Город интервью «Ощущение, что на город немного подзабили»: бывший красноярец делится впечатлениями от последнего визита на родину

«Ощущение, что на город немного подзабили»: бывший красноярец делится впечатлениями от последнего визита на родину

Транспорт, пробки, обрезка и другие наблюдения

Сергей уехал из Красноярска в 2015 году

Красноярской мэрии под конец года не позавидуешь. То за сутки выпадет месячная норма снега, то нагрянут сорокаградусные морозы, которые мешают этот снег убирать. Мэр и рад бы рассыпать по дорогам «Бионорд», который бы за сутки растопил толстые слои снега, но нельзя — жители против, хоть и стоят каждый день в десятибалльных пробках. Впрочем, и когда морозы отступили, к дорогам толком почему-то оказалось не подступиться — так, что мэр принес сакральную жертву и уволил ответственного за очистку улиц.

При этом практически под каждой новостью и постом о снежных завалах и застрявших в пробках красноярцах находится несколько комментариев о том, что раньше с этими трудностями как-то справлялись. Изменения лучше всего видны издалека незамыленным глазом, поэтому NGS24.RU решил узнать у бывшего красноярского журналиста Сергея Мезенова, который как раз недавно приезжал в город, а как изменился Красноярск при Владиславе Анатольевиче.

— Давай начнем с того, когда ты уехал и почему.

— Я уехал в 2015 году в Петербург. С Красноярском и Петербургом это не было связано вообще никак. Это переезд по личным причинам, и, если бы девушка жила в другом городе, я бы поехал в другой город. В Красноярске мне на тот момент не то чтобы всё нравилось, но я довольно долго не хотел уезжать. Были тогда разные разговоры об этом, но мне казалось, что ну не прямо «где родился, там и пригодился», но надо что-то делать и развивать здесь, в городе. Была такая у меня идея, но потом я благополучно от нее отказался.

Сергей Мезенов — бывший красноярский журналист, работал обозревателем в газете «Комок» и на сайте Newslab, писал рецензии на кино и музыку, организовывал концерты и другие культурные мероприятия в крае.

Как часто наведываешься в Красноярск?

— В этот раз я был в ноябре–декабре 2023-го, до этого не приезжал полтора года. Стараюсь приезжать раз в год, навестить родителей, родственников, но не сказать, что это прямо железное правило, не всегда получается. Бывает, что я приезжаю не сам по себе, а с какими-то проектами. Например, в январе 2022-го я был в городе, потому что меня позвал Канский видеофестиваль, который проходил в Красноярске в последний раз. А до этого был в ноябре 2021-го, потому что меня позвала Российская креативная неделя.

Он старается навещать Красноярск раз в год–полтора

— Ну в целом вроде бы достаточно времени, чтобы заметить, как Красноярск менялся с каждым визитом?

— В последний визит я как раз заметил вещи, которые не поменялись. Больше всего бросился в глаза вопрос с транспортом — в широком смысле. Я на самом деле перестал следить про это, и только, когда приехал в Красноярск, узнал, что в городе снова возобновили строительство метро. Узнаю от людей про это и думаю: «Как? Опять? Зачем?» Меня это сильно удивило. Вроде же закрыли уже тему с метро, заморозили, а оказывается, нифига подобного. Опять там что-то происходит, опять скандалы, кого-то уже посадили.

Почему я говорю про метро? У меня в этот приезд возникло ощущение, что метро воспринимается в Красноярске как такая волшебная палочка, которая должна будет сразу решить вопрос с пробками и с общественным транспортом. И все усилия вкладываются в это, и все надежды на метро. Вот мы строим метро, и поэтому пока ничего другого в сфере транспорта делать не будем. Ну а пока надо подождать.

Мне было очень странно, что на дворе 2023 год, а ситуация с общественным транспортом примерно такая же, как когда я 20 лет назад ездил в институт. Люди точно так же не могут уехать вечером на автобусе и влезть в него. Это большое открытие для меня — что эти проблемы существуют так много лет и почему-то до сих пор с ними ничего нельзя сделать.

Разгруженный по меркам декабря-2023 вечер, всего 8 баллов

Летом году в 2016-м, в один из визитов уже после моего переезда из Красноярска, в десять часов вечера я пытался уехать на автобусе с Предмостной площади в Северный. И мне это не удалось. В десять часов вечера нужный автобус уже не ходил.

Я понимаю по разговорам с друзьями, что эта ситуация до сих пор сохраняется. Мы встречались с ними в гостях в квартире на проспекте Мира. И подруга, которая живет на Матросова, уже в районе тех же десяти вечера засобиралась на остановку, потому что иначе на автобусе она бы домой уже не уехала.

То есть это будничная реальность для людей в Красноярске. Мои родственники живут в Ветлужанке и муж моей сестры работает в Зеленой Роще, а племянники учатся на правом берегу на Затоне. И для них буднично, что в дороге в один конец нужно провести около двух часов. А иногда и больше, когда получается что-то экстраординарное, например, в конце ноября выпадет снег. Как раз когда я приехал в этот раз, были сильные снегопады, потом похолодало, и муж сестры рассказывал, что он ехал на работу три часа. Я просто не могу себе такое представить, честно говоря. Я бы с ума сошел в этом автобусе.

