
В последний день весны, 31 мая, на YouTube-канале журналиста Андрея Караулова было опубликовано интервью с председателем Счетной палаты Красноярского края Татьяной Давыденко. В жизни последней оно, безусловно, стало судьбоносным: она заявляла об угрозах в свой адрес, ее дочь записала видеообращение к президенту, где рассказывала, что боится за семью и здоровье своей матери.
Что же такого сказала Давыденко? В своем откровенном интервью главный ревизор рассказала, что из Красноярского края выводят леса на 47 миллиардов, 33 миллиарда из которых вывозят в Китай.
«Это только то, что показано в статистике. А теперь теневая экономика. Хорошо умеет считать Федеральная служба статистики. По их методике, в тени — 30% всей экономики края», — рассказывала чиновница.
Интервью Давыденко получилось настолько откровенным еще и потому, что в один из моментов женщина не смогла сдержать слез. Этот эмоциональный момент растиражировали крупные блоги и федеральные СМИ. Но была ли Татьяна Давыденко искренняя в своих слезах и словах? Таким вопросом наверняка задавались многие.
Еще более интересным стали ответы Александра Усса на вопросы по поводу произошедшего и по другим острым вопросам: в частности, о его немецком гражданстве. Губернатор отверг все слова Татьяны Давыденко. Усс заявил, что его шокировала цифра о том, что «45 миллиардов были украдены и распределены по карманам чиновников».
«У нас есть такая цифра. Это экспортная выручка всех предприятий Красноярского края. При чем здесь коррупция? Вспоминаются слова Геббельса: "Чем абсурднее ложь, тем больше в нее верят"», — заявил Александр Усс.
Чтобы развеять все сомнения по поводу искренности слов и Давыденко, и Усса, мы обратились к профайлеру из Екатеринбурга Илье Анищенко. Если вы смотрели старый и очень неплохой сериал «Обмани меня», то наверняка знаете, кто это. Для тех, кто не в курсе — объясняем: профайлер — человек, который по мимике, языку тела и жестов может распознать, говорит человек ложь или правду.
Илья Анищенко — профайлер из Екатеринбурга, эксперт по лжи и языку жестов. Илья работает гражданским консультантом силовых ведомств, таких как таможня аэропорта Кольцово (Екатеринбург) и Минобороны. Илья неоднократно выступал экспертом-профайлером в федеральных СМИ.
— Я считаю, что она говорит правду. Есть моменты, в которых она сомневается, например, когда про «треть экономики в тени», но она сама точно не знает, сколько в тени — она предполагает это, но выдает за правду. У нее нет точной информации, что это ровно 30%, возможно, она округлила или слегка преувеличила, но умысла соврать у нее точно не было. Есть моменты, где она сомневается, но это не значит, что она врет, — рассказывает Илья Анищенко.
Он также отмечает, что ее слезы искренни, ей действительно страшно и она сомневается, что ей вообще стоило начинать про это рассказывать.
— Думаю, что она сама была всем этим шокирована, но, похоже, все равно у нее есть поддержка, без которой она бы испугалась идти на интервью. Страх есть, но она все равно собирается и продолжает говорить. Во втором видео она уже подуспокоилась, — поясняет Илья Анищенко.
Гораздо более интересным показалось профайлеру Илье Анищенко короткое интервью Александра Усса журналистам, где он отвечает на провокационные вопросы.
— На видео самое явное, что бросается в глаза — оговорки: «по карманам чиновникам» и «шокировало меня и тоже». Такие оговорки говорят о том, что он прямо сейчас выдумывает ложь, мозг настолько занят, что не может контролировать речь. И он как будто пытается, и как бы не сказать правду, но и не сказать ложь. Правда бы выглядела иначе: «Да какие еще 47 миллиардов?», а прокомментировать обтекаемо очень удобно.
Здесь у него дергаются плечи и голова — это признак лжи, и признак того, что он не хочет говорить, это сигналы неправды.
Самый явный признак лжи — в замедленном моменте можно увидеть, он делает паузу, опускает взгляд, сглатывает, и появляются складки. Это стыд. Когда он выходит из этой эмоции, появляется страх, об этом свидетельствуют морщины: брови поднялись и сдвинулись, уголки губ растянулись вниз. Это говорит о том, что он в данный момент врет, и он прекрасно это знает.
А в моменте, где он говорит про то, что останется здесь навсегда, он тоже опускает губы вниз и облизывается, это тоже признак стресса. Еще один интересный момент — он кивает не прямо, а по диагонали. Это признак того, что он хочет кивнуть, но голова предательски хочет сказать «нет». Язык жестов противоречит тому, что он говорит. Он там не останется, и у него есть варианты куда уехать.
Но тут такой момент, что он говорит о будущем, и когда мы говорим о будущем, мы всегда не особо уверены. Но и уверенности в том, что он навсегда останется в крае — нет.
Еще обратите внимание на эпизод, когда он говорит про дом. Там он покачал головой, отвел взгляд и опять облизнулся. Как будто с домом связано что-то неприятное, и он в этот момент понял: «Зачем я это сказал?». Видимо, он что-то скрывает.
(В середине мая активисты штаба Алексея Навального нашли у Александра Усса активы на 1,5 миллиарда рублей и несколько шикарных коттеджей. — Прим. ред.).
По поводу вида на жительство не вижу признаков лжи.
Судя по видео, Александру Уссу тяжело контролировать эмоции и то, что он говорит: есть несколько явных вздохов, сглатываний и облизываний. Сам по себе он сильный психологически человек, да и не видно, что он испытывает сильного страха за ситуацию.