На ремонт дорог в Красноярске в этом сезоне выделили гораздо более скромные деньги, чем в прошлые годы (перед Универсиадой суммы исчислялись миллиардами). Весной власти заявили лишь об одном ремонте — магистральной улицы Павлова за 145 миллионов рублей. К концу августа из федерального бюджета прислали еще 110 миллионов, и к началу ноября на них восстановили участки на Маерчака и Калинина. Ремонтом занимались муниципалы и частная фирма «Промстрой». Качество и безопасность обновленных дорог по просьбе NGS24.RU на месте оценил региональный координатор Федерации автовладельцев России Егор Фролов.
Улица Павлова
Самый крупный контракт — на ремонт улицы Павлова — был заключен с муниципальным «Специализированным автотранспортным предприятием». За 145 миллионов рублей подрядчик провел капитальный ремонт на отрезке от улицы Мичурина до Затонской, а это порядка трех километров. Конкурентом «САТП» на торгах стал «Промстрой», разница в предложенных деньгах составила символические 10 тысяч рублей. Компания позже отыграется на других тендерах.
Два слоя асфальтобетона на Павлова поменяли еще до начала учебного года, ведь на ремонтируемом участке расположены 3 школы и 3 детских сада. За лето успели и с примыкающими тротуарами, бортовыми камнями вдоль дороги, остановками общественного транспорта. Работы шли с опережением графика, и общественника Егора Фролова не устроили только два факта: отсутствие ограждений там, где тротуар идет вплотную к дороге и ливневой канализации около «Каменки», — здесь каждый год собирается огромная лужа.
— Сначала о плюсах. Везде на пешеходных переходах сделали дополнительное освещение. Абсолютно все переходы стали регулируемыми. Углы обзора увеличены на выездах из дворов. Срезаны старые деревья и кусты, это безопасность. Есть знаки «Дворовая территория». Потому что люди не понимали, здесь территория двора или проезд обычный.
Начиная говорить о минусах, Фролов показывает ребенка на тротуаре, который мечется и может выпасть на проезжую часть.
— Давайте всё-таки не будем включать Варламова, а сделаем по нормативу и ГОСТу металлические ограждения. Их не нужно ставить там, где они не нужны. Например, на другой стороне Павлова, где между проезжей частью есть полоса с газоном и деревьями, они уже будут лишними. Но здесь я вижу школу, а тротуар имеет ограждение только у светофора. Помимо школьников, тут много нетрезвых местных жителей, которые тоже выбегают на дорогу. Если такой человек будет перелазить через забор, его хотя бы заметит автомобилист, — рассуждает Фролов.
Еще один минус — ливневая канализация, которую не сделали в месте, где традиционно скапливается много воды. В департаменте городского хозяйства пояснили, что ливневую канализацию делают только в результате капитального ремонта дороги, а на Павлова в этом году был обычный.
Остальные крупные объекты сделала компания «Промстрой». Во всех тендерах их конкурентами выступало уже упомянутое нами муниципальное «САТП», но как будто специально ставило цену на 10–50 тысяч рублей больше «Промстроя» и уступало ему контракт.
В «САТП» это объяснили занятостью на обслуживании дорог и ямочном ремонте. Тендеры на ремонт дорог — это способ заработать денег на развитие, но не приоритет, — рассказала NGS24.RU представитель предприятия Анна Игумнова.
— Мы в этом году работали на мостовых сооружениях, на ямочном ремонте, к концу лета еще Павлова была не закончена — на это тоже требуется привлечение людей и техники. В отличие от «Промстроя», который занимается только ремонтом и строительством дорог, у нас есть наша непосредственная текущая работа. Это содержание дорог. Участие в торгах и контрактах — важная часть нашей деятельности, но пока не основная, — пояснила Игумнова.
