Накануне в Госдуме прошли слушания о введении в Административный кодекс штрафов за пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений. Наказание предусматривает до 400 000 рублей штрафа для обычных граждан и до 5 000 000 рублей для юридических лиц, если при нарушении используется интернет или СМИ. Мы пообщались с представителями ЛГБТ-сообщества Красноярска и психологом, чтобы выяснить, существует ли, на их взгляд, гей-пропаганда. И попросили рассказать, что они думают о новой инициативе.
О чём речь?
Председатель комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн предлагает расширить ответственность за пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений уже несколько месяцев. Сейчас наказывают только за ЛГБТ-пропаганду среди несовершеннолетних — и штрафы в разы ниже. Для физических лиц максимально — 100 000 рублей, для юридических — до 1 000 000.
Уточнение о пропаганде среди несовершеннолетних планируют убрать, а штрафы — увеличить.
Кроме того, идет речь об отдельном наказании за демонстрацию ЛГБТ-символики. Штраф — до 200 000 для физлиц и до 4 000 000 — для юридических лиц.
«Это как скрывать, что Чайковский был композитором»
Красноярка Анна (имя изменено) позиционирует себя как бисексуалка, у нее есть девушка. Наша собеседница давно живет одной жизнью с местным ЛГБТ-сообществом. Группа этих людей в нашем городе достаточно закрытая, все друг друга знают. Новая инициатива девушку повергла в шок.
— Это оруэлловская двухминутка ненависти. Потому что нам надо кого-то ненавидеть. Вот так и были выбраны гей-сообщества. Это жесткий откат назад, и в глазах людей адекватных это реально бессмысленно. Спроси этих людей, они видели гея хоть раз? Они скажут: «Нет». Что им лично какой-то гей сделал? — рассуждает Анна.
Причем девушка переживает, что виток травли против ЛГБТ-персон выйдет на новый уровень. По словам Анны, с угрозами и шантажом чаще всех сталкиваются сотрудники сфер образования и здравоохранения, относящие себя к нетрадиционной ориентации. Они стараются жить в своем «невидимом» мире.
К самому термину «гей-пропаганда» девушка относится скептически.
— Я считаю, что невозможно пропагандировать гомосексуальность, потому что ее невозможно привить. Если ты рожден гетеросексуальным, никакая пропаганда тебя не исправит. Геи, лесбиянки с детства смотрят фильмы, мультики, в которых всегда гетеропары, мужчина и женщина. Им не помогло, скажем так, — делится своим мнением Анна.
Основной проблемой может стать то, что думские законотворцы постараются при помощи наказаний и штрафов уничтожить сообщество с их местами для отдыха и тусовок. В Красноярске подобных заведений два на весь город.
«Геи, лесбиянки с детства смотрят фильмы, мультики, в которых всегда гетеропары, мужчина и женщина. Им не помогло, скажем так»
Также депутаты Госдумы планируют при помощи штрафов очистить произведения культуры (литературы, музыки, кино) от упоминания персонажей, у которых есть намеки на однополые привязанности. По мнению Анны, таким образом законотворцы пытаются скрыть факты о личной жизни многих известных людей.
— Зачем переиначивать историю? Это как скрывать, что Чайковский был композитором. Это, наверное, делается для того, чтобы составить негативное впечатление об ЛГБТ-сообществе, чтобы люди не знали, что среди геев и лесбиянок есть талантливые люди. Что хорошие есть только гетеросексуалы, — возмущается Анна.
По мнению девушки, которая в университете изучала психологию, самые активные борцы с ЛГБТ сами часто оказываются лицами нетрадиционной ориентации.
«Они тоже ходят, но не так открыто»
Представительница красноярского ЛГБТ-сообщества Дарья (имя изменено) говорит, что о ее предпочтениях в личной жизни знают практически все знакомые и родные еще с того времени, как она училась в школе. Девушка не подвергалась травле. Поэтому перекос в сторону традиционалистского общества, на взгляд красноярки, выглядит анахронизмом.
— Сейчас выходят новые фильмы, сериалы, везде есть это. Не то что пропаганда, а такие люди, такие отношения. Они не смогут всё это закрыть, им тогда придется закрыть полностью весь интернет, — считает Дарья.
Причем ужесточение наказания — мера формальная, уверена девушка. Она надеется, что ловить однополые пары, которые идут друг с другом за руку, не будут. В случае если давление на ЛГБТ-персон будет возрастать, встречи членов сообщества будут проходить как закрытые рок-квартирники времен застоя в СССР.
— Помните волны коронавируса, закрытые заведения? Наши ребята собирались везде, просто делали вечеринки за городом, есть куча бесед в мессенджерах. Просто будут тусовки за городом, на квартирах. Они есть сейчас, если будут клубы под запретом, их просто станет больше. Полицейские, представители МЧС, они тоже туда ходят, но не так открыто, — рассказывает Дарья.
Даже формальное ужесточение наказания за так называемую пропаганду не повернет время вспять — у людей уже произошла эволюция взглядов, которая никуда не денется, рассуждает наша собеседница.
— Если вспомнить ситуацию 15 лет назад, когда тебя могли избить, изнасиловать, то сейчас все более лояльно к этому относятся. Потому что многие люди вышли из тени. Посмотрели, увидели и думают: «Зачем прятаться?» — недоумевает Дарья.
