В Красноярске начался горнолыжный сезон. Про открытие трасс уже заявил «Бобровый лог», о подготовке к запуску сообщили «Сопка» и «Дивный». Что нового ждет лыжников и сноубордистов этой зимой — как изменятся тарифы и условия посещения? Публикуем подробности.
Сезон-2024/2025: что изменилось
Первая большая новость для адептов горнолыжки: работу трасс продлили. В «Бобровом логе» по будням можно будет кататься на час дольше. Это стало возможным после установки дополнительного освещения. Ранее вечерняя подсветка действовала только в зоне К2, и вечерние катания сводились к спуску либо с 500, либо с 900 метров. Теперь, по словам руководителя парка Константина Нестерова, будут освещены все трассы, кроме «черных» — к ним относятся маршруты максимальной сложности.
— Сейчас полностью освещена двухкилометровая трасса № 9 и № 9а и закончена установка столбов на трассе № 2. Если всё пойдет по плану, то к Новому году общая продолжительность освещенных трасс превысит 5 километров, — уточнил Константин Нестеров.
Для сравнения: на одном из главных российских курортов — Розе Хутор — протяженность трасс для вечернего катания составляет 2,5 километра, а на известном курорте «Архыз» — всего 1,5 километра.
Второе важное изменение — тарифы. Здесь обновление также проанонсировал «Бобровый лог». По данным платежно-пропускной системы парка, 64% посетителей проводят на склонах не более 2 часов, 35% посетителей — от 2 до 4 часов. И если до недавнего времени оплату считали по количеству подъемов, то теперь ски-пасс определяет время: можно взять абонемент на 2 или на 4 часа.
По мнению олимпийского призера по сноуборду Николая Олюнина, такой принцип гипотетически больше устроит желающих покататься.
— Например, понимая, что впереди соревнования, а у меня хромает бэксайд или фронтсайд и надо его попробовать, я приезжаю на горнолыжку, делаю всё за 45 минут, а потом пью в кафе чай с ватрушкой и еду домой. Очень удобно. Не знаю, где еще так можно. Но я ничего не могу сказать про цены, потому что я как действующий спортсмен катаюсь бесплатно и не хотел бы сам сравнивать разные горнолыжные комплексы, потому что все по-своему хороши, — прокомментировал спортсмен.
С олимпийским призером согласен фанат карвинга и сноубордист со стажем — красноярский радиоведущий Антон Говядин.
— Новость про абонементы по времени, а не по количеству подъемов меня очень радует. Потому что сейчас многие начинающие катальцы, катаясь с середины горы, платят за сход, как за полную гору. Поэтому, даже если они катались не очень хорошо, они ехали всё равно наверх и соскабливали снег с крутяка, лишь бы выкатать подъем. Если абонемент будет зависеть от времени, такой проблемы с новичками не будет. Я, бывало, брал два четырехчасовых абонемента и за день выкатывал 36 подъемов практически без перерывов. Но это я, видите, такой фанатик. Штучное катание — это такая себе история, — рассуждает Антон Говядин.
Цены на горнолыжку в сезоне-2024/2025
По данным Ассоциации горнолыжных комплексов, территорий и сервиса России, стоимость содержания, обслуживания и приобретения иностранных запасных частей для ратраков и систем оснежения выросла на 300%, а для канатных дорог — на 700%.
— В данных условиях стоит важнейшая задача — не только обеспечивать полноценное и своевременное обслуживание оборудования для обеспечения безопасности гостей, но и продолжать искать возможности для вовлечения в горнолыжный спорт новых любителей и создания для них комфортных и доступных условий, — сообщил руководитель ассоциации Григорий Ариевич.
Говоря о ценообразовании на услуги горнолыжных комплексов в Красноярском крае, надо учитывать и локальные особенности. В частности, они связаны с климатом.
Казалось бы, само слово «горнолыжный» говорит о том, что для катания нужны в первую очередь горы и лыжи. И то и другое в Красноярске имеется. Но у профессионалов другие приоритеты. По словам Константина Нестерова, для курорта нужны три вещи: это снег, снег и еще раз снег. А со снегом в городе, оказывается, всё плохо.
— Посмотрим статистику «Яндекс.Погоды»: видим, что за прошлый сезон в Красноярске выпало 64 миллиметра снега. Для сравнения: в Новосибирске — 90, на Урале — 120, в Москве — 180, а на юге страны, то есть в Воронеже, Ростове, Краснодаре — от 230 до 280 миллиметров снега, — поясняет он.
Тем не менее горнолыжные курорты в Красноярске все-таки работают, но в том числе с применением искусственного снега. По всей протяженности трасс «Бобрового лога» протянуты трубы и установлены снегогенераторы: они распыляют воду, которая на холоде превращается в снег. У такой системы есть недостатки: в плюсовые температуры вода из труб так и остается водой, а в основательный минус трубы перемерзают, на прогрев системы уходит пара суток.
При всей сложности обслуживания трасс красноярские горнолыжки остаются в числе демократичных горнолыжных курортов. Так, абонемент на 2 часа в «Бобровом логе» обойдется в 800–1100 рублей, четырехчасовой — 1200–1600 рублей.
На «Сопке», по данным прошлого года, чек на безлимитный подъем составляет 1300, но прайс варьируется для детей и взрослых, а также зависит от дня недели. Однако ожидается, что в этом году трассы будут работать только как тренировочные — для спортсменов, по крайней мере до Нового года. На загородной горнолыжке «Дивный» стоимость дневного абонемента в прошлом году обходилась в 2000.
Для сравнения: в Шерегеше, где с неба падает совершенно бесплатный снег, 4 часа катания стоят 2300 рублей, в челябинской «Солнечной долине» — 4500 рублей, на башкирском курорте «Банное» — 2600 рублей. На самарской «СОКе» и пермской «Губахе» за три часа придется выложить как минимум 1600 рублей. Московское «Степаново» предлагает 4 часа катания за 3500 рублей.
Но красноярцам повезло больше остальных, считает эксперт по горнолыжному снаряжению, владелица магазина одежды и аксессуаров для горнолыжного спорта «Картель и Бестия» Екатерина Жижко-Алемасова.
— Я катаюсь уже более 20 лет, и это круто, когда ты можешь покататься в любой момент, когда ты этого хочешь. Расположение, можно сказать, в центре города — ну это нонсенс, такого нигде нет, — говорит она. — Я «Бобровый лог» считаю градообразующим предприятием. Это очень важный объект для горожан.