Прошло три дня с момента стрельбы в детсаду № 31 на Менжинского, куда 19-летняя Полина Дворкина пришла после убийства отца. Девушка вышла из квартиры и с ружьем под пальто преодолела всего 200–300 метров от двора. Она зашла в здание под предлогом забрать выдуманного брата. Что было дальше, знают уже почти все: оружие заметила одна из воспитателей, борьба, случайный выстрел в стену, задержание до приезда полиции. Подозреваемую отправили в СИЗО на два месяца, а героизм физинструктора и воспитательниц отметили на награждении в полиции. Однако в этой истории остается еще много вопросов: откуда у Полины ружье и кто ей выдал справку для лицензии? Почему никого не смутило, что столь юная девушка собиралась охотиться? Почему в детсаду не оказалось охраны?
Вопрос № 1. Девушка готовилась к нападению?
Ответ на этот вопрос сейчас ищут сотрудники Следственного комитета. Однако 30 марта выяснились шокирующие подробности: на допросе Полина Дворкина (до смены имени София Кечина) заявила, что шла в сад, чтобы убивать мальчиков. Объясняется ли это состоянием аффекта после расправы над 56-летним отцом в квартире на улице Яковлева, — остается гадать.
В первые часы после нападения сообщалось, что девушка аргументировала свой поступок тем, что выступает за права женщин. Ей якобы отказали в трудоустройстве в данном детском саду. А вот если бы она была мужчиной, то получила бы работу, говорила Полина.
Следственный комитет уверен, что девушка просто ходила в детсад на разведку: «Установлено, что 25 марта 2022 года подозреваемая с целью фиксации планировки помещений посещала детский сад под предлогом трудоустройства».
Вопрос № 2. Откуда у стрелявшей оружие и кто выдал ей справку?
По официальной версии, помповое ружье MP 135 юная красноярка приобрела законно — у нее есть лицензия на него, а значит — и все справки от психиатра и нарколога. Во время сончаса она зашла в детсад с оружием и 39 патронами к нему. Боевые патроны также продаются в специализированных магазинах, если предъявить разрешение на оружие. Следователям она позже поясняла, что «занимается охотой».
Разрешение на оружие выдает подразделение лицензионно-разрешительной работы управления Росгвардии. Получить его может любой гражданин от 18 лет, прошедший медкомиссию и оформивший все документы. Получается, девушка весь этот путь прошла.
Список документов не такой уж и большой: заявление, копия паспорта, фотографии, охотничий билет, справки от нарколога и психиатра из диспансера, медсправка. Вопрос — почему подозрений у врачей Полина не вызвала и будут ли сейчас проверять их критерии работы? В ближайшее время будет проведена судебная психолого-психиатрическая экспертиза.
По данным Росгвардии, на сегодня в крае разрешения на оружие получили 86 тысяч человек. У некоторых на руках по несколько экземпляров огнестрела — всего в крае зарегистрирована 151 тысяча единиц.
Вопрос № 3. Как девушка смогла пронести огнестрельное оружие в детское учреждение?
От нашего источника NGS24.RU стало известно, как девушка прошла в сад. Она позвонила в калитку и сказала, что пришла забрать брата, назвала имя и группу, ей открыли. Но ребенка с таким именем в садике не было. При этом у охраны должен быть список групп и детей, посещающих детский сад.
С осени 2021 года, пояснил депутат Илья Зайцев, охрану детского сада на улице Менжинского обеспечивало охранное агентство «Пересвет». Компания имеет разрешение Росгвардии на этот вид деятельности. Ежемесячно детский сад выплачивал компании около 40 тысяч рублей по муниципальному контракту.
Если подтвердится этот факт, частное охранное предприятие могут привлечь к ответственности за халатность.
Вопрос № 4. Почему вооруженного человека задерживали воспитательницы, а не охранники? Где была охрана и зачем она вообще нужна?
Мы опросили нескольких красноярских мам, все они одинаково описывают, как устроена система охраны детских садов. Как правило, здание огорожено забором с калиткой, у родителей есть чипы от них или они знают код. Остальные посетители звонят и называют при входе имя ребенка или название группы. Охранники (как правило, это пожилые мужчины или женщины) просто нажимают на кнопку и впускают человека. Они сидят у главного входа садика, откуда можно попасть к заведующему, в бухгалтерию и другие помещения.
По бокам зданий часто есть отдельные входы в группы, которые никто не охраняет. В некоторых учреждениях на дополнительных входах стоят домофоны, на которые отвечают воспитатели и пускают людей. Они знают всех родителей в лицо, но в вечерний и утренний «часы пик» поток настолько большой, что за всеми входящими не уследишь.
Что касается конкретно этой ситуации, то 19-летняя Полина Дворкина на входе заявила, что идет в группу «Карамельки». По данным нашего источника, девушка прошла как раз через тот самый центральный вход, а охранник показал ей направление, куда идти. Подозрений у него посетительница не вызвала. Охранник вмешался в ситуацию, только когда воспитатели подняли крик и начали скручивать стрелявшую.
На следующее утро после ЧП во всех детских садах города у родителей, даже которых сотрудники видят ежедневно на протяжении многих лет, начали спрашивать паспорта.