Замораживать яйцеклетки дорого, оральные контрацептивы приводят к бесплодию, а сами роды — омолаживают: эти и другие мифы, связанные с беременностью и деторождением, мы обсудили с красноярским частным акушером-гинекологом и репродуктологом Натальей Саваловой. Так ли страшно отложенное материнство, можно ли беременеть после 40 лет и как повлияют частые роды на здоровье женщины, узнала корреспондент NGS24.RU Ирина Харитон.
— Валентина Матвиенко во время приезда в Красноярск рекомендовала женщинам рожать по четыре ребенка. Насколько для женщины это безопасно?
— Если вернемся к истокам, к нашим бабушкам, то в семьях было довольно большое количество детей. Выживаемость, конечно, была не очень высокая за счет неразвитости медицины на тот момент, но женщины спокойно могли иметь большое количество детей, потому что не было методов контрацепции и доживали до достаточного возраста.
— Но было ли хорошее здоровье?
— Согласна, уровень медицины и средняя продолжительность жизни были не особо хорошими. Если мы говорим про молодых женщин, то и четыре беременности — вполне нормально для своего здоровья и для здоровья своих детей. Мы знаем примеры, когда в семье и семь, и восемь детей. Если есть промежутки между беременностями, то, конечно, хорошо, но если женщина рожает каждый год, то это большая нагрузка на организм. Роды не омолаживают женщину, как многие говорят. На новый организм мы расходуем свою энергию. В идеале — два-три года должен быть перерыв между беременностями. Но мы понимаем, что это невозможно в данных реалиях. Потому как все мы хотим иметь и хорошее образование, и хороший статус, и квартиру, и машину, и отдых, и мы склоняемся к тому, что детей придется долго обеспечивать. Поэтому насколько это возможно на сегодняшний день… дай Бог двоих хотя бы.
— Женщины стали рожать позже? Насколько безопасна для здоровья беременность в возрасте 40+?
— Беременность после 40 лет это уже, скорее, исключение из правил. Средний оптимальный возраст для зачатия — 20–35 лет. С возрастом количество яйцеклеток у женщины физиологически снижается и их качество становится не очень хорошим, поэтому после 40 лет беременности случаются не так редко, но если мы говорим про возраст 40+, то эти пациентки прибегают к помощи репродуктологов, им нужна уже помощь доноров [яйцеклеток]. Конечно, такая беременность будет уже более осознанной, чаще такие женщины приходят рожать повторно, но есть и малый процент тех, которые еще ни разу не беременели.
Беременность «за 45» сопровождается высокими рисками рождения детей с хромосомными отклонениями, поэтому уже после 35 лет мы рекомендуем консультации генетика. Также повышается риск обострения хронических заболеваний, у пациенток возникают такие осложнения, как гистационный сахарный диабет, артериальная гипертензия, патология щитовидной железы. Если раньше женщину это никогда не беспокоило, то в возрасте 40+ беременность может стать триггером для дебюта данных заболеваний.
— А что будет со здоровьем малыша, который родится у женщины в возрасте 45+?
— Если мы говорим о самой главной проблеме, которая может сопровождаться у таких женщин, это хромосомно-генетические отклонения. У таких пациенток повышается риск рождения детей с патологиями нервной системы, сердечно-сосудистой системы, синдромами Дауна, Эдвардса, Паттау. Поэтому мы, гинекологи, делаем определенные скрининги, если беременность уже наступила у пациентки, где мы выявляем риски рождения таких детей, и предлагаем определенные процедуры по подтверждению этого диагноза или его исключения.
Также у женщин 40+ беременность хоть и возникает, но может прерываться. И чаще всего это связано с генетическими отклонениями. Бывает, что, обладая большим количеством эмбрионов, пригоден для успешной беременности только один. И если бы пациентка не делала эти исследования, то беременность у нее либо не наступала вообще, и женщина бы думала, что бесплодна, либо эта беременность могла бы прерваться на ранних сроках.
