Семья из Красноярска 31 мая потеряла своего желанного ребенка и столкнулась с медицинской бюрократией: маловесная девочка, которая жила несколько дней, была записана медиками как «выкидыш». Чтобы тело малышки не утилизировали как «медицинские биологические отходы», родители сейчас пытаются выбить справку, которая позволит им похоронить ребенка по всем человеческим правилам. Но у медиков другое видение ситуации — есть стандарты, которые определяют, кто и когда «человек». В сложной ситуации разбиралась корреспондент NGS24.RU Кадрия Катцина.
Бумажка для похорон
Мария Леоненко легла на сохранение в перинатальный центр в мае. В ночь на 27 мая женщине стало плохо, открылось серьезное кровотечение, ситуация складывалась неблагоприятно, врачи решили спасать малышку и маму, сделали Марии кесарево сечение. Ребенок родился на 25-й неделе беременности, и хоть вес девочки был всего 440 граммов, ее принялись выхаживать.
На первой минуте жизни по шкале Апгар было 5 баллов, уже на пятой минуте — 7 баллов. Это значило, что патологий нет, но ребенку требуется пристальное внимание. Девочку поместили на аппарат ИВЛ, кормили маминым сцеженным молоком, но она была очень слаба. Четыре дня врачи бились за ее жизнь, а 31 мая девочка умерла.
Марию Леоненко выписали из перинатального центра только с одним документом — собственным выписным листом, в котором в двух строчках есть данные ребенка: женский пол, 440 граммов, 25 сантиметров. Мария не хотела оставлять тело дочки в медучреждении, для семьи было важно похоронить крошку. Но в справке о смерти ребенка при выписке женщине отказали. Сказали: «Вы попали в "белое пятно" закона».
Решать вопрос со справкой и похоронами нужно было быстро, и Мария связалась с редакцией NGS24.RU и рассказала о произошедшем. После нашего обращения в Минздрав региона справку быстро сделали и сказали, что женщина сама ее не забирает.
— Министерством здравоохранения инициирована ведомственная проверка. Пациентка была проинформирована в день выписки о возможности забрать документ, положенный приказом 1687н о медицинских критериях рождения, форме документа о рождении и порядке его выдачи. Однако за ним она не пришла, — пояснили в Минздраве.
Это заявление повергло Марию в шок.
— Это ложь! Муж был 2 июня в перинатальном центре, и ему не дали справку, сказали, приходите в понедельник. Это такая попытка учреждения выкрутиться?! Если бы мне дали справку, я бы уже смогла заняться похоронами! — восклицает мама, потерявшая ребенка.
У вас «выкидыш»
Получить справку Мария смогла только 6 июня. Но в этой справке, ради которой она была вынуждена ходить по кабинетам с болью после кесарева, написано, что у нее был «выкидыш».
— Юрист, который специализируется на помощи беременным, говорит, что это подлог. Они пытаются сделать нашего ребенка выкидышем! Но ведь она жила. Когда я выписывалась, мне, кроме моей собственной выписки, не дали ни одного документа, как будто она не родилась и не умерла. Документы о вскрытии мне вообще пообещали дать только через 30 дней, а сегодня выдадут, как они выразились, «времянку», — рассказывает женщина.
Медики, называя выкидышем ребенка, жившего четыре дня, ссылаются на постановление Минздрава РФ. Параметры, по которым не прошла девочка, чтобы стать человеком, гласят, что ребенок должен появиться на свет не раньше 22-й недели, весить не менее 500 граммов. А в случае если невозможно определить вес, измеряют рост — и он должен быть не менее 25 сантиметров. К тому же ребенок должен прожить дольше недели, а малышка Марии прожила всего четыре дня.
В случае с 440-граммовой девочкой, родившейся на 25-й неделе, ее нельзя считать ребенком только из-за маленького веса. Юристы считают, что такая дискриминация недопустима.
— Поскольку перинатальный центр принял у женщины роды и стал выхаживать маловесного ребенка, они должны были предоставить маме справку о рождении, справку о смерти. Уже с этими документами мама должна была пойти и получить эти свидетельства. Также женщине должны были выдать выписку, в которой должно быть кратко указано, какие манипуляции производили с ней и с ребенком. Ссылаться на то, что ребенок менее 500 граммов, совершенно неуместно, поскольку они оказывали ребенку помощь, он получал какие-то лекарства, деньги на это они же потратили. Маме нужно обратиться в перинатальный центр с заявлением, и все документы ей должны предоставить, — настаивает юрист Юлия Стибикина, которая специализируется на делах, связанных со здравоохранением.
