В далекие 50-е в Америке домохозяйки совершали интеллектуальные подвиги, осваивая каталоги косметической продукции — прочитать и заказать помаду на дом было очень модным и ультрасовременным занятием. Прошли десятилетия, способ прямых продаж уже не нов, но все еще очень популярен. И, несмотря на массовое распространение, недоверие к подобной косметике не убавляется — почему все-таки она не продается в магазинах? Что скрывают каталоги, узнавала корреспондент SHE.
Пионером прямых продаж — то есть непосредственного контакта распространителя и покупателя — была компания Avon. Созданная в 1886 году не в Англии, как можно решить из названия, а в США, фирма первое время предлагала только пять видов духов. Сейчас, как мы можем наблюдать, каталог Avon можно найти в самых дальних уголках Земли. В России первыми компаниями, предлагающими косметику методом прямых продаж, стали «Мирра» и «Фаберлик», сейчас они тоже весьма популярны.
Метод прямых продаж подразумевает отсутствие посредников — магазинов, аптек, прочих торговых точек. Преимущество прямых продаж, по версии одного из сотрудников компании Oriflame, в том, что такой подход выгоден как для производителя, так и для потребителя: отсутствует магазинная наценка, кроме того, для покупателя это удобнее тем, что товар привозят прямо к нему домой или в офис — не нужно идти в магазин.
Человеческий фактор
С тем, что основная цель распространения через сеть — это выгода, согласен и директор Научного косметологического общества Анатолий Децина: «Для того чтобы выставить продукцию в магазинах или аптеках, нужно заплатить суммы, которые многим малым предприятиям не под силу.
И именно из-за лжи и преувеличений возникает негативное отношение к марке, и это отношение объективно. «Чтобы продать во что бы то ни стало товар, консультанты обещают чудеса: полное избавление от морщин за неделю и прочие выдумки, — продолжает разоблачение Анатолий Децина. — Люди, не получив обещанного, разочаровываются в продукции и по сарафанному радио передают свое возмущение. Именно из-за разочарования покупателей такие компании, как, например, «Гербалайф», «Нью-лайф», сейчас уже мало кого интересуют, хотя было время, когда их слава гремела».
Те фирмы, консультанты которых более адекватно подходят к распространению, не обещая чудес, а просто предлагая купить косметику, держатся на рынке дольше. На самом деле, по словам директора Научного косметологического общества, косметика, продаваемая по каталогам, и косметика, стоящая на полках в магазине, имеет при схожей цене примерно равное качество. «Хотя серьезных критериев оценки эффективности в нашей стране нет, так же как и строгого контроля состава продукции», — сетует Анатолий Децина.
Получается, если не ждать чудес и поэтому не разочаровываться, то заказывать косметику на дом можно. Понятен скепсис женщин, доверяющих только магазинам, а еще лучше аптекам — хотя последнее просто рекламный ход. Но с другой стороны баррикад есть достаточно большое количество дам, любящих каталоги. Что их привлекает?
Мед и деготь
Разглядывать каталог приятно — косметика представлена очень аппетитно, на каждой странице разыгрываются какие-нибудь сюжеты, так что просмотр рекламной продукции женщинами запросто может восприниматься как чтение глянцевого журнала. И бонусом к этому удовольствию идет то, что ты можешь поучаствовать в этой глянцевой жизни, приобрести средство, благодаря которому сияющие молодые девушки, улыбающиеся со страниц, стали такими красивыми.
Неприятных моментов в таком времяпровождении несколько. Во-первых, девушек красивыми сделал, скорее всего, Photoshop, а не крем, но эту хитрость большинство людей постепенно осознало.
Во-вторых, баночки на страницах часто представлены большего, чем в реальности, размера. А ведь на массу содержимого, указанную мелким курсивом, обращают внимание далеко не все.
И когда вожделенный крем, карандашик или пудра оказывается руках, то понимаешь, что скидочная, привлекательная цена оказалась не так уж и мала за эти объемы. Совет консультантов: внимательно смотрите на описание товара, в том числе — объем.
Еще одна обманка — цены указанные таким образом: 99 рублей 99 копеек. В реальности при округлении получается 100, но, видя цифру девять, люди обычно представляют цену как 90. Опять небольшая, но ложь. Хотя подобным, признаемся, не брезгуют и в магазинах.
Еще один большой минус: несовпадение цветов декоративной косметики — помад, теней — на страницах каталогов и в реальности. Но в этом случае добросовестные консультанты советуют обращать внимание на пробники, стоящие 5–10 рублей. Однако в каталоге о них обычно ни слова, а большинство распространителей неохотно признаются в наличии дешевого товара, когда есть возможность продать дорогой.
При обсуждении этой темы на форуме НГС девушки сходились на том, что косметика по каталогам хороша в студенчестве, с возрастом люди переходят на более дорогие препараты, да и заказывать становиться как-то зазорно. Хотя в качестве развлечения кто-то может себе позволить побаловаться заказом. Есть в этом ощущение сюрприза. Но случается, что не только приятного.
Ольга Семенова
Фото gettyimages.com