Два красноярца лишились в ДТП ног и отсудили у дорожников пожизненную компенсацию: 10 697 и 5368 руб. в месяц. Ноги истцу и его другу-водителю отрубило железное ограждение на трассе. Вечером в дождь их машина шла по трассе со скоростью около 80 км/ч и едва не сбила двух подвыпивших пешеходов. Чтобы избежать аварии, водитель резко вывернул руль и влетел в ограждение. В итоге истцу удалось доказать, что всему виной неисправное ограждение: не выдержало нагрузки и по сути превратилось в топор. Однако запрошенные ежемесячные выплаты за увечье суд снизил в несколько раз.
Два красноярца отсудили у дорожников пожизненную компенсацию, лишившись ног при наезде на дорожное ограждение, сообщила 10 сентября пресс-служба Красноярского краевого суда.
Авария произошла вечером 6 октября 2009 года на трассе под Ачинском, гласят материалы дела. В дождь по мокрой трассе со скоростью около 80 км/ч в Suzuki Aerio ехали двое мужчин. Там же в попутном направлении шли два пешехода — мужчина и женщина. Позднее они показали: выпивали на даче, шли домой и, обходя лужи, выходили на проезжую часть. Иномарка поравнялась с людьми в 23:10.
Согласно показаниям водителя, на несколько секунд его слепят фары встречного грузовика, потом он внезапно видит перед машиной людей. Водитель экстренно тормозит и одновременно пытается объехать пешеходов. Управление машиной теряется, «Сузуки» юзом вылетает на встречную полосу и таранит отбойник.
После аварии пострадавшие рассказывали журналистам: водитель потерял сознание, его пассажир перетянул одну культю шнурком от штанов, а поток крови из второй останавливал руками. По словам мужчин, пьяные пешеходы пытались тормозить попутки, но никто из водителей помочь не спешил, лишь обещали вызвать «скорую».
В 2012 году оба мужчины подали иски к Федеральному управлению автомобильных дорог «Байкал», которое обслуживает эту магистраль.
Водитель — до аварии проектировщик строительной компании — с учетом прежнего заработка требовал от дорожников выплачивать ему 37 632 руб. в месяц, 10 млн руб. в виде компенсации морального вреда и еще 1 млн утраченного заработка с момента аварии до получения и инвалидности. Его пассажир — на момент аварии супервайзер — требовал с дорожников 23 340 руб. каждый в месяц, 5 млн руб. моральной компенсации и 1,1 млн руб. за заработок. «Байкалуправтодор» с претензиями не соглашался, заявляя: ограждение монтировали до того, как предприятие стало отвечать за трассу.
В итоге тяжба продлилась около 2 лет, и вина была распределена между всеми сторонами конфликта: 25 % вины за выход на трассу возложили на пешеходов, 25 % — на водителя, 50 % — на дорожников.
Суд решил, что водитель разогнался настолько, что не мог быстро скинуть скорость перед людьми, на дорожников возложили вину за неправильный монтаж ограждения, отчего оно и рассыпалось. Железные балки должны крепиться стойками через каждые 2,5 м, а на участке аварии их скрепили на расстоянии 4 м.
В итоге размер выплат сократился в разы: 829,3 тыс. руб. за моральный ущерб и утраченный заработок плюс 10 697 руб. ежемесячно дорожники должны выплачивать водителю, 689,3 тыс. руб. и 5368 ежемесячно — пассажиру. Как поясняется в судебном решении, суммы были назначены исходя из степени вины дорожников и степени потери трудоспособности — на 70 % после лечения. Кроме того, сведения о доходах одного из истцов были пересмотрены.
Обе стороны спора решением остались недовольны. Потерпевшие пытались в краевом суде увеличить размер выплат, а дорожники — их отменить. Суд оставил решение без изменений.
Претензии за разбитые на плохих дорогах машины поступают в краевые суды с пугающей регулярностью. Только в краевом суде с начала года было рассмотрено 12 апелляций по спорам водителей и дорожников. География жалоб обширна — практически все районы Красноярска, Минусинск, Лесосибирск… Последний случай получил огласку 10 сентября. Владельцу Mitsubishi Lancer удалось отсудить у дорожников около 300 тыс. руб.: на дороге Уяр – Заозерный его супруга заехала в яму шириной 1,5 м и улетела в кювет.
Половина водительских претензий к дорожникам связана с возмещением вреда здоровью, оставленному на трассе из-за плохого состояния дорог,
делится наблюдением автоюрист компании «Профессор» Виталий Тушков. Размеры же выплат разнятся —в зависимости от полученных увечий и от повреждений машины. Успеху дела, по его словам, будет способствовать правильно выбранная система доказательств. Юрист настоятельно рекомендует не покидать место аварии, а незамедлительно вызывать сотрудников ГИБДД и требовать у них осмотра участка. К протоколу полиции обязательно приложить фотографии поврежденного участка дороги и своей машины, заказать автотехническую экспертизу.
Однако если водитель или пассажиры не пострадали, то надеяться можно лишь на компенсацию ремонта, испорченного авто. «Если здоровью ущерб не причинен, то о компенсации морального вреда можно забыть. Как правило, суды ограничиваются 2–5 тыс. руб.», — отмечает специалист.
Антон Понарин
Фото thinkstockphotos.com