По данным сервиса «Контур.Фокус», ООО «Промстрой» работает на рынке 16 лет. Учредитель и директор компании — Декард Ханагян. В основном компания занимается строительством дорог и является частым участником госзакупок. Всего на счету фирмы 123 заключенных контракта на общую сумму 5,2 миллиарда рублей. По итогам 2020 года она показала прибыль 42,2 миллиона. При этом предприятие относится к категории малых, в штате — 33 человека.
С начала 2021 года «Промстрой» заключил несколько контрактов. В их числе скандальная дорога к смотровой площадке на Николаевской сопке, оптимизация движения на пересечении улиц Алеши Тимошенкова и Монтажников. Уже в конце сезона, в сентябре, «Промстрой» победил на торгах по ремонту протяженного участка улицы Калинина на выезде из города за 69 миллионов рублей.
Монтажников — Тимошенкова
Пойдем по порядку, начиная с одного из самых сложных перекрестков в районе Водники. Здесь улица Алеши Тимошенкова через несколько въездов соединяется с улицей Монтажников.
После реконструкции на участке появилось сразу два кольца. Егор Фролов считает, что их радиус слишком мал для столь интенсивного трафика и большого количества грузовиков, идущих на кирпичный завод. Не всегда получается входить в радиус поворота и у автобусов.
На компактность новой развязки дорожникам указали на недавней инспекции «Губернаторского контроля» (организован Минтрансом края. — Прим. ред.). В управлении дорог мэрии пообещали изучить вопрос.
— В этом месте в период, когда верхний слой покрытия не был сделан, а бордюрный камень уже поставили, пошли жалобы от департамента транспорта на то, что крупногабаритные автобусы не могут повернуть. Мы выехали, определили границу, сдвинули бордюр, сделали асфальтовое покрытие. Мы дополнительно еще раз выйдем и посмотрим, — объяснил заместитель руководителя МКУ «УДИБ» Сергей Печёрин.
Местный житель и проектировщик Сергей Лопатин считает, что новая развязка небезопасна и по другим причинам. Он обратил внимание, что опоры ЛЭП расположены на расстоянии менее 2 метров от бортового камня, что делает их «легкой мишенью» для автомобилей. Отбойник почему-то дотянули ровно до столба.
И в целом на новой развязке всё очень компактно.
— Непонятно зачем расширили проезжую часть и сделали две полосы между кольцами, если на кольце спокойно можно ехать только в одну полосу. Создали тем самым еще одну конфликтную точку. Там нужно изменить разметку и сделать одну полосу и зоны безопасности. Автобусная остановка размещена с нарушением требований норм. Карман для остановки автобусов сразу переходит в примыкание, а должно быть не менее 10 метров, — отметил Лопатин.
Улица Калинина
Контракт на ремонт участка в 1,7 километра по улице Калинина тоже в результате конкурса получил «Промстрой». Дорогу здесь слегка расширили, и, по словам водителей, ехать стало комфортнее, но пробки как были, так и есть, особенно в начале и в конце выходных дней.
С учетом развития «Мясокомбината» сделали два новых светофора, карманы для заезда на остановки. Со стороны жилого района строят несколько торговых павильонов в современном стиле и даже обещают поставить некий арт-объект с подсветкой.
По другую сторону от многоэтажек возводят одну из самых больших школ в Красноярске. Для безопасного перехода через Калинина сделают надземный пешеходный переход. Опознать место для его возведения можно по деревянным конструкциям, которые поставили по обе стороны от дороги.
Егор Фролов указал на мелкие недочеты после ремонта: старые бордюры, освещение только с одной стороны дороги, мелкие недоделки по части благоустройства. Однако каких-то крупных недостатков работы подрядчика он не заметил.
Ремонт улицы Маерчака мы решили оценить в следующем году, поскольку его разбили на два этапа. В целом, как уточнили в мэрии, за последние 4 года в городе отремонтировали более 240 километров дорог, что составляет 23% от всей сети. Получая меньше денег на ремонт магистралей, они делают акцент на поддержании уже отремонтированных объектов в нормальном состоянии.