Международный хаб «Аэрофлота» в красноярском аэропорту открыли сегодня с оркестром народных инструментов и прилетом новейшего Airbus A321neo. Авиакомпания на прошлой неделе получила несколько таких лайнеров и один из них, названный в честь красноярского балетмейстера Михаила Годенко, первым рейсом отправила на родину артиста.
В эпоху пандемии красноярский хаб сложно назвать международным, его работа начинается с запуска рейсов исключительно по России. Но с открытием границ, уверены эксперты, география и частота полетов будут расти год от года, разгружая уже «опухший» от пассажиров Шереметьево.
Церемонию открытия хаба транслируют на огромном экране в красноярском аэропорту. На перроне оркестр, на взлетно-посадочной полосе только что приземлился Airbus A321neo — несколько подобных лайнеров «Аэрофлот» получил на прошлой неделе, один из них уже презентовали в Москве, но новый 321-й мало кто видел, поэтому столичные эксперты с интересом наблюдают, как вытянувшаяся махина садится в аэропорту Хворостовского.
Кстати, ранее мы писали, что один из новых самолетов нацперевозчика получит имя выдающегося хореографа, руководителя ансамбля танца Сибири Михаила Годенко. Так вот, это он самый. Наш ансамбль в советское время с гастролями побывал в 70 странах мира. Лайнеру с его именем, наверное, предстоит не меньше.
С официальной речью про коррективы, которые внесла пандемия, выступают губернатор Александр Усс, гендиректор «Аэрофлота» Михаил Полубояринов и директор красноярского аэропорта Андрей Метцлер. Все-таки открытие хаба, не будь коронавируса, состоялось бы еще в прошлом году — такие планы озвучивал «Аэрофлот» ранее. Причем среди ключевых направлений были заявлены страны Юго-Восточной Азии, до которых из Сибири долететь быстрее, чем из Москвы. Пока же ввиду ограничений из Красноярска авиакомпания запустила прямые рейсы в Иркутск (ежедневно), Благовещенск (шесть раз в неделю), Симферополь и Сочи (четыре и шесть раз в неделю соответственно) и Краснодар (четыре раза в неделю). Из самых вероятных планов на международные рейсы — Китай, рассказал гендиректор «Аэрофлота» Михаил Полубояринов.
— В развитии этого хаба мы видим именно международное направление. Это, безусловно, Китай. Уже неплохо мы поработали по развитию Пекина. Возможно, Азия, наши бывшие республики (СССР. — Прим. ред.), СНГ. Китай, вероятно, будет уже к лету 2022 года. С учетом времени на раскатку на плановые показатели по пассажиропотоку мы рассчитываем выйти к 2022–2023 году. За этот сезон мы запланировали перевозку 100 тысяч пассажиров. Любой хаб — это точка развития, притяжения. Через какое-то время мы покажем, как мы умеем летать, пассажиры оценят наш сервис и будут пользоваться услугами, — говорит Полубояринов.
Между торжественной частью и вылетом в Москву успеваем сделать несколько фотографий в новеньком самолете.
Красноярский аэропорт стал вторым базовым для «Аэрофлота» после Шереметьево. База, в первую очередь, предполагает базирование авиапарка в аэропорту. Со слов руководителя авиакомпании, в Красноярске на первом этапе «Аэрофлот» поставит три Boeing 737–800 и до пяти самолетов Superjet 100. Почему национальный перевозчик начинает с такой небольшой партии воздушных судов и какие есть перспективы у аэропорта в Красноярске, NGS24.RU рассказал исполнительный директор отраслевого агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.
— Географическое положение — это один из главных козырей Красноярска, поэтому вопрос времени, когда и как эффективно он будет разыгран. Через Красноярск проходят потоки грузового и пассажирского транспорта, поэтому идея пересадочного узла здесь у авиаторов была давно. К сожалению, амбиции существующих базовых перевозчиков (я имею в виду NordStar и «КрасАвиа») не распространялись на то, чтобы сделать здесь хаб федерального масштаба.
Решение этой задачи взял на себя «Аэрофлот». В нынешней ситуации он действует аккуратно, взвешенно, не бросая сюда огромные силы и десятки самолетов, понимая, что развитие хаба должно идти последовательно, шаг за шагом. Создать начальную базовую сеть, добавляя в нее новые направления, — рассказал Олег Пантелеев.
Организация второго хаба — сначала внутрироссийского, а потом и международного — в Красноярске сделает полеты быстрее и выгоднее для пассажиров. О снижении цены на билеты в ответ на вопрос NGS24.RU заявил гендиректор «Аэрофлота» Полубояринов:
— Определение цены — это все-таки механизм спроса и предложения, но мы рассчитываем, что наличие хаба снизит стоимость билетов до 10 процентов. Это одна из наших задач.
Но самая главная задача для «Аэрофлота» — разгрузка уже «опухшего» от пассажиров Шереметьево, считает эксперт комитета Государственной думы по транспорту, главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров.
— В правительстве все-таки есть понимание, что нужно строить региональную маршрутную сеть через некие центры. Один из них — Красноярск. Чтобы не летать на курорты Кавказа или Дальний Восток через Москву, через Красноярск будет удобнее летать в Грецию или в страны Восточной Европы. Потенциал очень большой — именно как связующее звено между Азией и Европой, потому что Шереметьево уже просто «опухает» от пассажиропотока, который будет еще увеличиваться. И, если Красноярск возьмет хотя бы десятую его часть, работы у вас там серьезно прибавится, — рассказал Роман Гусаров.
Во сколько для «Аэрофлота» обошелся хаб в Красноярске, гендиректор компании уточнять не стал, отменил, что «инвестиции в основном носили моральный характер», поскольку и аэропорт, и краевые власти за два года подготовили всё необходимое. Например, для сотрудников компании на втором этаже главного терминала уже подготовили «Хаб-контроль центр». Также господин Полубояринов отметил, что для «Аэрофлота» хаб в Красноярске — выгодный проект.
— Хаб — это место управления и контрольная точка, где авиакомпания собирает своих пассажиров и затем развозит уже из этой точки по другим точкам маршрутной сети. Это такое место сбора. И здесь в аэропорту уже оборудовано новое место, так называемый «хаб-контроль», где координируются все прибытия, убытия, чтобы это было четко и по расписанию, — рассказал директор национального перевозчика.