6 декабря NGS24.RU рассказал о том, что красноярские перевозчики вновь требуют у властей разрешить бизнесменам повысить стоимость проезда в общественном транспорте города. Некоторые из предпринимателей вели речь о необходимости подорожания проезда до 60 рублей. Вот здесь перечислены аргументы бизнесменов и мнения властей и красноярцев по этому поводу.
Корреспондент NGS24.RU Руслан Руденко в своей колонке предположил, что очередное повышение стоимости проезда, которое маячит перед красноярцами, не изменит к лучшему ситуацию с общественным транспортом Красноярска:
Не успели красноярцы обрадоваться новостям про двузначный рост тарифов ЖКХ, как новый повод для радости горожанам подкинули теперь уже бизнесмены-перевозчики, которые заговорили о необходимости повысить стоимость проезда в общественном транспорте Красноярска.
Активно и практически на ежедневной основе автор этих строк пользуется общественным транспортом города с 2009 года. И на протяжении 10 с лишним лет пассажирам приходится слышать заявления о том, что подорожание проезда преследует благую цель — сохранить качество услуги, которую перевозчики оказывают красноярцам. Об этом, к примеру, в 2012 году говорил на тот момент времени краевой министр транспорта Сергей Ерёмин, который теперь, после отставки с поста мэра Красноярска, курирует вопросы благоустройства, но уже в ранге вице-губернатора.
Опытные пассажиры могут припомнить, как менялась цена на проезд в автобусах, троллейбусах и трамваях Красноярска на протяжении последних 10–15 лет. Если кто-то забыл, то я напомню о том, как это происходило:
январь 2006 года: с 7 до 8 рублей;
август 2007 года: до 10 рублей;
август 2008 года: до 11 рублей;
декабрь 2010 года: до 13 рублей;
ноябрь 2012 года: до 16 рублей;
январь 2014 года: до 19 рублей;
март—май 2014 года: до 24 рублей;
февраль 2019 года: до 26 рублей;
февраль 2022 года: до 32 рублей.
Два вопроса, которые не дают мне покоя при взгляде на эту историю изменений: во-первых, росли ли благосостояние и покупательная способность пассажиров такими же темпами, как менялась цена на билет? А во-вторых, видели ли мы за такой немалый срок действительно коренные и ощутимые изменения в работе общественного транспорта Красноярска?
Лично для меня, как для рядового пассажира, ситуация выглядит так, словно мы пытаемся каждый раз лишь подкрасить покойнику губы — но не более того.
Какие изменения за 10 с лишним лет можно вспомнить сходу? Это появление голосовых автоинформаторов, которые объявляют остановки. Правда, работают эти информаторы далеко не на всех маршрутах. Затем для удобства оплаты проезда появились сначала транспортные карты, а затем и поддержка оплаты банковскими картами. Чуть позже появилось приложение, которое позволяло сканировать стикеры с QR-кодами и оплачивать проезд при помощи смартфона еще до прихода кондуктора. Новое приложение уже даже успело со скандалами сменить прежнее.
Но какие проблемы остались? Небольшие пазики, которые когда-то представители мэрии Красноярска клялись изжить и заменить более просторными автобусами, — так и ходят по ряду маршрутов. Утренние и вечерние давки на остановках тоже никуда не исчезли: я их по-прежнему периодически наблюдаю на своей остановке в «Северном» рядом с домом. Грязь в салонах, работающие на полную катушку печки летом и холод в салонах зимой, конфликты с участием кондукторов и гонки между водителями. Наконец, горящие автобусы… До сих пор даже «кукушку» на остановке у медуниверситета можно видеть.
С учетом всего этого становится тошно слышать надоевшие и уже упомянутые ранее аргументы про «необходимость повышения стоимости проезда для того, чтобы оставить обслуживание на том же уровне». Если так, то про сохранение какого именно уровня мы вообще ведем речь? Явно не самого высокого.
Поэтому я сейчас не вижу вообще каких-либо шансов на то, чтобы красноярцы в ближайшие годы захотели чаще пользоваться общественным транспортом. А это значит, что и ситуация с пробками на дорогах Красноярска также не изменится. Скажу даже больше: будучи пассажиром красноярских автобусов на протяжении многих лет, я понимаю тех, кто не хочет не то что отказываться от своего личного авто, но и вообще пользоваться системой общественного транспорта в нашем городе. Выбор-то весьма нехитрый: стоять в пробках придется неизбежно, но в случае с личным автомобилем переживать такие неприятности можно будет с гораздо большим комфортом.
Согласны с автором?