электробусом управляет женщина с роскошной косой. На прощание делаем снимки салона водителя: женщина за рулем скромно говорит, что она — не фотогеничная женщина. Тут она, конечно, поскромничала.
На конечной скопилось множество машин, среди которых есть и белорусские электробусы «Е321» из Минска. Внешне они выглядят немножко иначе. У одного из таких электробусов свою очередь к зарядке ждут водитель и кондуктор. Любезно просим пустить нас в салон и заводим разговор.
У белорусского электробуса на поручнях даже еще не сняты упаковочные пакеты: машина максимально новая. По словам работников, она в Красноярск попала буквально только-только с завода. Представители белорусского производителя, говорят работники, удивляются той спешке, с которой в нашем городе тестируют электробусы. В феврале в Красноярске начнут тестировать еще один маршрут электробусов — между микрорайоном Северным и Тихими зорями.
— Белорусы говорят: куда-то гонят, гонят всё. Обычно, говорят, когда поставляем технику, только два месяца наладка идет, — вспоминает работник.
Водитель показывает приборную панель, пока его электробус заряжается на станции. Навигация выглядит наглядно даже для пассажира: вот уровень заряда, вот информационные сообщения. Звук приборной панели чем-то напоминает звуки старой игры с волком из «Ну, погоди!».
Мужчина вспоминает, что изначально везти губернатора Михаила Котюкова и мэра Владислава Логинова на электробусе должен был он, но не сложилось.
Понимая, что имею дело с опытным водителем общественного транспорта, спрашиваю его: почему летом люди в автобусах сталкиваются с жарой в салонах? Ответ лежит на поверхности — водители «поддают парку» не во имя садизма, а для избежания перегрева двигателя. Электробусы, говорит он, от такой проблемы избавлены.
— Тосол, который охлаждает двигатель, водитель может пускать через малый круг — только через радиатор охлаждения, либо через большой круг — через радиатор и приборы отопления в салоне. Во втором случае пассажиры в салоне начинают ощущать тепло от нагретого воздуха. Но зато автобус продолжает ехать и не перегревается, — объясняет водитель.
Один китайский аккумулятор, который обеспечивает работу электробуса, по словам мужчины, стоит около 130 тысяч долларов. В целом, считает он, у российских и белорусских электробусов есть свои фишки: где-то салоны для пассажиров и водителей обустроены поудобнее, где-то стеклопакеты защищены от образования инея. Лично ему больше нравится белорусский электробус.
Время за разговором пролетает незаметно, и с конечной мы отправляемся по обратному пути маршрута. Финальной точкой небольшого приключения стала остановка на Перенсона — на этом первое знакомство с электробусами в Красноярске закончилось.
В октябре 2023 года первый вице-мэр Красноярска Роман Одинцов говорил, что к 400-летию города в 2028 году власти хотели бы закупить порядка 600 электробусов. Об этом чиновник сообщал депутатам горсовета Красноярска при обсуждении проекта бюджета города.
Как думаете, у электробусов в Красноярске есть будущее?
Больше новостей — в нашем телеграм-канале «NGS24.RU — Новости Красноярска» и в группе во «ВКонтакте» «НГС.НОВОСТИ Красноярск». Подписывайтесь, чтобы первыми узнавать о важном.