Документы женщине выдавать при выписке не хотели, а врачи даже предлагали семье похоронить ребенка на каком-нибудь деревенском кладбище без всяких справок, якобы там это сделать можно. Но для семьи было недопустимо хоронить ребенка, как котенка.
— Откуда в людях такая жестокость? То есть отец должен сам рыть могилу своему ребенку? Мы хотим попрощаться с ребенком по-человечески, а для этого нам нужна медицинская справка о смерти, потому что иначе мы не сможем получить на кладбище место, — говорит Мария Леоненко.
Как быть с похоронами
Такое же мнение у директора красноярской ритуальной компании «Последний путь» Игоря Коробейникова. Он считает, что со справкой о выкидыше, которую подготовили медики, маме похоронить ребенка нельзя.
— Справка, о которой вы говорите (справка по приказу 1687н), не дает права на земельный участок для захоронения, но можно было хотя бы как-то пойти женщине навстречу и выделить ей кусок земли, но эти вопросы решает департамент городского хозяйства. И да, похоронить в деревне было бы проще, — говорит ритуальщик.
Мы связались с департаментом городского хозяйства. Его специалисты говорят, что если женщине выдадут справку, в которой будет указано, что она может воспользоваться ритуальными услугами, проблем с захоронением не возникнет.
— А как иначе? Ведь если перинатальный центр отдает тело, значит его нужно похоронить по всем правилам в положенном для этого месте. Они не могут выдать тело человека, чтобы его просто где-то закопать, — поясняют в ведомстве.
Сейчас у родителей на руках есть справка, которая вроде как дает право на похороны ребенка с формулировкой «выкидыш». Но опять юридическая нестыковка. Если человек жил, ел, получал лекарства, его нельзя считать просто плодом.
Мы попросили оценить ситуацию юриста, специализирующегося на медицинском праве, Сергея Броницкого. Он считает, что человека, прожившего четыре дня, называть «выкидышем» будет не совсем правильно.
— Семья стала заложником бюрократии. Да, действительно, есть положение Минздрава, в котором прописаны параметры ребенка. Оно включает в себя вес, неделю беременности, на которой он родился, и количество прожитых дней. Но справка о выкидыше в данном случае неуместна. Ведь ребенок родился живым. Справедливо будет говорить о справке о перинатальной смерти. Если родители захотят решить эту ситуацию, им нужно будет обращаться в суд и оспорить справку о выкидыше после похорон ребенка, — резюмировал юрист.
Пара слов о корысти
Когда NGS24.RU сделал первую публикацию об этом деле, комментаторы на сайте и в соцсетях выдвинули предположения, что мама хочет получить справку только для того, чтобы навариться на смерти собственного ребенка — якобы справка о рождении и смерти ей нужна для оформления материнского капитала и других социальных выплат. Об этом же в личных беседах с корреспондентом говорили и некоторые представители медицинских ведомств.
Но на самом деле материнский капитал в этой ситуации семье Леоненко не положен. Если бы ребенок выжил, он был бы у семьи третьим. А за третьего дают только региональную выплату.
— Возможность получить федеральный материнский капитал после смерти ребенка есть, но это единичные случаи. В Красноярском крае действительно мало таких. Но тут идет речь о третьем ребенке, а это уже не наша компетенция, — резюмировали в Пенсионном фонде.
Мы обратились за информацией в Министерство соцзащиты Красноярского края.
— Никакие выплаты в данной ситуации родителям не полагаются, на момент оформления заявлений ребенок должен быть жив, — четко ответили в ведомстве.
Что дальше?
Сейчас есть два варианта развития событий: либо родители получают все необходимые документы и могут похоронить ребенка по всем правилам, либо они не получают документы и продолжают отстаивать свои права.
Мария рассказала, что 6 июня она была на приеме у заместителя главного врача перинатального центра. В учреждении взяли паузу, чтобы еще раз разобраться в ситуации, перепроверить последнюю редакцию постановления Минздрава РФ, обсудить юридические тонкости со специалистами.
— Мы добились разговора с руководством учреждения, нас выслушали и правильно поняли, — сказала Мария. — Если всё будет так, как говорят юристы, мы получим справку, с которой сможем пойти в ЗАГС и оформить гербовое свидетельство о смерти ребенка. Если такую справку нам не дадут, мы запросим официальное подтверждение отказа и дальше пойдем разбираться в прокуратуру.
Продолжение: красноярцы смогли добиться от перинатального центра справки о смерти ребенка, которая позволит его похоронить.