Каково это — жить возле кладбища? Наверное, совсем впечатлительные красноярцы никогда бы не купили квартиру или дачу у погоста. Тем не менее люди селятся у погостов. Мы решили спросить, почему они делают такой выбор, и отправились в Солнечный, который построен за самым большим местом захоронения в стране — Бадалыком, и в частные дома возле Николаевского кладбища, где первые могилы появились в начале ХХ века.
«Так они спокойные, что нам их пугаться»
Если смотреть на Николаевское кладбище с высоты птичьего полета, то кажется, что это зеленая прогулочная зона со взрослыми деревьями. На самом деле погост тут заложили в 1907 году. Он, конечно, не самый старый в Красноярске. Территория в 10 га разбита на 5 секторов. Тут же стоит Свято-Никольский храм, переживший все привычные тяготы в советские времена.
Кладбище закрыли в 1968 году, однако и сейчас здесь иногда хоронят людей — возле могил их родственников. В 70-е годы здесь создавали мемориал японским пленным, туда перевезли их останки из многих окрестных деревень.
По сей день тут можно найти множество заброшенных захоронений. Старые оградки покрылись ржавчиной и плесенью, а кресты не видно из-за огромных деревьев и травы, которые выросли внутри могилок. У этого памятника «борцам за установление советской власти» кто-то явно отрезал металлические цепи и, вероятно, сдал в металлолом.
Вся территория Николаевского кладбища покрыта дорожками, по которым жители окрестных домов ходят на дачи и домой, на проспект Свободный.
Ближайший высотный дом расположен метрах в 300 от кладбища, на Киренского, 67. Зимой с верхних этажей явно можно разглядеть могилы.
Тех, кто редко бывает в этих местах, очень удивляет такое соседство. Например, красноярка Ольга, подрабатывающая курьером, очень впечатлилась: «Дома и автосервис находятся прямо в шаге от кладбища! Как они там живут? Брр». А вот местные, судя по всему, привыкли и шарахаются больше от незнакомцев — таких, например, как наши журналисты.
Один из местных жителей, открывших дверь, на вопрос, не пугает ли такое соседство, отвечает:
— Так они спокойные, что нам их пугаться. Да и мы старые уже, сами скоро там будем. На Родительский день, да, много народу приезжает. Вандалов, попрошаек нет, как раньше. Раньше лазили по участкам и всё такое, а сейчас вроде жизнь наладилась. Мы взяли дом в 1997 году, а постройки тут с 50-х годов. Больше тут все приходящие, но выше по улице есть дома, где живут круглогодично.
— Я здесь не живу, только приезжаю на дачу — от тетки досталась. Соседство не смущает, скоро туда самому. Надо привыкать. Домой напрямик бегаю через него, на Свободный. Жена вот вечером боится по темноте ходить, — рассказывает другой встреченный нами дачник Михаил.
Бадалык наступает на Солнечный. А Солнечный — на Бадалык
А это уже Солнечный и вид на новую стройплощадку компании «Альфа» в 7-м микрорайоне. Пока что она самая близкая к кладбищу на Бадалыке (оно сейчас тоже похоже больше на зеленую зону, могил летом не видно). И тут бдительный читатель нас может упрекнуть и сказать, что мы притягиваем ситуацию за уши. Но представьте: по генплану города, рассчитанному до 2035 года, все поля от нынешней высотной застройки и деревни Нанжуль — это будущая многоэтажная застройка. И тогда окна новоселов, вероятно, будут смотреть на могилы.
Опрошенные нами риелторы говорят, что в ситуации с Солнечным близость к кладбищу при выборе жилья никого не волнует. Во-первых, не со всех точек оно просматривается, во-вторых, первоочередной будет цена, а в микрорайоне она всегда была ниже, чем в более престижных районах. Плюс здесь довольно развития инфраструктура.
Но нет-нет, да в комментариях у нас на сайте проскочат переживания читателей, что кладбище расширяется и подходит всё ближе к тому недостроенному ЖК «Ярослав» на проспекте 60 лет Образования СССР.
Кладбище Бадалык открыли в 1970-х годах. Спустя несколько лет красноярский писатель Виктор Астафьев писал, что оно так быстро осваивается, что он с трудом нашел могилу своей бабушки:
«Чтобы могилы не потерялись, я попросил поставить на них оградки. Но время, неумолимое время идет, всё меняется, и на кладбище Бадалык тоже. Бабушка и Николай когда-то "открывали" это кладбище, и в прошлом году я уже с большим трудом нашел могилу бабушки, а могилу Николая Павловича не нашел. Надо было много бродить по густонаселенному кладбищу, где в старой его части уже захоронения делаются на прежние могилы, ходить я много не могу, вот и потерял еще одну могилу», — сетовал писатель.
Сейчас территория насчитывает 245 га и постоянно прирастает новыми участками.
Жители Солнечного, где первоначально получали квартиры от завода «Крастяжмаш», говорят, что привыкли к странному соседству. Так же, как и к городской свалке, что расположена через дорогу от кладбища.
— Я живу в доме на Микуцкого, 2, где находится стоматология, уже около 30 лет, — рассказывает местная жительница Юлия. — Квартиру получали мои родители. В 1990-м году папу убили, похоронили его в секторе № 23 на самой вершине горы. Я плохо помню его, но хорошо запомнила мамин рассказ: она уверяла, что из окна нашей квартиры на 8-м этаже раньше было видно его голубую оградку и как она блестит на солнце. Но мне кажется, что ей больше хотелось так думать. С годами перед окнами вырос новый дом, но кладбище зимой также можно рассмотреть.
Впрочем, жителям Красноярска явно повезло больше тех, кто живет в доме № 163 по Московскому проспекту в Ярославле. От него до старинного погоста — меньше 20 метров. Истории владельцев квартир можно найти по ссылке.
А вы бы купили жилье возле кладбища?