Власти Красноярска решили облагородить старенькие городские трамваи. За 3 года на установку новых светодиодных светильников выделяется 350 тыс. руб. При этом будущее этого вида транспорта туманно. Чиновники то сокращают маршруты и говорят о необходимости разобрать рельсы на Красрабе, то планируют сделать из трамвая альтернативу метро.
11 августа, 10 часов утра. На автобусной остановке «Спутник» несколько десятков человек ждут маршрутки в сторону Предмостной. Рядом на трамвайной остановке стоит 3 человека. Почти в пустом трамвае до конечной площади мы доезжаем за 21 минуту. Днем ранее такой же путь на маршрутке № 1 занял 32 минуты.
«Езжу на трамвае редко, когда по Яндексу пробки большие. Если Предмостная и Красраб до цирка стоит, трамвай здорово время экономит», — говорит 28-летний помощник юриста Павел, единственный пассажир трамвая на остановке «Предмостная». За все время поездки в трамвайном вагоне мы насчитали 14 пассажиров.
В 11:00 путь на трамвае с Предмостной на КрасТЭЦ отнимает примерно 34 минуты. За время в пути в дребезжащий вагон входит около 2 десятков пассажиров: пенсионеры, кучка цыган и молодая семья с коляской. Попытка добраться от КрасТЭЦ до Предмостной заканчивается провалом: ждем трамвай больше 15 минут и в итоге садимся в маршрутку.
Покатавшись несколько дней на трамвае по Красрабу, Щорса, Матросова, мы заметили несколько минусов этого вида транспорта: долгое время ожидания, большое количество вагонов, двигающихся не по маршруту, а в депо, безуспешные попытки дождаться трамваев вечером. Например, в воскресенье, 7 августа, в 20:30 на Щорса без всякого результата мы прождали трамвай больше получаса. Правда, все это компенсируется простоем в пробках.
Судя по цифрам статистики, сама сфера электротранспорта выглядит весьма депрессивно. В день в Красноярске в рейсы выходит 1200 маршруток и 68 трамваев, говорится в документах департамента транспорта. При этом вагоны изношены почти на 90 %.
Еще в прошлом году мэрия закрыла маршрут «Энергетики – КрасТЭЦ», насчитав, что в среднем за рейс им пользовались 18 человек. По данным краевого минтранспорта, на трамваи приходится примерно 3 % от общего пассажиропотока.
Управляет трамвайным сообщением в городе муниципальное предприятие «Горэлектротранс». Судя по документам мэрии, с 2008 года мэрия выплачивает ему субсидии в связи с низким пассажиропотоком. На одной из встреч с журналистами глава департамента транспорта Игорь Ким посетовал: средний возраст сотрудников приближается к предпенсионному из-за невысокого уровня зарплат. В июле трамвайное депо, например, нуждалось в мойщиках вагонов и кладовщиках с окладом 9,5–12 тыс. руб.
В документах краевого минтранспорта главной причиной бедственного положения трамвая называется отсутствие выезда на левобережье. По сути, трамвайное депо с почти 200 сотрудниками обслуживает лишь несколько районов.
При этом разговоры о необходимости модернизировать городской трамвай в Красноярске ведутся с 2011 года. Тогдашний мэр города Петр Пимашков представлял схему скоростного трамвая, по которому рельсы должны были дойти от Матросова до «Роева ручья» и от «Солнечного» до «Ветлужанки».
Вместо реализации этих планов в 2013 году краевые депутаты заговорили о необходимости убрать рельсы с Красраба, оценив простое обновление парка трамвая в 2 млрд руб.
Ряд депутатов предлагали демонтировать рельсы и возвести на главной магистрали правобережья остановки для пересадок на электрички. В итоге в принятом генплане города наряду со станциями метро предусмотрено трамвайное сообщение между «Солнечным» и «Ветлужанкой», «Николаевкой» и ул. 60 лет Октября по новому мосту, предусмотрен и запуск трамваев по Октябрьскому мосту.
В июле 2016 года губернатор Виктор Толоконский объявил о планах полностью отказаться от подземки и заменить ее скоростным трамваем. Вложение 70 млрд руб. в достройку метро от Высотной до центра он счел неэффективным, а саму схему метро — устаревшей. По его словам, власти планируют пригласить экспертов из Высшей школы экономики, чтобы те просчитали эффективность запуска в городе скоростных трамваев.
По оценкам экспертов, на их фоне нынешние громыхающие трамваи будут выглядеть весьма бледно. По данным Яндекса, в 2015 году средняя скорость автобусов и трамваев в городе — 15–20 км/ч. Скоростной трамвай способен двигаться по магистралям со скоростью до 30 км/ч. В одном направлении в час этот вид транспорта может перевозить до 15 тыс. пассажиров. По пропускной способности он уступает только метро (35 тыс. пассажиров в час).
Доцент кафедры транспорта СФУ Юрий Хегай запуск 5 веток скоростного трамвая между КрасТЭЦ, «Солнечным», вокзалом и «Бобровым логом» оценивает в 16 млрд руб.
Доцент Новосибирского государственного технического университета Михаил Никулин, принимавший участие в разработке транспортной схемы Красноярска, говорит, что всё зависит от того, где проложить рельсы.
Например, прокладка 1 км путей по Октябрьскому мосту обойдется в среднем в 200 млн руб. — когда-то там ходили трамваи и вся инфраструктура электроснабжения сохранена. Прокладка 1 км путей там, где трамвай никогда не ходил, обойдется в сумму до 1,5 млрд.
«30 % затрат на запуск трамвая — это затраты на отчуждение, выкуп земли под полотно, 10–15 % — затраты на покупку подвижного состава», — отмечает эксперт.
Изыщет ли такие средства дефицитная краевая казна, остается загадкой. Нынешнюю масштабную стройку — магистраль от 4-го моста до Копылова ценой в 6,7 млрд руб. — наполовину финансирует федеральное правительство.
Юрий Хегай в статье «Проблемы транспортной инфраструктуры Красноярска» высказывает опасения: если проект скоростного трамвая реализуют через 6–7 лет, то это — с учетом роста автомобилизации — принесет минимальный результат. Михаил Никулин считает, что и спустя 6 лет запуск скоростных трамваев не утратит актуальности. По его оценкам, строительство развязок, путепроводов для постоянно растущего числа машин потребует в 3 раза больше средств, чем прокладка трамвайных путей.
Антон Понарин
Фото автора (1, 2), admkrsk.ru (3)