— Можно ли смолоду отслеживать состояние своего репродуктивного здоровья, чтобы понимать, насколько далеко можно откладывать зачатие без страха упустить момент и в будущем остаться бесплодной?
— На УЗИ органов малого таза можно провести обычный подсчет фолликулов яичников, он может судить о ее фолликулярном запасе, ее прогнозе на будущее. Довольно часто последние несколько лет к нам стало обращаться большое количество пациенток, которые даже не задумывались о беременности, [и у них] просто на банальном осмотре я вижу очень скудный запас фолликулов. Это настораживает меня как репродуктолога, я обращаю внимание на это, и уже тогда женщины начинают задумываться о беременности. Но обычно за планированием беременности обращаются женщины 28–32 лет.
— Заморозка яйцеклетки: как она проходит, в каком возрасте можно успеть сохранить их?
— Программа отложенного материнства подразумевает под собой сохранение не одной, а нескольких яйцеклеток. Потому что процесс довольно дорогостоящий [если пациентке дополнительно необходима процедура ЭКО], и важно получить как можно больше, ведь в дальнейшем может потребоваться не одна программа. Есть большое количество пациенток, заморозивших яйцеклетки, которые больше никогда к нам не приходят. Это просто будет у них лежать как вклад, как подушка безопасности, а сами они вполне могут забеременеть самостоятельно. Но если пациентка задумывается о такой программе, то оптимально ее делать до 30 лет, когда у нас хороший запас, нет хронических заболеваний.
Это несложно: выдается определенный перечень обследований, при котором мы исключаем противопоказания для гормональной стимуляции — нужно, чтобы в яичниках созрело больше, чем одна клеточка. Далее мы назначаем препараты для стимуляции. Это занимает не больше двух недель, после пациентка вводится в медикаментозный сон и все полученные выросшие фолликулы и полученные яйцеклетки криозамораживаются. Они хранятся в течение любого времени, то есть мы можем вернуться к этому вопросу через 10–15 лет, если потребуется.
Важно отметить, что это никак ваш запас не истощает. Мы привыкли, что у нас в одном менструальном цикле происходит овуляция — созревает один фолликул, лопается, и возможность наступления беременности возникает. Но, по сути, у нас созревает не один фолликул. Чем моложе женщина, тем больше фолликулов у нее вступает в рост. Их может быть и 100 в зависимости от выраженности запаса, и 10. И вот из этих 100 фолликулов 99 погибают, а один только начинает созревать. И наша задача как репродуктологов назначить препараты, чтобы задействовать всю когорту, чтобы все фолликулы созрели и всех их мы заморозили.
Если мы говорим о женщинах, которым требуются вспомогательные репродуктивные технологии, то здесь мы уже обладаем определенными методиками для предотвращения генетических заболеваний [у ребенка]. У нас есть генетические исследования, и уже на сроке пятисуточного эмбриона, до переноса его в полость матки, мы можем уже исключить все эти генетические заболевания и выбрать эмбрион, который уже жизнеспособен и здоров.
— Как хранятся замороженные яйцеклетки, и сколько такая услуга стоит?
— В Красноярске есть целых три клиники с такими холодильниками, но на практике мало пациенток возвращаются за своими клетками. Они как счет в банке — он лежит, греет душу, нужен на случай, если вдруг что-то потребуется.
Стоит это 1000 рублей в месяц. Мне кажется, на кофе у нас больше уходит, чем на хранение биоматериала.
— Как много яйцеклеток может понадобиться для того, чтобы получить успешную беременность?
— В 20 лет нам нужна всего одна клеточка, чтобы беременность наступила и нормально развилась в роды. А если мы говорим про возраст 44 года, то нам как минимум нужна не одна, а 33 клетки — это среднее арифметическое число. Приходит пациентка со скудным фолликулярным запасом, хочет только своего ребенка, о донорских клетках ничего слышать не хочет, смотришь ее запасы, а там по одному фолликулу с каждой стороны, и понимаешь, что ты можешь получить максимум эти два фолликула. И объясняешь, мы можем с первого раза получить беременность, а можем только с пятого или с тридцать третьего. Готовы вы материально пойти на эти все затраты?
