NGS24.RU рассказывал, как в мае 1996 года в Красноярск и Овсянку для встречи с писателем Виктором Астафьевым приезжал первый президент России Борис Ельцин. Но это был не первый и не единственный визит главы государства в наш край — Ельцин прилетал в Красноярск в 1994 и 1997 годах, встречаясь с губернатором Валерием Зубовым и премьер-министром Японии Рютаро Хасимото. Экс-глава пресс-службы администрации Зубова Сергей Комарицын поделился с корреспондентом редакции NGS24.RU воспоминаниями о первом и последнем визитах Бориса Ельцина в Красноярск.
«Зубов из Ельцина выжал максимум возможного»
— Когда мы с вами вспоминали приезд Ельцина в Овсянку в мае 1996 года, вы говорили, что визиты президента в Красноярск в 1994 и 1997 годы были поинтереснее. Что вы можете вспомнить?
— В первый раз Ельцин приезжал в Красноярск в конце июля 1994 года. Тогда его рабочая поездка длилась три дня: 27–29 июля. На мой взгляд, именно этот визит президента можно назвать самым полезным для Красноярского края. Как я уже говорил, наш губернатор, Валерий Михайлович Зубов, каким-то образом умудрился сунуть Ельцину под подпись огромнейший пакет различных документов. Их точно было больше 300. Это были указы президента РФ, распоряжения федеральному правительству... Зубов тогда из Ельцина выжал просто максимум возможного, обложив его буквально со всех сторон.
— Как это вообще ему удалось — такую кипу бумаг передать президенту и чтобы тот все успел подписать?
— Я сам не знаю. Но продавленные Зубовым указы и распоряжения за подписью Ельцина впоследствии очень сильно помогли с реанимацией ряда предприятий. Начали разбираться с алюминиевыми заводами, типографией «Офсет», Красноярской железной дорогой... А самое главное — Зубов выбил огромную помощь для Железногорска. Бюджет на космос тогда федеральные власти выделяли очень маленький. И его постоянно сокращали. Плюс пытались задавить конкуренты из королёвской «Энергии». Еще немного — и конец бы наступил железногорским предприятиям. Но Валерий Михайлович фактически убедил тогда Ельцина их спасти от закрытия.
Еще была история с «Пикрой» (красноярский завод алкогольных и безалкогольных напитков, закрылся в 2015-м по решению «Балтики», которая к тому моменту уже владела им. — Прим. ред.). Зубов продвигал интересы и этого предприятия тоже, чтобы федеральные власти выделяли «Пикре» деньги. Евгения Георгиевна Кузнецова (президент «Пикры» с 1991 по 2004 год. — Прим. ред.) сказала: «Надо решать проблему с переработкой пластиковой тары. Для этого нужен бюджетный кредит». Зубов эту просьбу передал Ельцину, тот сказал: «Распоряжусь, кредит выдадут». Позже Кузнецову и главного бухгалтера «Пикры» московские чиновники вызывают в столицу на разговор. Там они ей говорят: «Можем выдать вам кредит от бюджета. Но только если сделаете следующее — это-то вы закупите у этого, то-то у другого».
Кузнецова потом с главным бухгалтером посидела, пересчитала всё и плюнула — проще и дешевле было оформить коммерческий кредит своими силами. Ну то есть понятно: какие-то жулики возникли в середине процесса и захотели попробовать ей свои схемы навязать...
— А встреча Астафьева и Ельцина в 1996 году тоже не была первой, верно?
— Да, опять же, в ходе визита Ельцина в июле 1994 года в том числе удалось добиться от президента решения о выделении денег для библиотеки в Овсянке. Вот поэтому я и говорю, что визит-1994 был самым полезным и продуктивным.
«Охрана взяла пресс-секретаря президента за руки-ноги — и выбросила его за борт в Енисей»
— Тогда в заголовки красноярских СМИ попала история о пресс-секретаре Ельцина, которого якобы скинули в Енисей с теплохода...
— Было и такое. Что этому предшествовало: сначала Ельцин встречался с красноярской творческой интеллигенцией в музее Сурикова. На ней был и наш художник Валерий Кудринский (скончался в марте 2023 года. — Прим. ред.). Если вы были в музее, то можете вспомнить, что там тесновато. Поэтому с президентом интеллигенты встречались на улице фактически.
Потом Ельцину устроили катание на теплоходе по Енисею. Кровать в каюте для Ельцина пришлось переделать из-за высокого роста президента. Он же под 190 сантиметров был, длинный, поэтому на кровати он не помещался. Президент переоделся в спортивные брюки, олимпийку, тапочки. Глава государства готовился выпить и расслабиться. Ельцин поднимается во всём спортивном, а тут ему навстречу — Костиков (Вячеслав Костиков, пресс-секретарь президента РФ с 1992 по 1995 год. — Прим. ред.), который вместе с собой заводит каких-то журналистов, которых в этот момент быть уже не должно.
