Наверняка вы не раз слышали фразу «Все болезни от нервов». Забегая вперед, скажем, что это неверное суждение. Психосоматика из-за того, что вбирает в себя телесное и душевное, обросла множеством мифов, домыслов и интерпретаций, в том числе и мракобесных, не имеющих ничего общего с доказательной медициной и психологией. Кто-то считает, что на развитие заболеваний влияет родительская любовь, характер или поступки, и тоже называет это психосоматикой.
Как оказалось, всё гораздо сложнее, но не будем забегать вперед. Чтобы развеять все мифы о психосоматике и узнать, что же это такое с научной точки зрения, мы поговорили с доктором психологических наук Олесей Волковой.
— Что такое психосоматика? И верно ли расхожее утверждение: «Все болезни от нервов»?
— Определение психосоматике можно дать с точки зрения двух позиций: с одной стороны, это современное направление в медицине, которое учитывает индивидуальные особенности пациентов и рассматривает их как фактор возникновения соматических заболеваний.
С другой — это целое направление в клинической психологии, которое занимается изучением взаимосвязи психических процессов с нашими физическими состояниями. Ложное понимание сути психосоматического подхода связано с заблуждением в том, что все болезни от нервов. Нет, не все болезни от нервов, и не все соматические заболевания возникают из-за психологических потрясений, не любую болезнь можно объяснить психологическими трудностями. Как показывает современная статистика, огромное количество психосоматических пациентов не имеют психосоматических заболеваний. Объясню почему так. Когда мы болеем, мы как-то относимся к своей болезни. Дети радуются, что не надо идти в школу или детсад, люди на пике карьерного роста расстраиваются, что из-за болезни упускают возможности. То есть у человека болит тело, но он расстраивается, так как система социальных связей становится беднее, меняется жизненная мотивация — он хочет выздороветь, хочет заниматься какими-то приятными делами, а не болеть и лечиться. Соответственно, можно сказать, что когда мы болеем, мы все —психосоматические пациенты, но в чистом виде заболеваний, в которых психологический фактор играет доминирующую роль, крайне мало.
— Какие заболевания можно назвать психосоматическими?
— Существует перечень заболеваний, которые в традиционной клинической психологии и медицине признаны как классические психосоматические. Этот перечень называется «Чикагская семерка». В него включены такие заболевания, как эссенциальная гипертония, язвенный колит, бронхиальная астма, нейродермит, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, гипертиреоз, ревматоидный артрит. Всё больше в популярной литературе встречается суждение, что онкология относится к психосоматике. Это неправда. Исследований, которые бы доказали, что кроме этих семи есть еще психосоматические заболевания, не существует.
Это объясняется достаточно логично. Если вникать в суть каждого заболевания, то в симптоматике этих заболеваний психологическая составляющая выражена очень ярко. Например, при бронхиальной астме человек испытывает приступы удушья и поэтому сталкивается с витальным страхом.
Мы на физическом уровне чувствуем, как эти заболевания в нашем теле проявляются, развиваются, и мы испытываем яркие эмоциональные переживания во время ощущения этой симптоматики.
— Можно ли коротко объяснить, как формируются эти заболевания?
— Чтобы рассказать о каждом из классических психосоматических заболеваний, нужно будет поместить в эту статью целый учебник, но если говорить в целом, то у каждого человека, который страдает тем или иным психосоматическим заболеванием, есть определенные личностные черты, которые создают предпосылки для возникновения конкретного заболевания. Однако, если мы начнем говорить только о том, какие типичные черты приводят к артриту, какие — к астме, а какие к язвенной болезни, мы слишком упростим объяснение сложного механизма психосоматического заболевания.
Привычные для нашей психики способы взаимодействия с внешним миром не всегда успевают скорректироваться в ситуации стресса, но тело понимает, что ситуация стрессовая, и быстро мобилизуется. Например, раньше человек жил в пещере, и когда в естественных условиях обитания он видел перед собой угрозу (врага или саблезубого тигра), организм реагировал мобилизацией: учащалось сердцебиение, повышалось артериальное давление, у кого-то опорожнялся кишечник и мочевой пузырь, учащалось дыхание. Такая мобилизация позволяет максимально быстро либо перейти в атаку, либо убежать.
Подаренная природой защита была обоснована: после схватки или в результате удачного побега организм награждал человека порцией эндорфинов. То, что происходит в современном мире, не вписывается в рамки механизмов, заданных человеку природой. Сейчас он не может в открытую реагировать на стресс: он приходит на работу, встречается с терроризирующим его боссом, но ни убежать, ни ударить не может, хотя организм готовится именно к такой реакции. Соответственно, системы организма изнашиваются, встречаясь с одним и тем же фактором стресса и не имея возможности отреагировать на него. Системы, которые наиболее уязвимы, чаще всего включаются в мобилизацию, но не получают от организма награду, изнашиваются, а поэтому начинают болеть.
