Закрытие развязки у правобережного гипермаркета «О'Кей» привело к неожиданным результатам. 26 апреля сооружения были закрыты из-за угрозы аварий и заторов, а уже через несколько дней водители начали жаловаться на пробки, появившиеся на съезде с моста. Автолюбители выкладывают фото дорожных ситуаций «до и после» перекрытия, но ГИБДД и ученые непреклонны: развязка была опасна, ее закрытие снизило аварийность. Авторы скандальной развязки предрекают же расползание пробок по правобережью из-за перекрытой дороги и уверяют в ее безопасности. Единственное, в чем сходятся и те, и другие: альтернатив самовольному сооружению нет.
29 апреля департамент городского хозяйства распорядился заблокировать движение по развязке у гипермаркета «О'Кей» на правобережье. Как пояснила автору мотивы решения представитель ведомства Ольга Дегтярева, развязка была возведена без разрешения, с нарушением ГОСТов и стандартов.
Первые претензии были высказаны еще в конце прошлого года: департамент городского хозяйства объявил, что строится она незаконно, без разрешительных документов. В конце декабря гипермаркет открылся, а водители получили две новые дороги. Одна из них, в форме узкого съезда с Октябрьского моста, вела к центральному входу гипермаркета, вторая, в виде крюка, позволяла повернуть со старого съезда на ул. Крайнюю.
подтвердил НГС.НОВОСТИ координатор красноярского отделения «Федерации автовладельцев России» Егор Фролов. На форуме 24auto.ru автор отыскал и любопытное подтверждение — кадры с камер наружного наблюдения, сделанные до сноса развязки и после в одно и то же время (18:30). Судя ним, сразу же после закрытия элементов развязки водители стали выстраиваться в очереди при съезде с моста.
«Когда был [еще один] съезд с моста — было проще. Видел впереди 5–6 машин — спокойно уходил на него и выезжал через парковку «О'Кей». Сейчас все машины или идут по Мичурина, или сворачивают на единственном съезде и доходят до заправки «Фортуна» (на Сибирском переулке. — А.П.). Там кто-то пытается со среднего ряда повернуть, кто-то с крайне правого — всё встает в пробку», — рассказал автору автомобилист Сергей, регулярно проезжающий этот участок. За 4 месяца поездок мужчина не ощутил никакой опасности от развязки и видел лишь одно ДТП: «Просто девушка дернулась резко и бампером машину зацепила».
Противники же развязки продолжают настаивать на опасности сооружения. Как сообщила автору представитель городской ГИБДД Виктория Шабанова, с января по апрель на развязке у «О'Кей» было зарегистрировано 15 аварий, а с момента закрытия аварийность исчезла. Появление пробок г-жа Шабанова опровергла, сославшись на дежурного сотрудника, который во время объезда территории пробок у гипермаркета не наблюдал.
Длинный список претензий к развязке высказал преподаватель кафедры транспорта СФУ Виктор Борисов — автор исследования, по итогам которого ГИБДД назвала развязку опасной.
По мысли ученого, основную опасность таит поворот на ул. Крайнюю, который ведет в тоннель в опорах Октябрьского моста. «Спуск развязки на ул. Крайнюю имеет приличный уклон и слишком крутой радиус поворота. На мосту развивается скорость до 90 км/ч. Если водитель зазевался и при движении по спуску не скинул скорость — можно не войти в поворот и получить боковой удар от машин, идущих по Крайней», — говорит г-н Борисов. В исследовании ученого отмечается, что уклон в этом месте достигает 15°.
Согласившись с запретом развязки, транспортник в появлении пробок обвинил самих водителей: «У нас 90 % водителей даже знаков не знают, каждый ездит интересно, по каким-то своим правилам. На участке, например, нужно ехать 60, а едут — до 80, а потом еще и выходят на встречную».
Согласно материалам Стройнадзора, развязку возвел застройщик «О'Кей» — компания «Макстрой». Специалист по транспортному планированию «Красноярскгражданпроект» Максим Силкин утверждает, что, желая разгрузить съезд с моста, компания заказала его коллегам разработку нескольких вариантов развязок. Данные исследования СФУ об опасности построенной развязки г-н Силкин отметает, ссылаясь на то, что в нем нет конкретных цифр, например замера угла поворотов развязки.
Теперешнее же появление пробок у Октябрьского моста эксперт считает вполне закономерным:
«Закрыт альтернативный вариант движения с моста. Водители, которые двигались в сторону «Спутника», съезжая по этой развязке, снижали нагрузку на ул. Московскую, Корнетова, Семафорную. Теперь этот вариант исчез, водители устремились на эти улицы, пробки начинают растекаться».
Никаких других способов возвести развязку на данном участке Максим Силкин не видит: участок плотно зажат существующей застройкой, для строительства многоуровневой развязки потребуется либо вынос за черту города нефтебазы по соседству, либо снос нескольких пятиэтажек. Последнее, по его подсчетам, обойдется бюджету в 600 млн руб., тогда как строительство запрещенной развязки застройщику — в 60–70 млн руб.
Любопытно, но с мнением о невозможности построить у Октябрьского моста качественно другую развязку согласен и ее противник Виктор Борисов: в его исследовании предлагается лишь увеличить радиус поворота развязки на ул. Крайней и уменьшить уклон.
Появится ли возле гипермаркета «О'Кей» другая развязка или пробки, по прогнозу Силкина, продолжат расползаться по правому берегу, остается загадкой. В пресс-службе Стройнадзора автору заявили, что несколько недель назад Госэкспертиза утвердила проект построенной и уже запрещенной развязки, однако разрешение на строительство от мэрии по-прежнему отсутствует.
Антон Понарин
Фото автора (1, 2), схема справочника 2ГИС (3)