Политика Происшествия Шествие в поддержку Навального мнение «Люди перестали бояться дубинок и арестов»: журналист NGS24.RU — о субботних протестах

«Люди перестали бояться дубинок и арестов»: журналист NGS24.RU — о субботних протестах

На прошедшем митинге участники вступали в прямой конфликт с полицейскими

Полицейские в этом году действовали жестко, но без излишнего садизма

В прошедшую субботу по всей стране отгремели несанкционированные митинги в поддержку оппозиционного политика Алексея Навального. Ожидаемо шествие в Красноярске закончилось жесткими задержаниями, но неожидаемыми были те напор и агрессия, которые в этот раз проявили протестующие. Я провел 4 незабываемых часа между толпой и отрядами ОМОНа и понял, что общество достигло новой стадии — о ней и хочу немного порассуждать, но начну по порядку.

Что было раньше

До 2017 года акции протеста, организованные в Красноярске силами штаба Навального, проходили травоядно. Мэрия нехотя разрешала собраться где-нибудь на отшибе — чаще всего это был сквер Космонавтов в Зеленой роще. Скучающие полицейские обеспечивали порядок, митингующие, вдоволь накричавшись лозунгов, составляли резолюцию и расходились по домам. Тогда поводом послужил нашумевший фильм Навального «Он вам не Димон».

Всё кардинально поменялось в мае 2018 года, когда штаб Навального организовал митинг против повышения пенсионного возраста. Во-первых, люди не стали мириться с отказом властей в предоставлении площадки и массово пришли к Красной площади, которая была «занята» сторонниками партии «Единая Россия». Пришедшие подвинули пятерых человек в манишках с символом партии и заняли площадь, а позже, накричавшись вдоволь, отправились гулять колонной по центральным улицам. Далеко не ушли: полицейские в обмундировании перекрыли проспект Мира в районе Горького и жестко задерживали мирных митингующих. Несопротивляющихся людей валили на асфальт и били дубинками, автора колонки схватили за шкирку и кинули в полицейский автобус — журналистские «корки» смотреть никто не стал даже в отделении полиции.

Горожане, мягко говоря, были обескуражены таким жестоким подавление протеста. Критики досталось и главе красноярской полиции Геннадию Березину, который лично руководил мероприятием, указывая пальцем, кого задерживать, — так, по его указанию задержали красноярского бизнесмена и экс-телеведущего Владимира Перекотия. Березин, кстати, был назначен на свой пост в марте 2017 года, тогда на своем представлении он заявил: «Полиция существует для граждан, а не граждане для полиции».

Задержания на митинге в мае 2018 года

В том же году, но в сентябре, также на Красной площади собрали еще один антиправительственный митинг — «Он нам не царь» — против избрания на новый, четвертый срок президента Путина. С площади митингующие также отправились гулять по центральным улицам, но задержаний уже не было. Толпа добрела до городской мэрии, где покричала лозунги и разошлась. Полиция не лютовала, но многим участникам митинга и журналистам через несколько дней пришли повестки явиться в отделение — выписывали штрафы за участие в несанкционированном мероприятии.

Что было сейчас

В 2021 году перед акцией правоохранительные органы опубликовали предупреждения об ответственности за участие в несанкционированных митингах. В соцсетях, в мессенджерах школьников и студентов пугали избиениями, арестами и проблемами «в будущем» за участие в митингах. Но эффект получился обратный: на Красной площади собралось большое количество молодежи, но также и людей среднего и преклонного возраста. Многие принесли с собой ершики в качестве отсылки к фильму Навального «Дворец для Путина».

Полицейские были наготове — они грелись в двух ЛиАЗах недалеко в переулке. Через полчаса после начала митинга они высыпали в полном обмундировании и стали окружать площадь. Сразу же бросился в глаза неадекватный мужчина, с очень близкого расстояния оскорблявший сотрудников.

Спустя несколько минут участники акций попробуют прорвать кольцо, полицейских хватали за ноги и пытались повалить и оттеснить. Сотрудники терпели, но силу не применяли: отряды окружали митингующих, дробя на небольшие группы, которые рассасывались через дворы на центральные улицы. Несколько человек с плакатами всё же скрутили, еще одному прилетело дубинками. Во время прорыва оцепления с одного из полицейских даже сорвали бронежилет, по которому протестующие потоптались.

Самое интересное произошло у мэрии, куда и пришли протестующие. Люди водили хоровод и скандировали лозунги, у входа в здание выстроились шестеро «космонавтов», но особо они там были не нужны — никто к дверям не рвался, а на сотрудников внимания не обращал. Когда же подоспело подкрепление в лице полностью экипированных омоновцев, толпа завелась.

После первого разгона участники среднего возраста покинули площадку, а молодежь выстроилась в шеренгу и начала оскорблять силовиков. Тут же в них полетели снежки, разные предметы и петарды. Одного из митингующих задержали за бросок пластиковой бутылки в майора полиции — ему грозит до 5 лет лишения свободы. Кажется, что сам вид омоновцев разозлил людей.

Четко и ясно: в этот раз полицейские хватали людей после провокаций. Это не история с бумажным стаканчиком в Москве, который кинули в омоновца, скручивающего беззащитного бедолагу, — сейчас в них кидали петарды и дымовые шашки. Сотрудники разгоняли толпу слаженно и без излишнего садизма, как это было в мае 2018 года. Были ли те люди, кто швырял файеры, провокаторами, чья роль состояла в развязывании рук полицейским, — я не могу сказать. Но главный факт прошедших по всей стране митингов в том, что люди перестали бояться и пошли на прямую конфронтацию с полицией.

Что именно сделало протест более агрессивным? Закручивание гаек властью, опыт мирных протестов в Республике Беларусь или свержение после выборов президента в Киргизии (уже более радикальными методами) — об этом предстоит гадать политологам.

Что будет дальше?

Глава региональных штабов Навального Леонид Волков анонсировал новые протестные акции уже на следующих выходных. Прошедшие в эту субботу митинги уже стали пощечиной для власти в целом и полицейских в частности: еще никогда их не обстреливали снежками, никогда не били в лицо и не распыляли газовый баллончик под забрало шлема. Их действия всё еще устрашают — вспомнить только пинок омоновца в живот пожилой женщины в Питере, — но, кажется, люди устали бояться. А злиться не перестали.

Красноярская полиция, надо отдать им должное, сработала слаженно, журналистов не трогали, а под прицелом камер с участниками протеста были вежливы и корректны (насколько могли себе позволить). Если же нервы сдадут и омоновцы пойдут во все тяжкие, это может стать поводом для выхода еще большего числа людей на протестные акции.

При этом есть ощущение, что протестующие и дальше будут проявлять агрессию, чем обязательно спровоцируют полицию на действительно жестокие разгоны. Власти, очевидно, будут гасить протесты административными штрафами и арестами, но будут ли они также эффективны, как в предыдущие годы — вопрос остается открытым. Но антиправительственные митинги уже никогда не будут прежними: люди перестали бояться дубинок и арестов, люди готовы дать отпор полицейским. И это тенденция, с которой действующей власти как-то придется справляться.

Согласны с автором?

Да
Нет
ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства