
В минувший вторник, 29 ноября, в Красноярске прошел пикет работников маршрутных такси. В акции приняло участи свыше 150 человек. Собравшиеся требовали остановить рост цен на дизельное топливо. Организатором пикета выступила Красноярская ассоциация пассажирских перевозчиков (КАПП). Корреспондент НГС24 встретился с председателем правления КАПП Михаилом Омышевым, чтобы узнать, не выльется ли возмущение маршрутчиков в повышение цен на проезд.
Справка: Омышев Михаил Геннадьевич родился в 1958 году. Окончил автотранспортный факультет Красноярского политехнического университета, защитил диссертацию кандидата технических наук. С 1989 по 2007 год — преподаватель, заведующий кафедрой «Организация перевозок, управление и безопасность на транспорте» СФУ. С 2004 года председатель правления Красноярской ассоциации пассажирских перевозчиков (КАПП).
Михаил Геннадьевич, кто входит в ассоциацию пассажирских перевозчиков и какие у вас задачи?
На сегодняшний день в КАПП входит большинство частных перевозчиков в Красноярске, Канске, Ачинске, Лесосибирске, Енисейске, Минусинске, Шарыпово. Участники КАПП в совокупности осуществляют обслуживание около 70 % количество маршрутов городского общественного транспорта.
Первые попытки объединить частных перевозчиков в сфере общественного транспорта появились в 1994 году, с того момента, как частники вышли на рынок автоперевозок. Это было несколько общественных объединений, которые в итоге в 2004 году и зарегистрировали Красноярскую ассоциацию пассажирских перевозчиков.
Это ваш первый пикет?
Да, до этого момента были митинги, забастовки, но в последние годы мы только регулярно подаем расчеты в комиссию по тарифам в правительство края, но не всегда даже получаем ответы. Вот и вышли на пикет по причине беспрецедентного роста цены на дизтопливо в течение одного месяца. Новых пикетов в ближайшее время мы не планируем.
В чем причина вашего недовольства?
80 % маршрутного парка автобусов Красноярска используют дизельное топливо, и лишь 16 % используют бензин АИ-92. 1 декабря 2010 года комиссия по тарифам правительства Красноярского края установила предельный тариф на городском пассажирском автотранспорте в 13 руб., заложив в расчеты среднегодовую цену за литр дизельного топлива в размере 20 руб. 90 коп.
Так вот, эта цена за 2011 год изменялась несколько раз в большую сторону, что отрицательно повлияло на экономическое положение всех транспортных предприятий, работающих в этой сфере, особенно коммерческий транспорт, который не получает дотаций и субсидий.
Насколько выросли цены на дизельное топливо?

Я предлагаю взять конкретные цифры. В компании «Магнат-РД» отпускная мелкооптовая цена 1 литра дизельного топлива в октябре 2011 года составляла 21,7 руб., 8 ноября — 23,4 руб., а 26 ноября — 24,7 руб., а с 1 декабря — 26,4 руб. На ОАО «Красноярскнефтепродукт» цена 1 литра дизтоплива в розницу на АЗС составляет 24 руб. При попытках перевозчиков заключить мелкооптовые поставки с «КНП» предлагается цена в 26,7 руб.
Отмечу, что 35–40 % рынка поставки дизтоплива в транспортные пассажирские предприятия Красноярска контролирует «КНП», 35–40 % — «Магнат-РД», остальные — мелкие посредники. У нас попросту нет альтернативных поставщиков.
В чем вы видите причину роста цен на дизельное топливо?
Это могут объяснить только сами поставщики и федеральные чиновники. Местная власть этот вопрос не регулирует, если не считать периодического сдерживания цен на АЗС «КНП». Хотя думаю, и там сдерживают цены только до Нового года. Сам рост цен на дизельное топливо ничем не обоснован. Себестоимость бензина выше, а стоит он на сегодняшний день дешевле на мелкооптовом рынке.
Как рост цен сказывается на стоимости билета?
40 % стоимости билета — это затраты на топливо. Стоимость проезда в маршрутных автобусах утверждалась администрацией, исходя из того, что 1 литр дизельного топлива будет стоить 20 руб. 90 коп.
Изменение цен на дизельное топливо сегодня требует увеличения цены проезда как минимум на 2 руб.
Тогда рентабельность услуги будет в пределах 5–7 %, фактически это уровень самоокупаемости, без каких-либо планов дальнейшего развития производственной технической базы предприятий, повышения заработной платы водителей и приобретения новых автобусов.
Какая сейчас рентабельность бизнеса частных перевозчиков?

У нас минусовая рентабельность с февраля 2011 года.
Если большинство красноярских маршруток сегодня работает в минус, то почему бизнес не уходит из этой сферы?
С этого рынка невозможно уйти без убытка. Кому перевозчики смогут предложить выкупить их планово-убыточный бизнес? Все, кто ушел за последние полгода-год, — потеряли все, продали автобусы по мизерной цене. Никто не хочет покупать городские автобусы при существующем предельном тарифе на перевозку пассажиров и рентабельности бизнеса.
На сегодня каждая маршрутка работает на самопоедание. Все заработанное заправляют в бак и выезжают опять зарабатывать.
Сегодня новые автобусы покупают только за счет бюджета. А самоокупаемость муниципального транспорта обеспечивается за счет различных дотаций — в среднем 4,5–5 руб. сверх стоимости билета.
То есть реальная стоимость проезда на муниципальном транспорте 17–18 руб.
Как при минусовой рентабельности перевозчики платят зарплаты персоналу?
В течение 2 лет работникам коммерческих маршрутных автобусов не индексируется заработная плата. У ряда перевозчиков имеются большие задолженности по выплатам заработной платы и уплате налогов. Не происходит планового обновления парка автобусов, отсутствуют необходимые запчасти, комплектующие.
Это отрицательно сказывается не только на культуре обслуживания, но и, к сожалению, на безопасности пассажирских перевозок.
Какой была рентабельность до роста цен на дизельное топливо?
В декабре 2010 года мы получали 5–6 % рентабельности оказываемой услуги. Рост цен с февраля 2011 года привел к нулевой рентабельности, а затем — с начала летнего периода — рентабельность стала минусовой.
Какой сегодня должна быть цена билета, чтобы перевозчики оставались в плюсе, без дотаций из бюджета?
15 руб.
Что может произойти со стоимостью проезда, если сохранится рост цены на дизтопливо?
Тариф на проезд в маршрутном транспорте определяет правительство края. Думаю, что какие-то меры будут приняты. Я вижу три сценария развития событий. Первый сценарий — 100%-ное возмещение средств за перевозку льготников. Сегодня нам возмещают за их перевозку только 11,6 руб.
Второй сценарий — включение определенных маршрутов Красноярска, обслуживаемых коммерческими перевозчиками, в число дотационных при сохранении стоимости проезда в 13 руб.
Третий сценарий — увеличение стоимости проезда с 1 января 2012 года. Полагаю, что будет выбрано нечто среднее между тремя сценариями.
Возможно ли, что в какой-то момент автобусы не будут выходить в рейсы?
Если литр дизельного топливо на мелкооптовом рынке будет стоить 27–29 руб., то в ближайшие месяцы можно ожидать резкого сокращения количества выходов автобусов на коммерческих маршрутах по существующим графикам.
Антон Понарин
Фото автора