— Каким образом вы диагностируете и лечите психосоматические заболевания?
— Мой опыт практической деятельности и преподавания показывает, что психосоматика — это самое сложное направление в современной психологии и психотерапии, так как приходится учитывать огромное количество факторов, влияющих на заболевание: историю жизни, генетическую предрасположенность, тип взаимоотношений с социумом, систему детско-родительских отношений и воспитания в семье, психологические травмы, уровень образованности, социальное окружение и так далее.
При работе с психосоматическим пациентом на каждой встрече проводится клиническое интервью, которое позволяет возвращаться к его наиболее ранним воспоминаниям, которые позволяют исследовать, что могло послужить возникновению и развитию психосоматического заболевания. У человека есть два вида памяти: эмоциональная и вербальная. И эмоциональной памятью человек пользуется, когда еще не умеет четко выражаться словами. Он не знает, как называются явления, предметы и события вокруг него, он запоминает свой опыт через эмоции. В основном это происходит в детстве, в возрасте до 3–5 лет. Соответственно, задача психолога, психотерапевта — добраться до этих воспоминаний, и это опять же делается с помощью клинического интервью или телесных практик.
— Если человек подозревает у себя психосоматику, к кому ему сначала идти: к психологу или к узкому специалисту?
— Иногда ко мне приходят пациенты, которые уверены, что у них психосоматика. Например, у человека уже хроническое заболевание с рецидивами и достаточным уровнем изношенности органов. Такие пациенты думают, что психологическая помощь может вылечить орган, но если есть разрушения на физическом уровне, то без медикаментозной помощи не обойтись. Но если начать лечить заболевание сразу на двух уровнях, то есть на психологическом и соматическом, то стойкость излечения вырастает в разы. Рецидивов становится всё меньше, организм более устойчив и оздоравливается, потому что нет больше необходимости решать телом и здоровьем проблему в психологическом пространстве.
Если что-то болит на уровне тела, действительно, сначала нужно обратиться к медикам и узким специалистам, чтобы они провели биомедицинскую диагностику, психолог не лечит тело. Это еще важно и потому, что болеющий человек, как правило, находится в состоянии тревоги и не может дать объективную оценку своему состоянию, обычно уровень физических страданий искажен через призму эмоционального восприятия. Поэтому обязательно на первом этапе обратиться к врачу и получить его консультацию. Иногда бывает, что у человека встречаются функциональные расстройства, но доктора ничего не находят. Тогда есть смысл идти к психотерапевту: это лучше, чем где-то снимать порчу или сглаз, потому что склонные к мистическому мышлению так и делают, думая, что над ними совершили обряд.
— Я встречала о психосоматике такие суждения, что она очень конкретно указывает причину заболевания, связанную с эмоциональными переживаниями. Например, такое суждение, что у детей, которые не чувствовали любовь родителей, чаще возникали проблемы с аденоидами. Что думаете по этому поводу?
— Суждения, подобно этому, являются ложными. Это примитивная интерпретация того, что происходит с человеком. Человек это такое сложное и системное существо, что на его становление влияет огромное количество факторов, и в жизни каждого встречаются моменты, когда он думает, что его не любят. Но, к счастью, не у всех детей проблемы с аденоидами. Если уж мы рассматриваем этот конкретный диагноз, то важно заметить, что на возникновение данного заболевания влияет множество факторов, например, экология и ослабленный иммунитет, ОРВИ и генетическая предрасположенность. Такая попытка интерпретировать причины болезни является притянутой за уши и не имеет никакого отношения к действительности.
Я сталкиваюсь с тем, что люди, будучи продвинутыми в вопросах самопомощи, обращаются к интернету, и конкретно в этом случае одной из самых популярных является теория психологинь Луизы Хей и Лиз Бурбо, которые пытались систематизировать конкретные психологические предпосылки, которые влияют на конкретные заболевания. Но на эти таблицы без смеха не взглянешь, потому что отношения к доказательной медицине и психологии они не имеют.
— Какой может быть профилактика психосоматических заболеваний? Совет «не нервничать» не работает, да и мы уже выяснили, что не все болезни от нервов. Что делать?
— Совет «не нервничай» часто вызывает раздражение, потому что, когда мы слышим его в своей адрес, мы сталкиваемся с обесцениванием наших проблем и переживаний. И вынуждены замыкаться и не делиться своими чувствами, так как не получаем поддержку и сочувствие, на которые рассчитываем.
Что касается профилактики психосоматических заболеваний, это в первую очередь гармоничное отношение с собой и миром. Важна мотивация жить, интерес к жизни, выстраиванию экологичных отношений.
И если человек понимает, что есть склонность вваливаться в болезнь, когда возникают какие-то трудности, то, чтобы это не стало привычкой, важно обращаться к специалистам. Даже если психотерапевт или психолог поймет, что ваша проблема в том числе телесная, он поможет порекомендовать или дать направление к узкому специалисту.