Проезд в красноярских автобусах подорожал сразу на 4 рубля. Этого красноярские маршрутчики добивались почти полгода. Еще летом объединение перевозчиков подало в министерство транспорта заявку на повышение цены проезда. Но чиновники рассматривать ее не спешили.
Перевозчики ответили на это забастовками. А потом пригрозили отменой транспортных карт. В итоге победил компромисс.
Вице-мэр Красноярска Владислав Логинов намекнул, что после повышения цен на проезд можно надеяться на улучшение качества перевозок: «Мы можем сколько угодно не замечать этой проблемы, сдерживать тариф, но тогда мы идем к системе ухудшений перевозки пассажиров».
Слова о повышении качества перевозок звучат в Красноярске почти перед каждым изменением цены на проезд. Однако сложно сказать, что ситуация радикально меняется.
Тайны и загадки прибыли красноярских маршрутчиков
Красноярские маршрутчики очень любят рассказывать про свое бедственное положение. Еще в 2011 году глава ассоциации перевозчиков Михаил Омышев говорил, что владельцы маршруток работают на бензобак. В 2014–2015 годах перевозчики жаловались на высокую цену автобусов: 5–7 миллионов за новенький НЕФАЗ. По словам перевозчиков, требование чиновников обновлять автопарк вогнало бизнес в кредиты.
Однако настораживает, что никаких официально опубликованных данных о прибылях и убытках коммерческих перевозчиков нет. Владельцы маршруток для повышения тарифов представляют такие данные в министерство транспорта. Но с 2015 года чиновники их ни разу не опубликовали. На прямое предложение предоставить цифры министр транспорта Константин Димитров ответил отказом.
Если же верить статистике, то некоторые перевозчики не только работают в прибыль, но и улучшают свои финансовые показатели. Об этом гласят данные программы «Контур.Фокус», которая использует налоговую и официальную отчетность компаний.
Слово простым водителям
Мы решили поговорить с простыми водителями о том, сколько они получают, какую выручку получает их руководство и можно ли надеяться на улучшение качества после повышения цен на проезд.
В Красноярске последние 2 года активно меняли остановки, перекладывали брусчатку, устанавливали скамейки и урны. Но комфорта водителям и кондукторам это нисколько не прибавило.
Утро 28 февраля. Привокзальная площадь. Водители маршрута № 81 стоят на конечной буквально 3–4 минуты и снова выходят в рейс.
«Как только подняли цену на проезд, нам сразу же увеличили план. Сначала на 300 рублей, потом еще на 300. Все говорят, что в конце на 1000 поднимут. Сейчас в день пазик должен выплатить план — отдать 3000 рублей в день наличкой. С того, что останется, нужно заправиться. У меня на солярку 4000 в день идет. А то, что осталось, — это и есть зарплата моя и кондуктора», — объясняет мужчина.
Он признается: из-за того, что повысили план, он не смог понять, больше ли лично он стал зарабатывать или меньше.
Можно предположить, что именно погоня за выполнением плана вынуждает водителей устраивать гонки по городу. Не насобирал денег — остался без зарплаты.
Мужчина признается, что в месяц зарабатывает около 25–35 тысяч. Зарплата складывается из оклада, оплаты за час работы, класса водителя: «График 2 через 2. Но приходится иногда выходить в выходной в смену, чтобы заработать».
«Рассказывали такую историю. В 2005–2006 году приехала к нам на предприятие проверка московская. И сразу же зарплату подняли», — смеются водители муниципальных автобусов.
Водители и кондукторы троллейбусов признаются: им зарплату повысили в январе.
По словам Василия, зарплату работникам троллейбусного депо подняли после смены начальства: «Раньше час работы стоил 59 рублей, сейчас 71 рубль. Каждый водитель должен выполнить норму часов в месяц. На это уже накладывается и районный коэффициент, и северный».
«В месяц норма 108 часов. Работаем сменами: кто-то с утра, кто-то с вечера. В время Универсиады, наверное, работать до часу будем. Если много часов дашь — получишь больше. В месяц получается тысяч 25. Главное — надо обновлять транспорт, покупать запчасти, чтобы по-современному все было».