«Предпочитаю не выпячивать свою ориентацию»
У нашего третьего собеседника из ЛГБТ-сообщества — Антона (имя изменено) — свой взгляд на инициативу депутатов. Он считает, что несовершеннолетних действительно стоит оградить от информации о людях нетрадиционной ориентации.
— Именно пропаганда среди несовершеннолетних, я в какой-то части согласен, что не должно ее быть. Это стало больше модой сейчас. Среди несовершеннолетних их реально стало больше за счет пропаганды со стороны блогеров и так далее. Ты — нетрадиционный, я тоже хочу вот так, — рассуждает Антон.
При этом молодой человек уверен, что ограничивать себя не придется, даже если новые штрафы за пропаганду введут. Личное, по мнению парня, должно оставаться личным.
— Кричать о том, что я сплю с мужчинами, это неправильно. Нужно еще какие-то качества хорошие иметь. Я в соцсетях предпочитаю не выпячивать свою ориентацию, не писать какие-то посты. В этом плане, я думаю, что лично меня это никак не коснется, — уверен Антон.
Тем не менее молодой человек считает, что о жизни и существовании однополых пар рассказывать надо. Но только тем, кто этим интересуется, и только при наступлении совершеннолетия. Повлиять на психику взрослого человека невозможно, и он вправе узнавать, что посчитает нужным.
— Если человек кого-то читает, он делает это осознанно. Говорить в любом случае надо, но не так, чтобы прямо кричать об этом. Если человек сам захочет узнать, как живут геи и лесбиянки, по запросу можно как-то просвещать, рассказывать, — считает Антон.
Прогнозировать, что будет дальше, Антон не берется. Однако возвращения статьи за «мужеложество» в будущем, которая существовала в СССР, не ждет. Тогда за сексуальные контакты между мужчинами виновным грозило до 5 лет тюрьмы. Статью отменили в 1993 году.
— Мне кажется, до уголовного преследования и до возвращения в те времена не дойдет, — с надеждой в голосе произносит Антон.
«Это социально управляемая эпидемия»
По мнению семейного психолога Инны Драчевой, как таковая пропаганда нетрадиционных отношений возможна и она действительно существует. Правда, работает она по большей части на людях от 12 до 20 лет. Этот период связан со становлением личности.
— Почему подростки подвержены? Им свойственно такое явление, как социальный протест. ЛГБТ — это само по себе проявление социального протеста. Очень часто подростки становятся приверженцами идей не потому, что они хотят этого, а потому, что они хотят идти против общества. И то, что отрицается большинством в обществе, то принимается подростками, — рассказывает семейный психолог Инна Драчева.
Когда наступает условный момент взросления, многие подростки отходят от протестных моделей поведения и вливаются в общество. Обычно альтернативные модели сексуального поведения выбирают те, кто сталкивается с травлей и психологическими проблемами, считает специалист.
— Безусловно, это момент подражания. Это на втором месте после социального протеста. Это подражание звездам, копирование поведения. Кто к себе привлекает внимание таким образом? Те люди, у которых есть проблемы. Проблемы с самооценкой, проблемы с тем, чтобы правильно заявить о себе. Проблемы подавленности, игнора, буллинга. Это не что иное, как крик души, — разъясняет семейный психолог Инна Драчева.
«Я встречала в своей практике, когда люди начинали думать, что они гомосексуальны, в 33 года, это старт шизофрении»
Что касается пропаганды среди взрослых, то здесь всё сложнее. Повлиять на их мироощущение, по мнению специалиста, тоже можно. Только обычно работает это на тех, кто не справился с какой-либо психологической травмой в детстве.
— Взрослых склонить возможно в тот момент, когда у них начинается надлом психики. Часто это начинается со стартом психического расстройства или заболевания. Я встречала в своей практике, когда люди начинали думать, что они гомосексуальны, в 33 года. Процентов 30 — это те, кто начинает страдать депрессией, нарушением самопринятия, — говорит психолог.
Психолог замечает, что давление со стороны родственников и близких не сдерживает, а, наоборот, играет роль триггера, который увеличивает популярность ЛГБТ-движения. По мнению Инны, никакого «гена гомосексуальности» (врожденной гомосексуальности) не существует, а нынешняя распространенность нетрадиционных сексуальных практик и моделей поведения в мире — «социально управляемая эпидемия».
«Я проверю свои соцсети»
Ежегодно по статье 6.21 КоАП РФ (пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних) привлекаются в России около 20 человек. В основном это гей-активисты и правозащитники, а также руководители тематических сообществ в Сети. В июле по данной статье оштрафовали журналиста Юрия Дудя (признан властями СМИ-иноагентом) за одно из своих интервью с открытым геем.
По мнению части наших собеседников, цель нового закона и нынешней политики государства — запугать и оказать давление на инакомыслящих.
— Скорее всего, я проверю свои соцсети на предмет того, что я где-то что-то, возможно, писала. И так с каждым новым законом перепроверяю свою страницу во «ВКонтакте». Но я не думаю, что, если я поцелую свою девушку на улице, нас за это оштрафуют. Это доказать надо, чтобы кто-то был небезразличный. Я думаю, что это, скорее, подействует на соцсети. Я думаю, это будет удар по репостам, картинкам, — считает бисексуалка Анна.
Рассмотреть закон о запрете пропаганды нетрадиционных отношений российские парламентарии могут 27 октября. А принять планируют уже в ноябре.