До выборов губернатора Красноярского края осталось около двух недель. NGS24.RU решил поговорить с красноярским политическим аналитиком Александром Чернявским и поинтересоваться о том, кто из министров правительства края после выборов может оказаться без портфеля — и работы. А также о том, может ли новый губернатор предложить кому-то из оппозиции войти в новое правительство и нависнет ли над мэром Красноярска Владиславом Логиновым угроза отставки после выборов нового главы края.
— В случае возможной победы врио губернатора края Михаила Котюкова на предстоящих выборах главы региона, как вы видите его кадровую политику?
— Котюков уже несколько раз анонсировал определенные кадровые решения. Наиболее громко это прозвучало на июньской сессии заксобрания, высказывался он на эту тему и на встречах с жителями городов и районов. Во-первых, насколько могут быть масштабными перемены? А во-вторых — кто все-таки может прийти на смену нынешним чиновникам?
Что касается принципов кадровой политики, первое, о чем нужно говорить, это о наличии кадрового ресурса у самого Котюкова. Есть ли у него управленцы, которых он может привести в Серый дом? Пока это вещь достаточно загадочная. За четыре месяца мы пока никого нового не увидели. Подозреваю, что скамейка запасных у него короткая. Думаю, что точно в такой же ситуации сегодня находятся многие начальники. Потому что управленцев высокого класса в России не хватает. Красноярский край в этом плане не исключение.
Думаю, что стопроцентной ротации не будет точно. В силу того же кадрового дефицита. Котюков на той же июньской сессии ЗС сказал, что дает возможность проявить себя всем чиновникам. Назовем это испытательным сроком.
Интересно, что никто из нынешней команды Серого дома кроме Лапшина заявление об отставке не написал. Все продолжают работать, как ни в чем не бывало. Наверное, надеются в команде Котюкова закрепиться.
Какие критерии будут для Котюкова важны, когда он все-таки будет формировать новое правительство и свою администрацию после 10 сентября? Можно выделить несколько критериев. Первое — эффективность на своем посту. Критерий немного размыт, хотя есть, безусловно, система KPI, которая позволяет определить, насколько эффективен тот или иной министр, чиновник и так далее. Я думаю, в этом KPI очень важным будет показатель, как складываются взаимоотношения того или иного чиновника или министра со своими федеральными визави. Причем это касается как правительства, так и администрации.
У нас достаточно все унифицировано, и то, что мы видим на федеральном уровне, во многом проецируется на уровень управления регионом. В этом смысле показательны визиты федеральных начальников, которые мы видели на протяжении последних двух месяцев. Я такого вообще не припомню, чтобы за столь короткое время было так много VIP-персон в Красноярском крае. Думаю, это не только связано с тем, что сейчас идет предвыборная кампания. Полагаю, что есть и прагматический задел, который Котюков делает уже на свою будущую работу. Думаю, что он внимательно наблюдает, как тот или иной министр, федеральный вице-премьер реагирует на своих коллег в Красноярском крае и делает соответствующие выводы. Это — важный критерий.
Стоит выделить два направления, которые, как декларирует Михаил Котюков, важны для него при оценке работы подчиненных. Первый — информационная открытость. Но как объективно можно оценить, открытый для общества чиновник или нет? Сколько провел встреч, приемов граждан, выступил в СМИ и так далее? Возможно, есть какие-то критерии.
Вторая тема — тоже любопытная. Хотя, скорее, это реанимация того, что было еще при Хлопонине. Это закрепление за министрами и чиновниками из администрации губернатора кураторства над территориями, разными муниципалитетами. Я думаю, этот показатель тоже в какой-то степени будет учитываться.
Это общие принципы выстраивания Михаилом Котюковым своей кадровой политики. Думаю, что есть еще третий, информационно-политический момент. Свою роль будут играть те или иные негативные бэкграунды по отдельным персонажам в правительстве или в администрации. Не думаю, что сильно Котюков будет идти на поводу призывов разного рода оппозиционеров и политологов избавиться от уссовского наследия. Полагаю, он все-таки будет более прагматичными соображениями руководствоваться.
