
30 июля в Железногорске произошла такая история: 40-летний местный житель, отец детей 3 и 8 лет, торговый представитель в небольшой фирме Роман Балясин закрасил букву Z в надписи с названием города. Его тут же жестко задержали. За порчу буквы суд его уже оштрафовал на 40 тысяч рублей по статье 20.3.3 КоАП РФ (дискредитация армии). А теперь Балясина обвиняют еще и в намеренном нападении на сотрудника ФСБ. Его ждет суд по статье 318 УК РФ, максимальный срок по ней — 5 лет. Мы прочитали все материалы уголовного дела и обнаружили, что обычный железногорец обладает сверхспособностями: он может избить человека, лежа на животе, когда его удерживают четверо мужчин.
Ночь в лесу
В этом году День города в Железногорске был омрачен двумя событиями: убийством 16-летней девушки, которое до сих пор не раскрыто, и жестким задержанием Романа Балясина. Силы правоохранителей в закрытом городе распределились таким образом, что мужчину с баллончиком краски караулила целая толпа оперативников, а когда в парке умирала девушка, то никого рядом не было. Но по делу убитой девушки еще ничего неизвестно, а по делу Романа Балясина скоро начнется суд.
Для начала перечислим факты, которые можно считать неоспоримыми.
В районе проспекта Курчатова, 2 есть крупная надпись «ЖЕЛЕZНОГОРСК». Перед ней находится газон, а позади нее — густая лесополоса. В ночь с 29 на 30 июля в этой полосе прятались двое полицейских из уголовного розыска и двое сотрудников ФСБ, все четверо — оперативники. В какой-то момент в лесополосу заехал на велосипеде Роман Балясин. Он оставил велосипед среди деревьев, взял баллончик с краской и вышел из леса. Оказавшись перед надписью, он закрасил Z и пошел обратно к велосипеду. На этом неоспоримые факты заканчиваются.

Почему вообще все эти люди находились ночью в лесу?
— В этом году у нас День города выпал на 29-е и 30-е. Была пятница, я сходил на концерт с девушкой, выпил пива, проводил ее домой. Спать не хотелось, а ночь была теплая. И тогда мне пришла мысль сделать такой подарок к празднику горожанам. Я взял краску, сел на велик и поехал. Всё было спонтанно, — рассказал нам Роман.

А как в тот же лес попали четверо оперативников? Из материалов дела следует, что ранее им поступили сведения о том, что некий гражданин периодически портит букву Z: рисует на ней, наносит механические повреждения. И вот начальство двух ведомств отправило четверых оперативников, чтобы сидеть в засаде и выслеживать вандала. Откуда они знали, что вандал придет именно в эту ночь, — неизвестно. Возможно, они сидели там много ночей подряд. Также в деле нет фотографий поврежденной буквы.
Помог неравнодушный гражданин?
Можно предположить, что латинскую литеру ранее действительно кто-то портил, людей там ходит много. Но в своих показаниях на следствии сотрудники ФСБ и полицейские утверждают, что это был именно Балясин (копии показаний есть в распоряжении редакции). Доказательств они не приводят. А доказать при желании было бы нетрудно. Дело в том, что как минимум с начала лета рядом с надписью стоял автомобиль с видеокамерой внутри салона, объектив камеры направлен строго на букву Z. Так что, если Балясин рисовал на букве и раньше, то должны были остаться видеозаписи.

Интересный факт про эту машину с камерой нам сообщили в краевой полиции. По версии ГУВД, Балясина поймали именно благодаря ей:

Так как же всё-таки правоохранительные органы узнали про порчу буквы? Четверо оперативников сидели в засаде и целенаправленно ждали Балясина? Или некий водитель случайно записал происшествие на регистратор и вызвал полицию?

Держал удостоверение в вытянутой руке и светил в него фонариком
Итак, вернемся в момент стычки. Показания четверых сотрудников написаны как будто под копирку. По их версии, они прибыли на место в час ночи 30 июля. Примерно в 01:25 на их глазах подъехал Балясин. Правоохранители стояли в темноте деревьев и наблюдали, как мужчина достает баллончик, как водит рукой возле буквы, ясно слышали звук распыляемой краски. Когда он пошел назад к велосипеду, они снялись с мест и двинулись к нему.
По их словам, ближе всех к Роману оказался сотрудник ФСБ Т-ин. Он шел к нарушителю, держа раскрытое удостоверение в вытянутой руке и подсвечивая его фонариком. Вот его показания из материалов дела дословно:
«Я стал приближаться к Балясину и начал говорить: "Стоять, ФСБ России Красноярского края, оперуполномоченный Т-ин. Вами совершено административное правонарушение, предусмотренное статьей 20.3.3 КоАП, нам нужно установить вашу личность и провести личный досмотр"».
Остальные трое сотрудников утверждают, что тоже освещали пространство фонариками, так что Роман мог хорошо видеть повернутое к нему удостоверение. По их версии, Роман внимательно выслушал тираду сотрудника ФСБ Т-ина и ударил его по лицу. Тогда все четверо бросились на него, повалили на землю и стали надевать наручники. Лежа на земле, Балясин якобы отчаянно сопротивлялся и умудрился еще дважды ударить Т-ина.

