Впервые за последние десятилетия появился прямой рейс из Красноярска в Алма-Ату
С начала июня впервые за последние десятилетия стали летать прямые рейсы из Красноярска в Алма-Ату. Мы совершили путешествие, чтобы сравнить два города. По-своему они похожи: население Алма-Аты 1,8 млн человек, против красноярских 1,1 млн жителей, город также страдает от постоянного смога и уже пережил зимнюю Универсиаду-2017, тогда как у нас до нее осталось чуть более полугода.
Алма-Ата был столицей Казахстана до 1997 года. И до недавнего времени — единственным городом-миллионником Казахстана.
Перелеты по расписанию стоят на два дня в неделю —
воскресенье и четверг. Обратные вылеты из Алма-Аты в Красноярск — каждую пятницу
и понедельник, время в пути составляет 2 часа 40 минут. Стоимость перелета в одну
сторону, согласно сайту перевозчика авиакомпании «Ангара», варьируется от 12 до 14 тысяч рублей.
Что поражает в городе в первую очередь, так это обилие деревьев. Деревья всюду, они же скрывают все провода
и наличие автоматов для выдачи кредитов «до зарплаты», вместо уже надоевших в Красноярске на каждом углу точек.
Пешеходные переходы в зоне «золотого квадрата» центра Алма-Аты. Светофор горит для пешеходов ровно столько же времени, сколько дается и автомобилям для проезда.
На улицах сделаны велосипедные дорожки. Где-то они идут параллельно автомагистралям, где-то — обустроены на полосе рядом с машинами.
Велосипедистов здесь очень любят — дорожки проложены и по многочисленным паркам.
Точки велопроката по всему городу. Сделано так, что возможно взять в одном месте, а сдать — в другом. Всё автоматизировано. Первые 30 минут пользования
— бесплатно, на час — 20 рублей, на день — 100 рублей, абонемент на год — 20 тысяч рублей. При пользовании оставляется залог во время получения магнитной карты.
Есть приписка для самых хитрых: «Помните, что, возвращая велосипед каждые 30 минут на станцию,
вы катаетесь абсолютно бесплатно».
В отличии от Красноярска, здесь вполне работоспособна система платных парковок. Стоимость часа — примерно 20 рублей в час. За неоплату
штраф около 1300 рублей.
Штрафы для водителей «драконовские». По городу развешены множество камер, фиксирующих скорость, непристёгнутый ремень, разговоры по телефону. Штрафы — от 2,4 тысяч рублей. Также, как и в России, есть послабления — за досрочную оплату сумма снижается вдвое.
При этом пробок не меньше, чем в Красноярске. Транспорт называют главной проблемой загрязненности воздуха и «черного неба» над городом. На него приходится, по последним данным, 80% загрязнения.
Вот так выглядит Алма-Ата с канатной дороги комплекса Кок-Тобе (что-то сродни «Бобрового лога»,
если проводить аналогию с Красноярском). в нем расположен зоопарк, колесо обозрения,
аттракционы. Там же стоит телебашня, которая вещает на весь город и пригород.
Соседство с последней посетителей комплекса не смущает.
Сами жители связывают плохую экологию с тем, что город стоит в низине и из-за
застройки плохо продувается, а также двумя угольными ТЭЦ. С последними уже борются, весь частный сектор переведен на газ. Красноярску газификация в ближайшем будущем не светит.
Как и метро. Его в Алма-Ате запустили в 2011 году.
Пока оно насчитывает 9 станций на одной линии.
В целом город производит впечатление очень чистого. В
центре мы мусора не нашли, как не старались.
Работает много дворников, улицы моет спецтехника.
Улица Панфилова. Раньше была проездной, сейчас пешеходная.
На ней организованы зоны для детей с площадками. Машина может проехать по улице
по узкой дороге, уложенной брусчаткой. И только к определенным зданиям.