Фото, которое Сергей сделал вечером из окна гостиницы на Театральной

У меня просто есть еще дополнительный фон для сравнения, потому что Петербург в прошлом году провел гигантскую транспортную реформу. Во-первых, они долго обещали и наконец убрали абсолютно все частные маршрутки. Их было очень много в городе, и власти компенсировали все маршруты частных перевозчиков своими новыми муниципальными маршрутами. Они закупили тысячи три новых автобусов на больше сотни с чем-то новых маршрутов. Какой-то нечеловеческий масштаб.

На практике ты теперь практически в любом месте города будешь ждать автобус максимум минут 10. А на каких-то центральных артериях, широких и популярных улицах за минуту всегда проезжает несколько автобусов и троллейбусов. Да, автобусов стало какое-то невероятное количество. И это очень круто, потому что ты реально можешь не беспокоиться о том, чтобы куда-то уехать. Я не буду говорить за все направления в городе, но по тем, которые нужны мне, всё работает.

Автобусы есть, всегда можно сесть на них и уехать без каких-то особых проблем. Я это к тому, что проблема решаема и есть опыт, как ее можно решать. Поэтому в Красноярске мне это было видеть очень странно.

Может, дело в финансировании и в том, что, наверное, у Питера побольше бюджет?

— Да, безусловно. Но я к тому, что мне не кажется, что нынешняя ситуация с общественным транспортом в Красноярске возникла внезапно и застала всех врасплох. Красноярцы встречаются с ней каждый день. Я не следил, были ли городские дискуссии об этом, обсуждается это или нет, но на практике я увидел, что ситуация удручающая.

— Перед Красноярском в этом году ты еще был в Омске и Тюмени. Как Красноярск в плане транспорта отличается от них?

— Если честно, там на общественном транспорте я ездил гораздо меньше, чем в Красноярске, поэтому я бы не стал его оценивать в этих городах.

Чтобы сказать хоть что-нибудь хорошее: мне нравится, как в Красноярске решен вопрос, например, с оплатой в транспорте. В этом плане довольно удобно: у тебя есть куча возможностей — от приложения до карты и налички. Такое есть не в каждом городе. В Красноярске с этим не было вообще никаких проблем, а вот в Омске или Тюмени, например, я в общественном транспорте не смог рассчитаться ни наличкой, ни банковской картой — принималась только транспортная, а ее где-то надо было найти и пополнить.

— Иронично, но как раз недавно в Красноярске почти на полтора дня в автобусах сломалась система оплаты банковскими картами.

— То есть и с этим все не слава богу? Ну по крайней мере у меня за почти две недели, что я был в Красноярске и ездил на общественном транспорте, с оплатой никаких проблем не возникало.

— А как тебе состояние транспорта в Красноярске, автобусов, на которых ездил?

— Ну не то, чтобы всё было прямо замечательно, но и не то, чтобы прямо ужасно. Есть автобусы, которые очевидно довольно старые. Я сел на 43-й — это, по-моему, ЛиАЗ, которые в городе тоже, наверное, лет 20 ездят? Но автобусов в каком-то катастрофическом состоянии я не видел. Ездил на 38-ом — таком маленьком белом автобусике, это пазики, наверное? Там проблемы с задней подвеской — их сильно трясет.

Не могу сказать, что городские автобусы в том же Петербурге как-то радикально удобнее. Да, они поновее и у них есть входы usb, в которых ты телефон можешь зарядить. Ну это мило, но если тебе долго ехать в этом автобусе, ты, в общем, точно так же себя будешь чувствовать, как в Красноярске.

Осмелимся предположить, что разница между долгой поездкой в Питере и Красноярске всё же будет чувствоваться

— А если не про общественный транспорт, а про такси? Вот ты вышел из аэропорта, заказал машину…

— По сравнению с последним моим приездом такси как-то неприятно подорожало. Помню, когда я был в конце 2021-го или в начале 2022-го, по сравнению с Петербургом цены в Красноярске вызывали у меня веселый и радостный смех. Мы встречались с подругой в центре, и в конце мне надо было ехать в Студгородок, а ей — на Предмостную. И такси через Предмостную в Студгородок тогда вышло рублей в 170. Я тогда с большим удовольствием и легкостью перемещался на такси по Красноярску.

Сейчас ситуация другая. В Петербурге мне приехать с Васильевского острова в аэропорт стоило меньше, чем в Красноярске из Ветлужанки в аэропорт. Я, правда, не сравнивал расстояния. Но, тем не менее, и в Москве добраться до аэропорта обошлось дешевле, чем в Красноярске. Ну и в целом я обратил внимание, что перемещаться на такси по городу стало дороже.

Справедливости ради, в те дни, когда я был в Красноярске, с движением на дорогах всё было не слава богу, потому что выпало много снега. Я ездил на интервью на «Приму», и там мне сказали, что они обычно на начало эфира закладывают еще минимум запасных полчаса, потому что все знают, что происходит на дорогах.