Руками, скованными за спиной, бил силовика по голове
Этот «лежачий» бой в деле описан дважды. Сначала силовики дали показания следователю и описали всё почти пошагово. Потом они стали отвечать на уточняющие вопросы адвоката и не смогли вспомнить ни одной подробности.
— До момента задержания они помнят всё по секундам, — объясняет Балясин, — где я стоял, как шел, какой расцветки на мне был дождевик. А как только они начали меня задерживать — тут они не помнят ничего.
Сам Т-ин сообщил следователю, что получил второй удар, пока все пытались уложить нарушителя лицом вниз, а третий удар — когда Балясин уже был в наручниках. По его словам, Роман лежал на животе, но вертел головой и видел Т-ина. Сотрудник ФСБ наклонился к задержанному, и тут Роман «взмахнул руками за спиной и ударил» его по голове.
Другой оперативник ФСБ Т-ев описывает всё так.
«Когда мужчина уже находился на земле, мы ему пытались надеть наручники, заводя руки за спину, но он оказывал сопротивление и не давал это сделать. В этот момент я увидел, как Балясин нанес Т-ину еще не менее двух ударов в область головы», — записано в деле.
Полицейские М-ин и Л-ов утверждают еще более однозначно:
«Когда мужчина находился на земле, то целенаправленно, глядя на Т-ина, нанес ему еще один удар рукой по лицу и один удар рукой по голове». Цитата идентична в показаниях обоих.
На более поздних допросах те же люди заявили, что в момент борьбы они побросали фонарики на землю и те «светили хаотично», а сама борьба длилась секунд 15–20. Почему из всех четверых Балясин бил только одного и как он разглядел этого одного в суматохе и «хаотичном» свете — в деле объяснений нет.
«Фашист, предатель, украинская свинья»
А вот версия самого Балясина. Нарисовав зигзаг на букве Z, он пошел к велосипеду. И вдруг в полной темноте получил удар по голове сзади. Роман выронил баллончик с краской и, не задумываясь, с разворота ударил наотмашь нападавшего.
— Если бы я знал, что это сотрудник органов, то я не стал бы махать руками. Но откуда я мог знать? — говорит нам Роман. — Я не исключаю, что ударил сразу дважды, всё было очень неожиданно. Этот человек оказался на земле, сидел, молчал. Я спрашиваю: «Ты чего? Что тебе надо?» Он молчит. Я сделал пару шагов от него, вижу, что он больше не проявляет агрессии. Тогда я повернулся к нему спиной и пошел дальше к велосипеду. И тут со всех сторон раздался шум, треск, фонарики замелькали. Мне тогда показалось, что их вообще человек 8. Они орали «Стоять!» — я остановился. Кто-то огрел меня по спине чем-то продолговатым. Закричали «Лежать!» — я встал на колени, дальше меня повалили на землю, стали заламывать руки и надевать наручники. Я даже не думал сопротивляться, потому что был в шоке. Уже скованного меня стали избивать со всех сторон руками и ногами. Говорили мне: «Фашист, предатель, украинская свинья. Откуда вы беретесь, зачем вы тут живете?»

В какой-то момент ему показали удостоверение и даже подсветили его фонариком, но у Романа к тому времени заплыл глаз и гудела голова, поэтому он ничего не смог прочитать. У Балясина выпотрошили карманы и вывернули рюкзак. Забрали телефоны, потребовали пароли от них. Роман в ответ потребовал адвоката и понятых.
— Тогда кто-то врезал мне ногой в голову и сказал: «Ты что, слишком умный?» Стали говорить, что подбросят мне героин и я уеду надолго, если не буду отвечать на вопросы. Один (как я потом узнал, это полицейский Л-ов) стал спрашивать, кто мне дает задания, кто мне платит, кто мои сообщники, где мой топор. Для меня это всё звучало как бред, я не знал, что сказать. Наконец Л-ов взял какую-то ветку и сказал, что затолкает ее мне в зад, если буду молчать. Ну я сказал им пароли от телефонов, — вспоминает Балясин.
После этого силовики стали проверять его переписки.
— Нашли контакт «американцы», это мои друзья, которые переехали в Америку. Нашли контакт «Миша брат Германия». Стали орать, что я получаю деньги из Америки, а задания из Германии, снова пнули по голове. Хотя там по диалогам же видно, что это обычная переписка знакомых и родственников, — делится Роман.
Взволнованный сотрудник ФСБ
Железногорец, по его словам, провел на земле 20–30 минут, потом его доставили в отделение. И ему, и сотруднику ФСБ Т-ину провели медосвидетельствование. Результаты есть в материалах дела. У силовика нашли три повреждения: кровоподтек 1,9 х 1,4 см, ссадина 8,5 х 0,1 см, ссадина 2,6 х 0,3 см, а у Балясина — всё лицо и тело в гематомах, сколы на трех зубах, левый глаз совсем заплыл.
Роман тоже написал заявление на сотрудников, чтобы привлечь их за превышение полномочий и избиение, но следственные органы не нашли в их действиях состава преступления. Гематомы силовики объяснили так: на земле лежали палки, торчали корни деревьев, так что задержанный сам об них ударился, когда упал.

Зато ссадины Т-ина оценили очень серьезно.
— На первой очной ставке он сказал, что ссадина у него прошла за пару дней и он не имеет ко мне никаких претензий, ни моральных, ни материальных. А потом ему, видимо, старшие объяснили, что так нельзя, и он подал ко мне иск на 100 тысяч рублей, — смеется Роман.
В деле есть пояснения Т-ина, почему он вдруг передумал: «На очной ставке я не совсем правильно сформулировал свою мысль, кроме того, я впервые принимал участие в таком следственном действии и был взволнован».
По статье 318 УК РФ «Применение насилия в отношении представителя власти» Роман может получить до 5 лет лишения свободы. Т-ин проходит по делу потерпевшим, остальные трое участников задержания — свидетелями.
Летом после избиения Роман две недели отлеживался и в результате потерял работу, а новую пока не нашел именно из-за уголовного дела. Но оптимизма он не теряет, в ноябре он женился и к Новому году ждет пополнение в семье.
Мы направили официальный запрос в управление ФСБ по Красноярскому краю, чтобы получить комментарий. Нам ответили, что запрашиваемая информация не может быть предоставлена.