Пугающие знаки о видеосъемке движения на выделенной полосе появились на Партизана Железняка. Ездить по ним может только общественный транспорт, для простого автовладельца поездка тут может закончиться штрафом. При этом каждое утро водители и маршрутчики маневрируют здесь, не обращая внимания на разметку. Мы узнали секрет, почему рассекающих по «выделенке» у «Зенита» не засыпали «письмами счастья». Кто наблюдает за движением на этих участках, почему сами маршрутчики не в восторге от этих полос — в материале далее.
Выделенную полосу на Партизана Железняка оборудовали средствами видеофиксации. Полоса, ездить по которой может только общественный транспорт, появилась на улице еще в 2011 году. Теперь на обочинах появилось с десяток знаков, предупреждающих о фотосъемке. Их установку в ГИБДД объясняют тем, что водители массово игнорируют эти полосы и магистраль парализуют пробки.
По нашим наблюдениям, если не проскочить улицу до 8 утра, то в пробке легко можно потерять с десяток минут. По статистике Яндекс.Пробки, заторы в несколько километров образуются на Партизана Железняка каждое утро. Например, 8 июня в 8:49 пробка протянулась здесь на 3,5 км и продержалась 50 минут, 7 июня затор затруднил движение тут на 3 часа 40 минут, 6 июня — на 1,5 часа.
Езда по выделенным полосам грозит водителям авто штрафом в 1,5 тыс. руб., гласит КоАП РФ. На сегодняшний день 4-полосная Партизана Железняка является основной магистралью, связывающей «Рощу» со «Взлеткой» и центром. К остановкам тут прибывают автобусы 13 маршрутов.
Уже в 8:20 машины стали сбиваться в пробки в районе съезда на Партизана Железняка с Октябрьского моста. Как обычно, часть водителей с «Северного» и Октябрьского моста пытается обрулить трудности и спускаются на Партизана Железняка через АЗС «Газпромнефть». В крайнем правом ряду они движутся по магистрали, не обращая внимания на знаки о выделенной полосе у «Зенита». Впрочем, разглядеть разметку тут весьма трудно: сероватые затертые штрихи сливаются с асфальтом, а у остановки «Глазной центр» нет даже намека на выделенные полосы.
11:00. Пробки на Партизана Железняка исчезают, но половину «выделенки» теперь занимают машины, запаркованные «елочкой» в карманах у магистрали — участок под общественный транспорт тянется мимо зон парковки. В итоге маршрутчики объезжают стоянку по второму ряду. Там, где «выделенка» свободна от парковки, за автобусами пристраиваются выезжающие из дворов машины.
«Да смысл в этих полосках, если прямо у остановок машины на аварийках кидают?» — жалуется водитель маршрута № 91. Однако и при свободной «выделенке» маршрутчики охотно движутся по второму ряду, чтобы обогнать конкурентов.
Сразу несколько читателей предположили, что камеры видеофиксации на Партизана Железняка не работают, иначе на выделенных полосах не было бы такого хаоса. В своем предположении они оказались недалеки от истины.
По данным краевого ГИБДД, происходящее на Партизана Железняка фиксируется лишь передвижным комплексом «Паркон»,
стационарных камер для контроля за выделенными полосами нет. При этом сам «Паркон» не может фиксировать номера тех, кто движется по «выделенке», его цели — нарушители правил парковки:
например, номер машины под знаками «Остановка запрещена», в 5 метрах от пешеходного перехода, на расстоянии ближе чем 15 метров от остановки.
Число оштрафованных за езду по выделенным полосам в дорожной полиции назвать не смогли, ограничившись лишь одной цифрой: в 2015 году с помощью системы «Паркон» был оштрафовано 804 нарушителя парковки, среди которых и любители оставлять авто на Партизана Железняка.
С вопросами о том, почему выделенные полосы на Партизана Железняка контролируются «Парконом» и насколько это эффективно, в ГИБДД посоветовали обратиться к предприятию, которое обслуживает средства видеофиксации.
По действующей в Красноярске схеме, ГИБДД получает лишь данные с камер о нарушениях ПДД, обслуживанием и установкой камер по итогам торгов занимается подрядчик.
В конце 2015 года это право получило предприятие «КрайДЭО», однако там от комментариев отказались и направили к заказчику установки камер — в краевое управление автомобильных дорог.
«Комплекс "Паркон" приобретался давно и используется по всему Красноярску, а не только на Партизана Железняка. Мы не выбирали этот вид оборудования, а используем то, что есть. Выделенные полосы у нас камеры не контролируют», — говорит руководитель отдела видеофиксации нарушений ПДД Светлана Чащина.
Помимо Партизана Железняка отдельные полосы под общественный транспорт в Красноярске имеются на Марковского, Маркса, Ленина. На последней «выделенка» тянется вдоль перекрестков: в итоге поворачивающие направо машины свободно стоят там с маршрутками и троллейбусами.
В декабре 2015 года глава департамента транспорта Игорь Ким рапортовал о том, что на участках с выделенными полосами скорость движения выросла на 17 %, до 17,4 км/ч. После увиденного на Партизана Железняка остается непонятно, как этого удалось добиться. При этом останавливаться чиновники не планируют. К 2018 году «выделенка» должна появиться на Металлургов, 9 Мая, Калинина.
Руководитель ФАР в Красноярске Егор Фролов говорит, что вопрос установки камер на выделенных полосах ставился еще 2 года назад. Тогда же частные инвесторы предлагали мэрии за свой счет установить в городе камеры, дата-центр. Предлагалось, что компания будет 5 лет получать деньги из бюджета за обслуживание камер, а потом передаст их городской администрации. Но тогда переговоры ничем не закончились.
Спасти выделенные полосы от заезда машин, а остальные участки магистралей от виражей маршрутчиков предлагается ограждением «выделенок» специальными бордюрами.
По словам Егора Фролова, такая система помогла резко разгрузить Боготу. Год назад «Федерация автовладельцев России» предлагала пригласить эксперта для оценки того, спасет ли это город от пробок, но и эта идея не нашла поддержки.
Директор Пермского института транспорта Михаил Якимов считает, что повысить пропускную способность выделенных полос можно только радикально обновив парк маршруток.
По его наблюдениям, в Красноярске огромное число маленьких ПАЗов. Даже в центре, например у остановки «Органный зал», маршрутки выстраиваются в огромные очереди. Он советует заменить маленькие автобусы на более вместительные и подумать над изменением схемы общественного транспорта: ввести маршруты из спальных районов до границ центра и ввести маршрут, который будет курсировать только по центру.
Антон Понарин
Фото автора