В разговоре выясняется, что даже у муниципальных предприятий тоже есть план по числу проданных билетов. От того, выполняет ли кондуктор план, зависит премия.
Одна из женщин – кондукторов троллейбуса говорит, что не помнит цифры плана, потому что они меняются. Вторая признается: продать нужно билетов минимум на 2000 в день. Оплата транспортной картой в эту цифру не входит.
«Сам я родом отсюда, в 82-м уехал в Киев. Когда все там все началось, вернулся. В Новосибирске в ипотеку квартиру небольшую взял, обстановочку сделал и даже женился. Здесь работаю по найму, как по-украински — "найманец". За 2 тысячи рублей в день. Очень много работал. Меня и с рейсов снимали, и допускать не хотели. Потому что много.
В ходе беседы замечаем, что Андрей работает без кондуктора.
— Трудно без кондуктора?
— Зачем мне кондуктор? Если он то с сидения скользкого упадет, то еще что. Я когда за рулем — полностью сконцентрирован. У меня сразу 6 глаз включаются.
— Вот билеты. Что к ним нужно?
— Кондуктор?
— Да зачем он нужен?! Амбарная книга нужна с печатью. И в ней указывать, сколько билетов продал. Даже в несчастной Украине водитель без такой книги на линию не выходит. А у нас в стране борются за налоговые платежи. А у нас могут сказать [владельцы маршруток], что «а мы вообще ничего не продали».
О том, что водители и маршрутчики, работая с наличкой, могут скрывать свои прибыли, говорил и красноярский депутат Вячеслав Дюков. Сейчас на операции по транспортной карте приходится только половина расчетов в маршрутках. В мэрии планируют в скором времени ввести безналичный расчет.
За 3 года здесь вообще ничего не поменялось. Питаются водители в ларьках, рядом стоит туалет. Водители признаются, что никакого комфорта на конечных остановках за последние 3–4 года не прибавилось.
«Не хватает диспетчерских пунктов, где можно посидеть в тепле, погреться, походить. В центре таких конечных вообще нет. На правом в районе ЛДК появилось, и то хорошо», — говорит один из водителей.
Самый простой способ убедиться, как связаны повышение цены на проезд и качество перевозок, — посмотреть наш старый репортаж 2015 года. Как и сейчас, водители тогда рассказывали про миллионные выручки перевозчиков, жаловались на плохо оборудованные конечные остановки, сложные условия труда.
Что ждет общественный транспорт?
Когда цена проезда в автобусах повысилась с 19 до 22 рублей, руководство департамента транспорта поделилось планами по замене автобусов.
В прошлом году чиновники признались: последний раз муниципальный общественный транспорт обновлялся в 2011 году. По данным статистики, больше половины красноярских автобусов работают от 10 лет и выше. 2/3 автобусов не отвечают стандарту Евро-4.
Весной 2018 года группа исследователей СФУ высчитала примерный объем выручки предприятий на каждом городском маршруте.
СПРАВКА Под выручкой в бухгалтерском учете понимается общий объем средств, полученных от осуществления деятельности. Прибыль образуется в случае, если выручка больше затрат, убыток — если меньше.
По оценкам ученых, самая большая выручка в 2017 году складывалась на маршруте № 85 — 186 млн рублей. Меньше — 100–120 млн — генерировали автобусы на маршрутах № 3, 23, 53, 90 и 89, который сейчас ликвидирован. В среднем у большинства частных перевозчиков выручка составляла 55 млн рублей. Муниципальные автобусы показывают меньшую выручку —15–20 млн в год. Из коммерческих автобусов наименьшая выручка на маршруте № 27 — 40 млн рублей.
Например, на маршрутах № 3, 85, 90 на затраты по обслуживанию уходит почти 2/3 выручки. В докладе говорится, что изменить ситуацию можно с помощью введения новой системы оплаты проезда.
В конце 2018 года администрация Красноярска представила новую модель оплаты проезда. Также было объявлено о планах лишить маршрутчиков возможности собирать деньги с пассажиров. Однако когда эти планы будут реализовываться, пока непонятно
Новости и фото отправляйте 8–999–315–05–05 (WhatsApp, Viber, SMS)