Рано утром в Красноярск на бесплатных электричках доставили около 500 человек из Ачинска. Половина из них остались в местах временного размещения. Сегодня мы лично выехали в общежитие на Металлургов, 4Б и пообщались с жителями Ачинска о том, что происходило в городе и пригородах в первые часы взрывов.
Людмила Анатольевна живёт в 25 километрах от Каменки, где прогремели взрывы.
— От места взрывов наш дом достаточно далеко, но нам сказали, что может рвануть так, что и до нас дойдет. Надо уезжать... Пришла с работы домой, села на лавочку, услышала — гремит. Подумала, что гром и сейчас дождь пойдет, а это уже первый взрыв был. Потом уже увидели зарево от пожара. Все убегали. В машины брали с собой даже незнакомых. Ко мне подъехали и говорят: «Бабушка, поехали с нами». Уехала уже с невесткой, внуком, сватом и сватьей на электричке. Страшно это всё. Как будто война началась. Снаряды летели во все стороны.
Женщина видела и троих военных: «Убегали с Каменки в одних шлёпках».
Екатерина снимает квартиру в Ачинске. Её родная сестра и мама живут в посёлке Ключи, в 6 км от горящей Каменки.
— Услышала взрывы днём, но подумала, что это просто гроза. Когда повторилось, подумала что это карьер — у нас там частенько взрывают. Но уже где-то в 5 часов началось что-то страшное: шандарахало так, что стенки ходуном ходили у нас на юго-востоке. А потом с балкона увидела зарево.
Ещё до того, как организованно начали всех эвакуировать, мужчина на своей личной машине разъезжал по улицам и кричал, что надо уходить. Взяли вещи на детей, документы, и пошли. По улицам оповещали: «Сохраняйте спокойствие». На дорогах везде пробки. Мы с юго-востока пешком шли до вокзала. Таких людей было много — все с сумками, с рюкзаками. И все — в одно место, к вокзалу. Но там на вокзале билетов на автобусы не было, на поезд до Красноярска тоже. Остались только купейные вагоны, но у нас откуда такие деньги? Мы сидели на лавочке с 7 часов вечера, и только около 23 часов нам начали говорить, что мы сможем уехать бесплатно на электричке до Красноярска.
В нашем доме в посёлке остались и собаки, и кошки, и коровы. Взрывной волной повыбивало окна. От взрывов, мама рассказывала, даже печку разнесло, всё в трещинах. От Каменки там, наверное, вообще ничего не осталось...
— Была паника?
— В Ачинске нет, а вот в Ключах — да. Мама рассказывала, что люди в посёлке оказались заперты, не могли оттуда уехать. Все, у кого машины были, брали людей с собой, забивали до отказа, но машин не хватало. А автобусов надо было ждать — дорога закрыта. Что людям думать в этот момент?
Жительница Ачинска Алёна на себе испытала удар взрывной волны.
— Как и все, сначала подумала, что это гром. И уже потом все поняли, что это взрывы. Всей дружной компанией, с родными и соседями, сели на обычный рейсовый автобус и поехали в сторону привокзального района за бабушкой. Там, в доме, на пятом этаже почувствовали ударную волну. Это болезненное, неприятное ощущение, как будто тебя накрывает и толкает. Мощное чувство. Сразу включается инстинкт самосохранения, даже пожилые женщины бежали по лестницам очень быстро. Оттуда же, с пятого этажа, мы видели зарево и гриб дыма, но даже тогда думали, что, возможно, это какие-то учения.
Два километра шли до вокзала пешком — тогда всем казалось, что это единственное безопасное место. Всё вокруг было оцеплено. Но люди оставались спокойными, решения принимали хладнокровно. Даже дети вели себя очень хорошо. Весь город, наверное, оказался на вокзале в этот вечер. Мы с одноклассницей не виделись 30 лет и встретились там вчера, пока ждали эвакуации.