— До какого возраста женщина может воспользоваться своими замороженными клетками без использования услуг суррогатного материнства?
— У нас нет ограничения в стране, но есть масса других факторов. Нам важно не только получить эту беременность, но и выносить ее, поставить на ноги ребенка, а средний продолжительный возраст в России еще не так длителен, как в других странах. Мы обращаем внимание пациенток сначала на это. По ОМС регламентирован возраст репродуктивных технологий, на коммерческой основе нет ограничений, но мы стараемся придерживаться общей статистики законодательной, когда считается, что конец репродуктивного возраста 49.
— Если молодая девушка хочет заморозить яйцеклетки, но у нее есть такие заболевания, как синдром поликистоза яичников (СПКЯ), заболевания щитовидной железы или эндометриоз — пригоден ли ее биоматериал?
— Такие диагнозы изначально снижают шансы наступления беременности. Всё чаще к нам приходят женщины и задумываются о каких-то вспомогательных технологиях, потому что эндометриоз — бич молодых девушек. И тут не предскажешь, как он поведет себя. Есть пациентки, которые долго живут с какими-то небольшими проявлениями и никак это их не беспокоит, хотя у них есть такой диагноз, а есть пациентки, у которых случайная находка — множественные эндометриоидные кисты с обеих сторон яичников, которые в дальнейшем приведут к их истощению, и потребуется уже оперативное вмешательство.
Поликистоз и эндометриоз в дальнейшем влияют на наступление беременности. А такие проблемы, как заболевания щитовидной железы, наоборот, легко корректируются.
У нас очень часто бывает, когда пациентка приходит к нам на лечение в программу ЭКО, у которой поликистоз яичников — нет своей овуляции, и нужно простимулировать яичники. Качество фолликулов тоже страдает. На выходе мы можем получить из 15 только два хороших эмбриончика. Также и при эндометриозе. Фолликулов много в яичнике, клеточки мы получаем, но выживаемость их до 5 суток уже гораздо меньше.
— Противозачаточные препараты могут привести к проблемам с наступлением беременности в будущем?
— Противозачаточные не лечат заболевания, они только делают регулярный цикл пациентке. Если у женщины были проблемы и так с циклом, то назначение контрацептивов никак не вылечит эту проблему. Когда они прекращают применение препаратов, то же самое возвращается. Есть пациентки, которые во всём грешат на контрацептивы: «Из-за этого я теперь не забеременею!». То есть здесь нужно изначально возвращаться к истокам — а зачем вам это нужно было? Вы хотели сделать себе цикл регулярный — вы его получили, либо вы не хотели нежелательную беременность. Но на сегодняшний день контрацептивы уже более 40 лет у нас существуют в мире, если бы они вызывали какие-то побочные эффекты, то они были бы уже давно запрещены. Конечно, нужно взвешивать все за и против, сопутствующие заболевания, не при всех состояниях здоровья они разрешены. Это не панацея, ни один контрацептив не вылечил ни поликистоз, ни эндометриоз, но ничего плохого в них тоже нет.
— А частое употребление таблеток экстренной контрацепции может помешать зачатию спустя годы?
— Всё должно быть в меру. Это и называется экстренной контрацепцией, а есть некоторые пациентки, которые и по пять раз в год данные препараты используют, но в принципе их применение должно быть единичным случаем. Конечно, это лучше, чем в дальнейшем проводить аборт пациентке, потому что последствий будет гораздо меньше. Данные препараты могут вызывать нарушения менструального цикла в какой-то небольшой отсроченный период, единожды принятая таблетка не повлияет на дальнейшую беременность.
— А если, как вы говорите, пять раз в год пациентка принимала эти препараты?