Президент, естественно, рассвирепел, журналистов убрали. Когда уже начали выпивать, Ельцин такой говорит: «Что-то Костиков у нас разгорячился. Надо бы его охладить». Конечно, это шутка была, хоть и дурацкая. Но охрана взяла пресс-секретаря президента за руки-ноги — и выбросила его за борт в Енисей. Надо сказать, что Костикову еще повезло, что охранники были ребята крепкие и он не упал на палубу ниже, не разбился. И еще повезло, что он не попал под сам теплоход, когда уже оказался в воде.
Александр Печеник, начальник Енисейского речного пароходства, скинул тогда в воду Костикову спасательный круг. Так того и вытащили.
— Что было не так с поездкой Ельцина в Красноярск и Овсянку в мае 1996 года?
— На дворе был разгар президентских выборов. Поэтому вся эта поездка была насквозь рекламной, ничего конкретного в себе она не несла. Колесить Ельцин начал по стране с европейской части России. Вместе с ним тогда приезжали какие-то люди — из сферы музыки, СМИ. Певцы там всякие, Евгений Осин. Константин Эрнст тоже с ними тогда был. И Ельцин еще отплясывал на концертах предвыборных тогда, по-моему, гуляет эта знаменитая видеозапись его плясок с тем же Осиным. Вся эта масса людей из шоу-бизнеса, слава богу, тогда в Красноярск не приехала. Второй визит был абсолютно пустым и ничего полезного для Красноярского края он тогда не принес.
С самим Ельциным я тогда не общался. Видел его на расстоянии вытянутой руки, но не общался. Контактировать приходилось с Коржаковым (Александр Коржаков в 80-е и 90-е был охранником Бориса Ельцина, позже писал критические мемуары о своем шефе. — Прим. ред.). У него по каждому направлению тогда работали свои люди в ходе президентских визитов, как по транспорту, так и по СМИ в том числе.
«Рыбу в Енисей отгрузили водолазы из ФСО»
— А что можете рассказать о визите президента в 1997 году?
— Эта поездка состоялась 1–2 ноября 1997 года. В резиденции «Сосны» Ельцин принимал тогда премьер-министра Японии Рютаро Хасимото (возглавлял правительство Японии с 1996 по 1998 год, умер в 2006 году. — Прим. ред.). Вместе с ним в Красноярск приехала очень сильная японская делегация: власти и бизнесмены.
Кстати, за то, что высокая встреча президента России и премьера Японии состоялась именно в Красноярске, следует отблагодарить Павла Бородина (с 1993 по 2000 год — первый управделами президента РФ. — Прим. ред.). Того самого, которого называют «политическим отцом» Владимира Путина. Сам Пал Палыч позже мне рассказывал о том, как он взял на работу в Кремль Путина, когда тот стал безработным после проигрыша Собчака на выборах губернатора Санкт-Петербурга (Путин на тех выборах возглавлял предвыборный штаб Анатолия Собчака. — Прим. ред.).
Бородин тогда еще до встречи Ельцина и Хасимото сам лично приезжал в «Сосны», чтобы оценить обстановку. Решил — всё нормально, можно планировать поездку. Николаю Сергеевичу Глушкову, вице-губернатору края, тогда дали распоряжение за два месяца подготовиться к мероприятию. Работали тогда и красноярцы, и москвичи, спецстрой, спецсвязь... Рыбу в Енисей отгрузили.
— В смысле, как отгрузили? Кто?
— Ну эти... Водолазы из ФСО. Натурально, как в «Бриллиантовой руке» у Гайдая, где жулики подставную рыбалку организовывали.
— Слушайте, неужели президент не знал, что ему рыбу специально в реку накидали, для улова?
— Да ему похрен было, думаю. Но возвращаясь к встрече Ельцина и Хасимото в «Соснах». Валерий Михайлович Зубов и тогда пытался выжать всё, что возможно, для Красноярского края от этого мероприятия. Я уже говорил о том, что в Красноярск тогда приехала мощная японская делегация. Премьер-министр Японии привез с собой много политиков и бизнесменов. Зубов выступал за установление связей с японцами как по части политики, так и бизнеса. Он был сторонником сближения между двумя странами. Тогда, в 1997 году, он был убежден, что Япония — это гораздо круче и перспективнее, чем Китай. По тем временам, подчеркну.
Уже после встречи Ельцина и Хасимото красноярцев японцы пригласили на ответный визит. Большой самолет с чиновниками и бизнесменами тогда полетел. Опять же, Зубов на переговорах с японцами продвигал интересы Железногорска и наших космических предприятий, того же завода полупроводникового кремния (к 2020 году предприятие обанкротили. — Прим. ред.). Он пытался заинтересовать краем японский бизнес, когда нас водили по предприятиям «Мицубиси» и других местных корпораций.
Но после того как Зубов проиграл выборы губернатора края Александру Лебедю в 1998 году, все усилия Валерия Михайловича по привлечению новых инвестиций в край губернатор Лебедь похоронил. Тем не менее Зубов даже после проигрыша выборов и перехода в Госдуму пытался воспользоваться связями с Японией, чтобы зарубежные инвесторы пришли в Красноярский край.
NGS24.RU вместе с Сергеем Комарицыным вспоминал, как проходил визит президента РФ Бориса Ельцина в Овсянку в мае 1996 года.