Понятно, что ключевая фигура в администрации губернатора — Сергей Пономаренко. Тут ситуация своеобразная. Дело в том, что он работает на этом посту с 2012 года. Должность обоюдоострая, немало у него недругов за эти годы накопилось, поэтому и призывы звучат к врио губернатора поменять куратора внутриполитического блока. Об этом много судачили еще во времена Толоконского. Но можно по-разному к Пономаренко относиться, но как управленец и администратор он, безусловно, эффективен. Те задачи, которые ставят перед ним администрация президента и те губернаторы (при которых он работал. — Прим. ред.), он в целом решает достаточно успешно.
Что касается его возможной карьеры… Есть очень серьезный федеральный фактор. Мы уже, фактически, находимся на старте предвыборной кампании президента. Эти выборы состоятся в марте 2024 года. И если теоретически предположить, что Пономаренко уходит, скажу честно, я в Красноярском крае замены ему равноценной не вижу точно. Разве что кого-то пришлют из администрации президента. Как правило, по первым замам, то есть по председателю правительства и руководителю администрации губернатора, когда по ним кадровые решения принимают губернаторы, вне зависимости от региона, учитывается мнение и Кремля.
Увольнять Пономаренко до марта 2024 года — это рисковать результатом президентской кампании. Если Котюков пойдет на такой риск, то я сильно удивлюсь. Понятно, что в основном все люди, которые сейчас возглавляют отделы, управления в администрации губернатора, они все подобраны и согласованы Сергеем Александровичем. Вряд ли в администрации могут быть какие-то очень серьезные изменения, если Пономаренко остается на своем посту. Какие-то точечные — может быть, и то, достаточно маловероятно, во всяком случае, нынешней осенью.
Что касается правительства — то здесь ситуация сложнее. Во-первых, у Котюкова уже какое-то мнение сложилось по членам кабинета правительства. Но здесь, я думаю, ключевой вопрос — останется ли Сергей Верещагин на посту главы правительства. Потому что не только губернатору работать с кабинетом министров, но и премьер-министру. Я думаю, что позиции Верещагина не выглядят незыблемыми. Мне он еще весной казался фигурой временной. Не скажу, что у Верещагина нулевые шансы остаться на посту, но пока нет ощущения, что он незыблемая глыба. Здесь, возможно, даже есть лично-психологический фактор, насколько ему вообще комфортно быть в должности премьер-министра краевого правительства? Если посмотреть на медийную картинку за последние четыре месяца, то Верещагин упоминался исключительно в событийно-рабочих поводах. Мне кажется, он вполне себя комфортно чувствовал в команде Усса на должности вице-премьера, курируя внешнеэкономические, инвестиционные и прочие проекты. В этом смысле не исключаю, что он может просто вернуться туда, где он был раньше.
Поэтому имеет смысл обсуждать несколько кандидатур, которые могли бы его заменить.
Это Эдхам Акбулатов. Его связывают с Котюковым не просто какие-то рабочие, но и хорошие личные отношения еще со времен работы в правительстве, когда Акбулатов его возглавлял при Хлопонине.
Думаю, имеет смысл в нынешней команде посмотреть на Владимира Бахаря, вице-премьера и министра финансов. По моей оценке, это наиболее эффективный вице-премьер и очень квалифицированный чиновник, который благодаря именно специфике своей финансовой работы отлично осведомлен, что, где и как в правительстве. В этом смысле не нужно тратить время на вхождение в курс дел.
Некоторые телеграм-каналы вбрасывают информацию по поводу премьерства Сергея Кузьмина. Он мало кому известен в Красноярске, хотя вообще родился здесь. Он, когда Котюков работал в федеральном агентстве научных организаций (ФАНО), в Министерстве науки, был его правой рукой. Судя по всему, Михаил Михайлович ему доверяет, а это очень важный фактор. Речь идет о ключевой должности, и я не исключаю, что Кузьмин может в Красноярске осенью появиться.