— Любые препараты, в том числе контрацептивы, они могут повышать риски заболеваний, связанных с появлением кист молочных желез, яичников. И витаминка может нанести вред человеку, поэтому должно быть всё в меру. Нужно тогда подобрать оптимальную контрацепцию для вас, те же оральные контрацептивы, чтобы не было необходимости [в экстренной контрацепции].
— А какие болезни встречаются сейчас у ваших пациенток чаще всего?
— За последнее время на первом месте у нас пациентки с эндометриозом. Также бывают нередко пациентки, у которых не наступает овуляция, сюда же входит упомянутый СПКЯ, и пациентки с истощением фолликулярного резерва. Кстати, после перенесенной ковид-инфекции всё чаще к нам стали обращаться именно такие пациентки. Это большой шторм был для организма. Не сказать, что именно ковид привел к формированию истощения фолликулярного резерва, возможно, это последствия аутоиммунных заболеваний, протекающих без каких-либо проявлений.
— Есть еще причины, из-за которых стали чаще проявляться такие заболевания?
— Отсутствие беременности. Отложенная своя репродуктивная функция приводит к формированию данных заболеваний. Желание создать карьеру, какие-то блага для себя получить, влияет питание — мы все знаем, что и антибиотики добавляются в продукты.
— Почему тогда женщины не рожают?
— Пациентки говорят: «Я хочу пожить для себя». Нет партнера, в котором была бы уверена. Поэтому к нам чаще возвращаются женщины в возрасте 32–37 лет. А в 37–39 лет начинают приходить пациентки, вступающие в программу ЭКО.
— Сколько стоит ЭКО?
— Это зависит от многих факторов: от возраста, от массы тела, от запаса яичников. Основная стоимость идет на гормональные препараты. Если мы возьмем, к примеру, пациентку свыше 100 килограммов, то на нее потребуется больше препаратов, потому как не всё их количество дойдет до яичника. В среднем стоимость препаратов от 70–90 тысяч выходит. Базовая программа ЭКО стоит примерно 150 тысяч. Если закладывать и то и другое, то выйдет примерно 250 тысяч. Я считаю, это не так дорого, в настоящий момент у нас пациенты на отдых свой больше тратят. А отложенное материнство еще дешевле.
К сожалению, довольно большой пласт пациенток в возрасте 37–39 лет обращаются за первым ребенком. Есть пациентки, которые, несмотря на такой возраст, 10 лет планируют беременность. Это дико звучит — у нас считается, что если через год беременность не наступила — нужно обращаться к репродуктологу. Не всегда требуется только ЭКО, иногда нужно правильно наладить работу яичников или сказать, в какие дни лучше жить половой жизнью, и может наступить естественная беременность.
— То есть репродуктолог не обязательно отправит на ЭКО, а просто может проконсультировать?
— Конечно. Мы стали вести статистику в нашей клинике и стали записывать пациенток, которые сами забеременели. То есть принято считать, что клиника славится процентом наступления беременности после ЭКО, но мы стали вести свой список просто самостоятельных беременностей на фоне назначения предгравитарной подготовки, на фоне корректировки каких-то показателей. Он большой и растет постоянно. Иногда нам просто требуется грамотная стимуляция яичников, если мы говорим про СПКЯ.
Отметим, в Красноярске заморозить свои яйцеклетки можно в трех клиниках: в «Бионике» (от 34 000 рублей), в «Трех сердцах» (от 27 000 рублей) и в гинекологической клинике «Отделение ВРТ» (от 31 000 рублей). В «Бионике», как нам сообщили сотрудники, за такой услугой обращаются нечасто, но буквально два года назад подобных запросов у пациенток не было и вовсе. В «Отделении ВРТ» тоже такая тенденция появилась совсем недавно, чаще, как заверила администратор клиники, пары замораживают эмбрионы или сперму. В «Трех сердцах» оперативно ответить на наш вопрос не смогли.
Больше новостей — в нашем телеграм-канале «NGS24.RU — Новости Красноярска» и в группе во «ВКонтакте» «НГС.НОВОСТИ Красноярск». Подписывайтесь, чтобы первыми узнавать о важном.