Разогнаться на авто там нельзя из-за особенностей того, как выстроен путь.
Спортивные площадки вообще стоят у каждого парка и рядом с дорогой.
1,5 км пешеходной зоны улицы вечерами превращается в большой Арбат — на прогулку выходят туристы, вечером возле кафе появляются столики. Днем они популярностью не пользуются из-за жары.
Цены примерно как в красноярских ресторанах. Манты — 50 рублей за штуку. Во время путешествия здесь сложно остаться голодным, большинство блюд представляют собой различные вариации мяса с тестом.
Вообще для туристов приспособлено всё. Составлены программы. Это, к примеру, список мест, которые можно посетить за три дня пребывания в городе. Так называемый «маршрут выходного дня».
Высокогорным спорткомплексом «Медео», который показывают туристам, в городе особо гордятся. Лед на нем заливается из горной воды. Более 100 мировых рекордов было на нем установлено. Там же проходили соревнования
Универсиады.
Поднимаемся выше от «Медео» и оказываемся на туристической
точке. Горнолыжный комплекс «Чимбулак» с домиками-отелями. Подъем туда-обратно — 500
рублей.
Туристам советуем побывать и в Чарынском каньоне. Американец
Джен Чай приехал его оценить. Говорит,
что это очень похоже на американский Гранд-Каньон, но меньше «раз в 10» его по
размерам.
В конце — экопарк, где можно остановиться и пожить в юртах или бунгало.
В самом городе аренда благоустроенной двушки — около 20 тысяч рублей. Это здание нам отдаленно напомнило формами ЖК «Эдельвейс» на Киренского.
В целом преобладают новостройки, но достаточно много жилья 50-70 годов. Появляются и современные бизнес-центры, в которых сдаются апартаменты.
Трамплин строился под Универсиаду и сейчас используется под соревнования. Вообще после Универсиады её наследие используется, а не простаивает. Так,
деревню, где жили спортсмены, распродали как социальное жилье.
На игры только из республиканского бюджета город получил 22 млрд рублей. На подготовку и организацию проведения Универсиады было затрачено 3 млрд рублей.
В городе создали безбарьерную среду — бордюры занижены там где нужно, а одним из самых распространенных видов транспорта, конечно, помимо велосипедов, являются электрические самокаты.
За год до Универсиады в Алма-Ате была такая же борьба с ларьками, как развернулась сейчас в Красноярске. Но ларьки снесли и город, как сейчас уже признают сами жители, стал лучше.
Дороги, кстати, в Казахстане делают из бетона. По словам местных водителей, таких уже больше 2000 км по республике. Служат намного дольше, ремонтируются проще. Вибрации и
стыков не ощущается, хотя плиты по 3-5 метров. Их стыкуют очень ровно и близко друг к другу. Цена бензина — около 30 рублей за литр АИ-92.
Вернемся в город. По последним данным, в нем столько же фонтанов, сколько и в Красноярске — 120, половина из них в муниципальной собственности. Каждый год в конце весны в городе отмечается праздник —
«День фонтанов».
Даже самый, кажущийся днем невзрачным, фонтан оживает из-за подсветки.
Вообще, красочной подсветкой избалованы множество зданий. Это, к примеру, здание 4-звездной гостиницы «Алматы». Цена проживания за сутки —
от 3200 рублей.
Само ощущение от освещения в городе приятное. И ненавязчивое.
Так оформлена подсветка Казахского Государственного театра оперы и балета им. Абая.
Систему велопроката и велодорожек
Подсветку зданий и фонтанов
За организацию поездки и возможность сравнить города благодарим пресс-службу аэропорта «Красноярск», министерство туризма республики Казахстан и информационный центр Visit Almaty. Артём Ленц Фото: автора Новости, мемы и горячие споры —
в нашей группе «ВКонтакте» . Новости и фото отправляйте 8–999–315–05–05 (WhatsApp, Viber , SMS)