Что касается отдельных членов нынешнего правительства, то есть несколько кандидатур, которые точно находятся в зоне риска. Это, в первую очередь, министр экологии Павел Борзых и министр здравоохранения Борис Немик. Вокруг них — очень негативный информационно-политический фактор. Острота проблем в здравоохранении и в экологии требует, чтобы там что-то поменялось. А так как быстро ничего в этих сферах поменяться не может, то начать надо хотя бы с кадровых перемен. Более того, про Немика я еще в мае от информированных людей слышал, что, вроде бы, готовы были его уже тогда поменять, но якобы не нашлось желающих на его место.
Есть в правительстве «серая зона». Это — министры, про чьи шансы уцелеть в правительстве говорить сложно. Они особо не отсвечивают, на них накатов каких-то информационных нет. Думаю, что во многом их судьба будет решаться исходя из каких-то номенклатурных критериев эффективности.
При этом есть группа людей в правительстве, которые, на мой взгляд, должны остаться в силу даже своего профессионализма. Это министр финансов Владимир Бахарь. Или, например, Ирина Пастухова, министр социальной политики. Провалов на этих направлениях не было. Не будем забывать, что и Пастухова и Бахарь — финансисты. Михаил Михайлович тоже был министром финансов края. Разговаривает он с этими людьми на одном языке. И в этом смысле их менять какого-то резона я особо не вижу.
— Может ли победа Котюкова на выборах губернатора каким-то образом повлиять на политическую судьбу мэра Красноярска Владислава Логинова?
— По будущему Логинова — сложный вопрос. Подозреваю, что Логинов познакомился с ним, когда Котюков прилетел в Красноярск для вступления в должность врио губернатора края. Но зная лично Владислава Анатольевича, мне кажется, что он человек системный и вполне может адаптироваться к любому вышестоящему начальнику, в том числе и к Котюкову.
Думаю, опять же, есть два критерия. Есть критерий в виде результата, который покажет «Единая Россия» на выборах в горсовет Красноярска. Если покажет плохой — минус достаточно жирный в послужном списке Логинова может появиться. А есть аспект хозяйственный, и здесь у градоначальника все более-менее под контролем. В этом смысле, Логинов точно не самый худший мэр.
Поменять-то можно, но только на кого? Так просто этого не сделаешь. Все-таки у нас город-миллионник, и здесь речь идет о потере управляемости на несколько месяцев в случае, если какой-то новый человек приходит на должность главы города.
— Видите ли вы возможность приглашения представителей оппозиции — в первую очередь КПРФ и ЛДПР — в состав нового кабинета правительства Михаила Котюкова?
— Думаю, это маловероятный сценарий по ряду причин. Я пока в оппозиционных партиях не вижу выдающихся управленцев, которые улучшат работу правительства. Единственное — я бы на месте Котюкова предложил бы Ирине Ивановой возглавить краевое Министерство здравоохранения с учетом тех атак на Немика, которые она предпринимает. Иванова — человек, безусловно, неравнодушный и принципиальный. Пусть попробует исправить ситуацию в этой, безусловно, проблемной сфере.
В политической практике оппозицию приглашают войти в правительство в экстремальных ситуациях. Самый яркий пример — президентские выборы 1996 года. Тогда было непонятно, на чьей стороне чаша весов — Ельцина или Зюганова. Исход выборов тогда зависел от «золотой акции», которая была у Александра Ивановича Лебедя. Ему предложили стать секретарем Совета Безопасности РФ, которым он и стал. Думаю, что тогда голоса Лебедя перетекли Ельцину, что помогло последнему победить.
Так как в Красноярском крае на выборах губернатора второй тур выглядит крайне маловероятным, то в ситуации, когда выборы закончатся в один тур, я думаю, вряд ли кто-то из оппозиции попадет в новое правительство. Но если вдруг случится большая сенсация и Котюков не победит в первом туре, то тогда не исключены некоторые расторговки между властью и оппозицией.
Заберут голоса друг у друга: NGS24.RU пытался выяснить, зачем оппоненты Котюкова идут на заведомо проигрышные выборы — и кто их об этом мог попросить.