— Как справлялись со снегом на дорогах, по-твоему?

— Ну, что-то очищали, что-то не очищали. Было ощущение типа: «Ребята, у нас коммунальный трындец, потому что опять выпал снег, как всегда неожиданно». Но больше беспокоило, что из-за перепадов температуры весь снег тогда быстро превратился в грязь. То есть, пожалуй, тогда это была больше погодная проблема, чем недосмотр городских служб.

Хотя вообще много где, в том числе в центре, было так, что дорогу очистили и оставили лежать кучи снега, через которые людям приходилось перелазить. Где-нибудь на Стрелке всё было убрано и было ощущение, что проспект Мира — чистый-чистый, но ты шел дальше вглубь центра и видел эти лежащие кучи, которые там оставили. Это про центр — а, скажем, в Студгородке и Ветлужанке просто все тротуары и дороги были в снегу.

Красноярск после потепления

— Кроме транспорта и дорог, на что ты еще обратил внимание?

— Это тоже не новая история, но с ней тоже по-прежнему не происходит никаких улучшений — обрезка деревьев. Мы гуляли с другом в районе Матросова и вспоминали этот прекрасный слоган про миллион деревьев. Там в одном большом дворе растет много деревьев между домами — и по ощущениям никакие их ветки особо не мешали. Но там мы увидели просто какую-то адскую резню — с деревьев обрезали как будто вообще всё. Рядом стоит машина, в которую это всё запихивают и уничтожают. Ну и в целом это выходной день, лежат эти все обрезанные ветки, весь двор ими заложен, и техника гремит. Выглядит просто чудовищно.

Почему именно такой итоговый вид деревьев считается чем-то, к чему нужно стремиться? Я не понимаю, какие проблемы решаются этой обрезкой, я не понимаю, чем эти деревья мешают. Ты идешь по улицам, торчат везде обрубки и это всё производит очень удручающее впечатление.

— А что-то хорошее ты всё же увидел? Вот все хвалят местные рестораны, заведения — Красноярск, как известно, гастростолица Сибири.

— Меня друг — ресторанный критик — подкармливал всякими штуками в этот раз. Он же порекомендовал бар «Мексиканец в кустах» под окнами вашего же офиса. Там как раз делают «барную улицу», вот на нее я бы посмотрел — может, что-то интересное там получится. Каких-то других новых мест я для себя не открыл. Я ходил в основном в старые знакомые типа «Академии кофе» и «Культуру». Там ничего не изменилось, и это было приятно. Гастротуризм так называемый я для себя не устраивал.

А люди, красноярцы, по-твоему, как-то поменялись?

— Я, разумеется, общался в своем старом кругу и как-то особо не попадал в новые для себя коммуникационные контексты, так что изменения и о чем говорят в массе красноярцы, тоже не могу оценить. Но вот я был на Российской креативной неделе. Послушал, как замгубернатора рассказывает, как Красноярский край классно продвигается в плане возможности снимать тут кино. Это было интересно. Надеюсь, из этого что-то получится.

Хотя, с другой стороны, сделали вот сериал «Красный Яр». Я его глянул и как-то… ну, да, классно, что его сняли в Красноярске и в крае, но он не выглядит так, что хочется его начать немедленно смотреть.

— Давай резюмируем, какие в целом впечатления остались.

— У меня как-то так получается, что я всё время приезжаю в Красноярск в основном в зимнее время. Хочется приехать хоть раз летом и посмотреть на город в теплую погоду, с зелеными деревьями — если они найдутся. А то всё-таки немножко заколебало всё время мерзнуть и ходить под снегом.

А в целом у меня в этот раз осталось странное впечатление. Я вспоминал 2019 год, когда была Универсиада и город приводили в порядок, как-то благоустраивали, центр был весь красивый. Я как раз тогда приезжал весной и застал еще хвост Универсиады. Это выглядело прямо прикольно: действительно было видно, что в городе что-то сделали, его как-то так подтянули.

А сейчас есть такое ощущение, что это всё немножко уже как-то размылось, а какого-то следующего шага для того, чтобы снова всё отмыть, очистить, как будто не было сделано. К Универсиаде навели красоту, и вот всё время после этого она потихонечку куда-то рассыпается.

Где-то даже буквально: это видно по некоторым домам в центре, на проспекте Мира, где всё осыпалось. Вот, например, дом, где раньше «Мартиника» была (проспект Мира, 85). Он просто весь облупился. Такое ощущение, как будто его подготовили к ремонту, отбили всю осыпающуюся штукатурку на фасаде, а потом просто решили не ремонтировать. Может быть, это просто я попал в такой промежуток, и скоро его правда отремонтируют. Но пока выглядит довольно устрашающе.

Короче, ощущение, что люди, власти немножко подзабили на город в последнее время, и сейчас на них какие-то другие заботы навалились — что, наверное, так и есть. А город, он такой, типа не в приоритете. Типа погодите, сейчас нужно другими более важными делами позаниматься, а с остальным разберемся, когда уже время будет. И силы, и средства, и всё остальное.

Вы согласны с Сергеем Мезеновым?

Да
Нет
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства